Вопрос 7 Дэвид Герберт Лоуренс

Природные принципы бытия в романе Дэвида Герберта Лоуренса «Любовник леди Чаттерли» // Игровое построение романа Верджинии Вульф «Орландо» // Сатира нравов в романе Ивлина Во «Пригоршня праха»

Дэвид Герберт Лоуренс (11 сентября 1885, Иствуд, графство Ноттингемпшир — 2 марта 1930, Ванс) — английский писатель. Был четвёртым ребёнком в семье малограмотного шахтёра и бывшей школьной учительницы. Натянутые отношения между родителями легли в основу многих его ранних работ.

В 1898 году Лоуренс получил стипендию в Ноттингемскую высшую школу, а в 1906 году завершил свое образование на педагогическом факультете Ноттингемского университета. Преподавал в начальной школе Кройдона, где и начал писать стихи и рассказы. В 1907 году он выиграл конкурс рассказов газеты Nottingham Guardian.

Его первый роман, «Белый павлин», был опубликован в 1911 году, несколько недель спустя смерти его матери, после которой он серьёзно заболел. Лоуренс оставил преподавание и написал «Нарушитель границ». За ним последовал роман «Сыновья и любовники»— его первая серьёзная работа, являвшаяся полуавтобиографическим отчётом о юности и двусмысленных отношениях с родителями.

В январе 1912 года Лоуренс встретил Фриду фон Рихтхофен (Frieda von Richthofen) — жену своего бывшего преподавателя и мать троих детей. Лоуренс пробовал свои силы как поэт с самой юности. Начинал он с вполне традиционных «георгианских» стихов, но его творческий поиск привел к тому, что он разработал собственную, неповторимую поэтику, близкую к той, что использовали поэты из группы имажистов. Лоуренс печатался в антологиях поэтов-имажистов. Яркая, чувственная поэзия Лоуренса далеко не сразу завоевала признание читателей и критиков. При его жизни его поэзию ценили лишь специалисты. Однако сейчас Лоуренс считается одним из признанных классиков поэзии двадцатого века.

Во время своего пребывания на Вилле Миренда во Флоренции в 1928 году он написал и опубликовал свой последний роман «Любовник леди Чаттерлей». В Великобритании роман был опубликован лишь в 1960 году. Он находился под запретом из-за использованной в тексте ненормативной лексики, откровенных сексуальных сцен, а также непристойности сюжетной линии: любовной связи парня из рабочего класса и аристократки.

Слабое здоровье Лоуренса резко пошатнулось в 1930 году. В последние месяцы своей жизни он много писал стихи, статьи и эссе.

«Любовник леди Чаттерлей» - Клиффорд, патриций-калека, интеллектуал, и Оливер, егерь, "дитя природы", отшельник, "терпеливый и страстный", ведут, каждый на своей территории, битву за одну женщину. Классический любовный треугольник венчает молодая жена Клиффорда - Констанция, та самая леди Чаттерли, в которой бьется живая кровь, и не находят выхода желания. Встреча с Оливером Меллорсом круто меняет жизнь Констанции. Она впервые понимает, что значит по-настоящему любить мужчину. Связь леди и лесника зарождается отнюдь не на уровне разума - эта сфера жизни Конни полностью заполнена ее мужем. Любовников соединяет Эрос. Лоуренс, опираясь на ряд принципов теории психоанализа Зигмунда Фрейда, исследует в романе глубинные силы личности, ее влечения. Сексуальность - вот авторская правда, выражение человеческой искренности, природной чистоты. Именно осознание собственной сексуальности становится единственным спасением героини от ощущения ущербности существования. Уход Костанции от Клиффорда означает освобождение духовное, эмоциональное, возможность быть собой. С этого момента для молодой женщины начинается новая жизнь - тревожная, опасная, но позволяющая ей испытать силу истинного чувства, ощутить свободу, душевную гармонию, полноту бытия. Лоуренс одновременно трепетно и физиологично, перемежая эпитеты нежные и грубые в своей натуралистичности, рисует на страницах романа процесс рождения Женщины.

Клиффорд покинут. Этот образ был создан автором, на первый взгляд, утрированно, для демонстрации абсолютно холодного,безэмоционального, "мертвого" аристократического кружка, куда, словно в могилу заживо, попадает Конни. Она не нашла в себе сил отказать сэру Чаттерли, герою войны - еще молодому, между прочим, человеку, который нашел в себе силы выжить, - когда он предложил ей руку и сердце. Впоследствии Конни бежит не от мужа, близкого ей духовно, а от самого образа жизни, где, даже если ты не парализован физически, тебя сковывают тысячи запретов, и самый страшный из них - запрет быть самим собой.

Лукавый автор не дает читателю прямого ответа, далеко ли убежит Конни со своим любовником-егерем. Оливер, ее проводник в мир естества, в письме к Констанции зовет ее за собой. Ответит ли леди Чаттерли на письмо? Или останется возле мудрого и снисходительного сэра Клиффорда "ждать новой весны, рождения ребенка, будущего лета"? Романная правда совсем не обязательно становится правдой житейской. Так что зря британские блюстители нравов всполошились и не давали чудной эротической книге ходу целых 30 лет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: