Фалес, Пифагор, Демокрит... Первый этап становления античной философии связан с образованием и развитием уникальной культуры греческих полисов -- городов-государств. Наиболее заметными явлениями философской жизни Древней Греции той поры стали:
милетская школа философии (Фалес, Анаксимен, Анакси-мандр);
пифагорейская школа (Пифагор, Филолай);
элейская школа (Парменид, Зенон Элейский);
философия Гераклита из г. Эфеса;
философия Демокрита из г. Абдеры.
Наиболее характерные черты философии этого периода: (1) космологизм, т.е. стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом; (2) онтологизм - - центральной философской проблемой становится проблема бытия.
Идея первоначала, идея всеобщего Философия начиналась с поиска! рационального ответа на вопрос, поставленный еще в мифологии, — о происхождении мира. Найденное философами решение заключалось в идее первоначала.
Новизна идеи состояла в том, что первоначало как первооснову (то, из чего все состоит) и как первопричину всего сущего искали не вне природы, а в ней самой. Первые философы стремились выделить всеобщее в самих вещах, что указывало на переход к рациональному, теоретическому постижению мира.
|
|
Так, в роли первоначала выступали: - - у Фалеса - - вода, у Анаксимена -воздух, у Гераклита — огонь, у Эмпедокла — все четыре стихии разом (вода, огонь, земля и воздух)
Таким же абстрактным было учение о первоначале великого древнегреческого математика и философа Пифагора (ок. 584— 500 до н.э.) и его последователей. Суть их подхода выражает тезис: «Все есть число». Именно числа в учении пифагорейцев играют роль исходных сущностей, определяющих все видимые явления и процессы. Все вещи нашего мира истолковывались как «подражания» числам, а свойства вещей -- как проявления тех или иных числовых соотношений и в конечном счете — числовой гармонии.
Борьба противоположностей: Гераклит Своими диалектическими идеями прославился философ Гераклит (535—470 до н.э.) из Эфеса. Для выражения изменчивости, подвижности и силы первоначала Гераклит использует образ огня:
Этот космос, один, и тот же для всего сущего, не создал никто из богов и никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим.
Главный же стержень учения эфесца - - борьба противоположностей. «Все происходит через борьбу» - учит философ. Единство всегда подразумевает различия и противоположности: искусство в подражание природе создает целостные изображения, смешивая различные краски; а смешение разных голосов создает музыкальную гармонию. Так и космос в целом: его «прекраснейшая гармония» создана противоположными стихиями, качествами, стремлениями. Борьба противоположностей инициирует постоянные изменения — все изменяется, лишь одно изменение постоянно. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды» — гласит приписываемое Гераклиту изречение.
|
|
При этом изменения в мире вовсе не хаотичны, а подчинены определенному порядку — логосу. Логос — необычайно многозначное понятие греческой философии. Оно означает закон, разум, идею, порядок, судьбу. Гераклит использует понятие «логос» для выражения упорядоченности, закономерности хода вещей в мире, направляемого внутренним источником — борьбой противоположностей.