Дадаист выдвигает какое-нибудь положение, но сейчас же, в той же фразе, отрицает как это положение, так и отрицание его

Дадаист ради неожиданности сочетает и ничего общего между собой не имеющие фразы, стараясь быть в пределах каждой из них наиболее «оригинальным» и фантастичным.

Циничность. Дадаисты, особенно немецкие, нередко пользовались типографским акцентированием стиха, применяя в одном и том же стихотворении разные типы шрифтов и заверстывая текст в разных, геометрических и «живописных» формах. Отсюда возникла в дадаистической поэзии так наз. «поэма-картина», где типографский набор создает определенный зрительный образ.

ФУТУРИЗМ (итал. futurismo от лат. futurum – будущее) – авангардистское художественное течение 1910-х– начала 1920-х ХХ в., наиболее полно проявившееся в Италии (родине футуризма) и России.

Днем рождения футуризма считается 20 февраля 1909, когда в парижской газете «Фигаро» появился написанный Т.Ф.Маринетти Манифест футуризма. Именно Маринетти стал теоретиком и вождем первой, миланской, группы футуристов. Манифест был обращен к молодым итальянским деятелям искусства («Самые старые среди нас – тридцатилетние, за 10 лет мы должны выполнить свою задачу, пока не придет новое поколение и не выбросит нас в корзину для мусора.»). В манифесте отрицались все духовно-культурные ценности прошлого.

Неслучайно футуризм возник в Италии, стране-музее. «У нас нет жизни, а есть только одни воспоминания о более славном прошлом… Мы живем в великолепном саркофаге, в котором плотно привинчена крышка, чтобы не проник свежий воздух», – жаловался Маринетти. Сам Маринетти за свою жизнь опубликовал свыше 80-ти манифестов, касающихся не только самых разных видов художественного творчества, но и самых разных сторон жизни. Во всех своих произведениях, как теоретических, так и художественных (стихи, роман Мафарка-футурист) Маринетти, как и его сподвижники, отрицал не только художественные, но и этические ценности прошлого.

Устаревшими были объявлены жалость, уважение к человеческой личности, романтическая любовь. Упоенные новейшими достижениями техники, футуристы стремились вырезать «раковую опухоль» старой культуры ножом техницизма и последних достижений науки. На мировоззрение футуристов оказали сильное влияние идеи Ницше с его культом «сверхчеловека». Очищение мира от «рухляди» они видели в войнах и революциях. «Война – единственная гигиена мира», «Слово «свобода» должно подчиниться слову Италия», – провозглашал Марирнетти.

Ключевым лозунгом итальянских футуристов в литературе стал – «Слова на свободе!» – не выражать словами смысл, а дать самому слову управлять смыслом (или бессмыслицей) стихотворения. Один из современников описал, как читал свое стихотворение о войне Маринетти: «Бум, бум.. и поясняет: – это ядра. Бум, бум…тарарх – разрыв снаряда. Пик, пик, пик – ласточка пролетает над полем сражения. У-а-а, Маринетти рычит так, что в двери кабинета показывается испуганное лицо лакея, – это издыхает раненый мул».

«Мы бросим в будущее локомотивы нашего вдохновения», – провозглашал Маринетти, и публика начинала подражать свисткам отходящих паровозов. Именно с футуризма начинается тенденция последовательного выхода художника за пределы искусства.

Хуго Балль (22 февраля 1886, Пирмазенс — 14 сентября 1927, Коллина д’Оро) — немецкий поэт и драматург, эссеист, журналист. Один из основателей дадаизма.

Изучал Шопенгауэра и Ницше, активный участник берлинской художественной жизни в период до Первой мировой войны. Дезертировал с фронта в Швейцарию, где и открыл в 1916 году в Цюрихе «Кабаре Вольтер». Автор парадоксальных сочинений, симультанных поэм («когда мысль рождается во рту») и брюистской (шумовой) музыки.

Деятельность Хуго Балля в группе дадаистов заключалась в приспособлении философской традиции и немецкой поэтики XIX века к техническим и формальным потребностям искусства XX века. Балль работал в разных областях искусства, провозглашая синтетический подход к созданию произведения.

Рихард Хюльзенбек (родился в Франкенау, Германия, 1892 - умер в Тичино, Швейцария, 1974) - одна из центральных фигур дадаизма.

" Создать литературу с оружием в руках какое-то время было моей мечтой " написал он в 1920 году. Его идеи были родственны левому направлению политики, однако, идеалист-Хюльзенбек и его компаньоны сделали своим лозунгом "дадаизм - немецкий большевизм", что имело тяжёлые последствия в дальнейшем, когда национал-социалисты осудили все аспекты современного искусства как большевизм.

Триста́н Тцара́ (настоящее имя и фамилия Сами Розеншток, рум. 14 апреля 1896, Румыния — 24 декабря 1963)

Основатель дадаизма («Первое небесное приключение господина Антипирина», 1916; «25 стихотворений», 1918; «7 манифестов дада», 1916—1924). В дальнейшем деятельный участник сюрреалистского движения («Эссе о положении поэзии», 1931). В 1936 вступил во Французскую коммунистическую партию. Участвовал в Сопротивлении. В 1956 вышел из рядов ФКП в знак протеста против подавления Венгерского восстания силами советской армии. Похоронен в Париже, на кладбище Монпарнас.

ХАУСМАН Рауль (1886, Вена -1971) - Немецкий художник чешского происхождения. Хаусман учился в Берлине, а с 1911 испытал влияние кубизма, Дж. Де Кирико и итальянских футуристов. В 1918 он становится одним из основателей клуба дадаистов в Берлине, где читает свои <фонетические поэмы>. После 1923 Хаусман бросает занятия живописью и посвящает себя оптике, в частности теории <Оптофона> (как называлась одна из его статей).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: