Социально-правовые взгляды французских просветителей

Выступая против теологического объяснения общественных процессов, Французские Просветители утверждали доминирующую силу просвещенного человеческого разума в истории.

Ламетри считал необходимыми формами общественной связи мораль и религию, хотя допускал существование безрелигиозного общества, а мерилом добродетели провозглашал общественный интерес – все, что полезно обществу. Но считал, что люди от природы вероломны и злы, в связи с этим характерной чертой цивилизации он называет конфликт между прирожденной злобностью людей и добродетелями, культивирующими общество.

Руссо не принимал точку зрения Ламетри. Он считал, что человек по природе доброе существо. Призывал просвещать людей не отвлеченными науками, а добродетельными поступками; предлагал соединить политическую власть и просвещение. Руссо утверждал концепцию гражданской свободы – естественное состояние равенства в человеческом обществе, а причину неравенства видел в возникновении частной собственности. Отстаивал утопическую идею устранения неравенства путем уравнительного распределения между всеми частной собственности. Развивал идею естественного происхождения государства на основе договоренности между людьми.

Теория общественного договора подверглась значительному изменению у Гольбаха. Сущность общества видел в удовлетворении жизненных потребностей и интересов людей. Необходимость удовлетворения потребностей заставляет людей объединиться, заключить договор с обществом и условия этого договора учитывают интересы, как гражданина, так и общества в целом. Долг общества – обеспечить своим гражданам счастливую жизнь, но при этом граждане должны служить общественным интересам. Источник пороков общества – непонимание людьми своих настоящих интересов, незнание путей, которые могли бы привести к благополучию.

Кондорсе считал неравенство в обществе законным, как следствие права собственности, и развивал идеи полной свободы торговли. Естественные права индивидов видел в трех аспектах:

- право личной собственности на необходимые вещи

- право частной собственности на вещи, созданные трудом (движимая собственность)

- право на землю, приведенную в пригодное для земледелия состояние.

Выдвинул идею поступательного развития общества.

Важной стороной социально философской концепции просветителей был просветительский пацифизм – осуждение агрессивности, экспансионизма, захватнических войн. Причины захватнических войн усматривали в психологических чертах правителей.

В вопросе об источниках социальных противоречий в обществе мнения просветителей расходились: Руссо – возникновение частной собственности. Вольтер, Гельвеций, Гольбах – природное неравенство сил и способностей людей, действия тиранов и несправедливых правителей.

Предлагая преобразовать общество на принципах разума и справедливости, французские просветители отстаивали в целом пути мирного реформирования общества, идущие сверху от просвещенных правителей. Революционный путь признавался как крайний случай.

Философия французского просвещения подготовила духовные основы Французской буржуазной революции, выдвинув такие принципы гражданского общества, как свобода, равенство и братство, социальная справедливость и гуманизм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: