Проблемы первоначала в античной философии досократическго периода

Фалес, Пифагор, Демокрит... Первый этап становле­ния античной философии связан с образованием и развитием уникальной культуры греческих полисов -- городов-государств. Наиболее заметными явле­ниями философской жизни Древней Греции той поры стали:

милетская школа философии (Фалес, Анаксимен, Анакси-мандр);

пифагорейская школа (Пифагор, Филолай);

элейская школа (Парменид, Зенон Элейский);

философия Гераклита из г. Эфеса;

философия Демокрита из г. Абдеры.

Наиболее характерные черты философии этого периода: (1) космологизм, т.е. стремление понять сущность природы, кос­моса, мира в целом; (2) онтологизм - - центральной философ­ской проблемой становится проблема бытия.

Идея первоначала, идея всеобщего Философия начиналась с поиска! рационального ответа на вопрос, поставленный еще в мифоло­гии, — о происхождении мира. Найденное философами решение заключалось в идее первоначала.

Новизна идеи состояла в том, что первоначало как первооснову (то, из чего все состоит) и как первопричину всего сущего искали не вне природы, а в ней самой. Первые философы стремились выделить всеобщее в самих вещах, что указывало на пе­реход к рациональному, теоретическому постижению мира.

Так, в роли первоначала выступали: - - у Фалеса - - вода, у Анаксимена -воздух, у Гераклита — огонь, у Эмпедокла — все четыре стихии разом (вода, огонь, земля и воздух)

Таким же абстрактным было учение о первоначале великого древнегреческого математика и философа Пифагора (ок. 584— 500 до н.э.) и его последователей. Суть их подхода выражает те­зис: «Все есть число». Именно числа в учении пифагорейцев играют роль исходных сущностей, определяющих все видимые явления и процессы. Все вещи нашего мира истолковывались как «подражания» числам, а свойства вещей -- как проявления тех или иных числовых соотношений и в конечном счете — чи­словой гармонии.

Борьба противоположностей: Гераклит Своими диалектическими идеями прославился философ Гераклит (535—470 до н.э.) из Эфеса. Для выражения изменчивости, подвижности и силы пер­воначала Гераклит использует образ огня:

Этот космос, один, и тот же для всего сущего, не создал никто из богов и никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим.

Главный же стержень учения эфесца - - борьба противопо­ложностей. «Все происходит через борьбу» - учит философ. Единство всегда подразумевает различия и противоположности: искусство в подражание природе создает целостные изображе­ния, смешивая различные краски; а смешение разных голосов создает музыкальную гармонию. Так и космос в целом: его «прекраснейшая гармония» создана противоположными стихия­ми, качествами, стремлениями. Борьба противоположностей инициирует постоянные изменения — все изменяется, лишь од­но изменение постоянно. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды» — гласит приписываемое Гераклиту изречение.

При этом изменения в мире вовсе не хаотичны, а подчине­ны определенному порядку — логосу. Логос — необычайно мно­гозначное понятие греческой философии. Оно означает закон, разум, идею, порядок, судьбу. Гераклит использует понятие «ло­гос» для выражения упорядоченности, закономерности хода ве­щей в мире, направляемого внутренним источником — борьбой противоположностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: