Особенности медицинского статуса детей-сирот

Основными причинами инвалидности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются:

1. психические расстройства и расстройства поведения ( в основномумственная отсталость);

2. болезни нервной системы (в основном детский церебральный паралич (ДЦП);

3. врожденные аномалии (в основном аномалии нервной системы и системы кровообращения), деформации и хромосомные нарушения.

Среди основных нарушений в состоянии здоровья, приводящих к ограничению жизнедеятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделяют:

1. умственные нарушения;

2. другие психологические нарушения;

3. языковые и речевые нарушения;

4. двигательные нарушения;

Таким образом, умственная отсталость и умственные нарушения являются основной причиной инвалидности и ограничения жизнедеятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Основные виды интеллектуальных нарушений.

Умственная отсталость
олигофрения деменция
врожденное или приобретенное в раннем детстве (до 3-х лет) общее психическое недоразвитие с преимущественной недостаточностью интеллектуальных способностей распад более или менее сформированных интеллектуальных функций

Слабоумие (олигофрении и деменции), являясь следствием необратимого деструктивного процесса в мозге, характеризуется, прежде всего, неспособностью к творческому мышлению, правильным суждениям и умозаключениям. Среди детей с умственной отсталостью преобладают мальчики (встречаются в 1,5-2 раза чаще).

Умственную отсталость по степени тяжести расстройства и по градации достигаемого больными уровня социального приспособления делят на 4 типа.

1. Легкая степень расстройства (дебильность). IQ 50-69 баллов. Наиболее распространенный вариант умственной отсталости (ооло75% от общего числа УО). Несмотря на видимую задержку развития, больные в дошкольном возрасте часто не отличимы от здоровых: они в состоянии усваивать навыки общения и самообслуживания, отставание сенсомоторики минимально. К позднему подростковому возрасту при благоприятных условиях они осваивают программу пяти-шести классов обычной школы, в дальнейшем могут справиться с посильной работой, не требующей навыков абстрактного мышления, жить и вести хозяйство самостоятельно, нуждаясь в наблюдении и руководстве лишь в ситуациях серьезного социального или экономического стресса. Низкая социальная компетенция резко ограничивает их социальный ролевой репертуар.
2. Умеренная степень расстройства (имбецильность). IQ 35-49 баллов.Отстают в возрастном развитии речевые навыки и навыки самообслуживания. Заметное отставание интеллекта делает необходимым постоянное умеренное наблюдение. Возможно освоение социальных и ручных навыков, самостоятельные покупки, поездки по знакомым местам. В дальнейшем больные могут избирательно общаться и устойчиво справляться с неквалифицированным и несложным трудом в специализированных учреждениях.
3. Тяжелая степень расстройства (тяжелая олигофрения). IQ 20-34 балла.Развитие речевых навыков и моторики минимально, в дошкольном периоде больные, как правило, не способны к самообслуживанию и общению. Только в подростковом возрасте при систематическом обучении оказывается возможным ограниченное речевое и невербальное общение, освоение элементарных навыков самообслуживания. Приобретение ручных навыков невозможно. В дальнейшем при постоянном наблюдении контроле возможно достижение автономности существования на резко сниженном уровне.
4. Глубокая умственная отсталость (идиотия). IQ ниже 20 баллов. Минимальное развитие сенсомоторики позволяет в некоторых случаях при систематической тренировке добиться резко ограниченных навыков самообслуживания лишь в подростковом возрасте, что делает необходимым постоянный уход за больными. Большинство пациентов остаются неподвижными и неспособными контролировать физиологические отправления. Элементарное общение достижимо лишь на невербальном уровне.

Чем больше выражена интеллектуальная недостаточность, тем раньше она обращает на себя внимание. Возможности выявления резко усиливаются с началом обучения в школе, достигая пика к 10-15 годам.

Умеренные и более глубокие формы интеллектуальной недостаточности представлены во всех социальных слоях общества, тогда как легкие формы преобладают в малообеспеченных семьях, где число таких детей достигает 10-30%.

В возникновении олигофрении значительную роль играют наследственные факторы. Легкие формы умственной отсталости представляют качественно иную группу с точки зрения наследственности, чем тяжелые ее формы. Здесь намного меньше представлена патология экзогенного происхождения, хотя неблагоприятные факторы среды играют несомненную роль. Легкая умственная отсталость обычно не сопровождается заметными изменениями в физическом облике или в поведенческих реакциях. Однако для этих форм умственной отсталости наблюдается семейное накопление. Оценки интеллекта родственников при легких формах умственной отсталости говорят о тенденции снижения интеллекта в этой группе.

Тяжелая форма умственной отсталости часто встречается в семьях с нормальным уровнем интеллекта и является следствием экзогенных (внешних) причин или связана с хромосомными нарушениями и различными наследственными заболеваниями.

Исследования генетики умственной отсталости сопряжены с многочисленными трудностями, поскольку умственная отсталость объединяет целую группу заболеваний с разной этиологией. Тяжелые формы умственной отсталости относятся к компетенции медицинской генетики. Легкие формы являются предметом изучения психогенетиков, поскольку, по-видимому, могут быть отнесены к крайним вариантам нормальной вариативности по интеллекту.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: