Монументальное искусство

МОЗАИКА

Мозаику сейчас делают иначе, чем в древности. В древности каждый камень смальты вдавливался в сырой раствор. Это очень сложный метод, т.к.необходимо за короткий промежуток высыхания раствора выложить всю композицию. Современные мастера если и используют такой подход, то только при небольших объемах. Самый распространенный метод в современности такой: на ровной поверхности набирается изображение. Затем сверху оно заклеивается бумагой в несколько слоев. Когда клей высох, а камни пристали к бумаге, все изображение переворачивается бумагой вниз. По краям делается опалубка и заливается раствор. Когда раствор высох, опалубка снимается, все изображение вновь переворачивается лицом вверх. Наклеенная бумага смывается обычной водой. Большие по объему композиции делают по частям, затем куски изображения состыковывают между собой.

Другой способ изготовления: смальта приклеивается к стене клеем, т.о.набирается все изображение целиком, после чего пространство между кусочками смальты заполняется раствором.

Используют не только смальтовые камни, но и обычную гальку, хотя эффект, конечно, намного хуже.

ФРЕСКА

Стена так же, как и доска для иконы, должна хорошо просохнуть. Новопостроенный храм вообще должен просохнуть и устояться, т.к.любое строение со временем дает осадку. Выдержка в древности составляла не менее трех лет. Здание при этом должно быть защищено от влаги сверху (крыша) и снизу (фундамент не должен находиться в воде). На период высыхания стен храма их можно оштукатурить и покрыть какой-нибудь влагопропускащей краской. Иконостас в этот период времени лучше не писанный, а литографический, т.к.в храме повышенная влажность.

Если же храм был передан в хорошем состоянии, то сразу можно приступать к штукатурке для фрески. Если штукатурка накладывается вторым слоем, то вначале делается насечка для лучшего сцепления слоев. Роспись делается по сырой штукатурке. Состояние невысохшей штукатурки длятся около суток, для меньшей скорости высыхания поверхности в храме повышается влажность. Краска – пигмент, разведенный с водой. Стена впитывает краску и т.о.затвердевает. Наполнитель для штукатурки (песок) лучше использовать карьерный, т.к.морской или речной обкатан водой и плохо пристает.

При штукатурке известью необходимо удалить соли из известкового раствора прежде чем наносить его на стены. Быстро это можно сделать так: известь засыпается в бочки и заливается водой. Каждый день активно перемешивать и удалять выступающие на поверхности воды пленки. Воду выливать не нужно. Это мертвая вода, в ней умерло все органическое и поэтому ее хорошо использовать для разведения красок.

Фреска – это специфический рисунок. Признак фрески – краска впиталась в раствор (слой штукатурки) или известь. Однако чистые фрески нигде не делались, т.е.после высыхания слоя штукатурки работа над изображением продолжалась. Конечно, эти слои уже не впитывались в стену, но ими завершилась работа. В современной практике стенная роспись и вовсе делается по сухой штукатурке. После полного выыхания изображения (обычно для этого нужно около года) рисунок закрепляют. Раствор для закрепления обычно такой: 0.5 ведра обезжиренного молока, 0.5 ведра известковой воды (та самая мертвая вода), штук 10 яиц. Этот состав наносят из краскопульта или кистью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: