Изучение продуктов деятельности

Изучение продуктов деятельности — это исследовательский метод, который позволяет опосредованно изучать сформирован-Ность знаний и навыков, интересов и способностей человека на основе анализа продуктов его деятельности. Особенность этого

метода заключается в том, что исследователь не вступает в кон­такт с самим человеком, а имеет дело с продуктами его предше­ствующей деятельности или размышлениями о том, какие изме­нения произошли в самом испытуемом в процессе и в результате его включенности в некоторую систему взаимодействий и отно­шений. Поэтому в широком плане изучение продуктов деятельно­сти — это изучение последствий предпринятых усилий, внесен­ных изменений, реальных сдвигов в жизненных позициях, систе­ме отношений и ценностей человека. В более узком плане речь может идти, если так можно выразиться, о материализованных результатах деятельности воспитанников: сочинениях, контрольных и проверочных работах, рисунках, поделках, моделях и др. На­пример, просмотр нарисованных испытуемым картин может ока­зать существенную помощь в определении его способностей в ху­дожественном творчестве, выработанности навыков, уровня раз­вития творческих возможностей.

Изучение продуктов деятельности позволяет судить о достигну­том уровне деятельности и о самом процессе выполнения постав­ленных задач. При этом важно иметь представление об уровне го­товности субъекта к определенным видам деятельности, о характе­ре заданий и условиях, в которых они выполнялись. Имея эти све­дения, исследователь может судить о добросовестности и упорстве в достижении цели, о степени инициативы и творчества в выпол­нении работы, т. е. о сдвигах в развитии личности. Полученные ис­следователем представления о творческих возможностях и пережи­ваниях испытуемого дают основание для переосмысления взаимо­связи всех имеющихся данных и характеристики его личности.

Сочетание исследовательского метода изучения продуктов де­ятельности с наблюдением, экспериментом и т.д. дает возмож­ность изучать особенности и последовательность выполнения дей­ствий в процессе деятельности. Это позволяет получить представ­ление не только о механизмах выполнения действий, но и об ус­ловиях выполнения деятельности. Поскольку единичный успеш­ный продукт деятельности может быть получен случайно, жела­тельно проведение анализа разных продуктов деятельности одно­го и того же испытуемого. Сохранение продуктов деятельности обеспечивает возможность их последующего сравнения, оценки динамики и результатов развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: