Одним из центральных разделов философии (далее фил.), изучающим проблему бытия является онтология (далее онт.). Сама проблема – одна из важнейших в фил. Становление фил. начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философии в первую очередь интересовались онтологией, пытались понять сущность бытия, а уже потом философия расширила свой предмет и включила в себя гносеологию (учение о познании), логику и иные философские проблемы.
Бытие означает наличествовать, существовать. Для раскрытия категории «бытие» необходимо выделить ряд положений:
- окружающий мир, предметы, явления реально существуют
- окружающий мир есть
- он развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе
- природа, общество, человек, мысли и идеи равно существуют, они образуют целостную бесконечность непреходящего мира, т.е. они сосуществуют
- материя и дух – единые, но в то же время противоположные сущности, реально существуют.
Таким образом, бытие – реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.
Для обозначения общей основы всего существующего в философии есть две категории: субстрат и субстанция. Первое – это то, из чего сделано все. Субстанция – первооснова всего существующего. Учение, принимающее за основу всего существующего одно начало – монизм. (В противовес – дуализм, два равноценных начала).
В истории фил. преобладает монистический подход (сущ. 2 формы монизма – идеалистический монизм (идеальные начала являются первоосновой мира) и материалистический монизм (материя – первооснова мира)).
Под действительностью (реальностью) понимается вся совокупность всех состояний объекта мира в прошлом, настоящем и будущем. Объективная реальность – объективное существование каких-либо предметов, явлений независимо от сознания человека.
Субъективная реальность – сознание и все те процессы, которые в нем происходят.
Суб. и объект. реальности очень тесно связаны, взаимодействуют и влияют друг на друга. Связующее звено между ними – человек (существо, принадлежащее и объект. (телесность) и субъект. (сознание) миру).
Бытие – единство субъективной и объективной реальности. Человек – точка пересечения этих реальностей. В этом смысле человек – центр бытия, а его судьба – ядро философской проблемы в целом.
Основные формы бытия:
- материальное бытие – существование материальных тел, вещей, явлений природы…
- идеальное бытие – существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и внеиндивидуализированного дух. бытия
- человеческое бытие – существование человека как единства материально и духовного бытия
- социальное бытие (включает бытие человека в обществе и бытие самого общества)
- ноуменальное бытие (бытие, реально существующее независимо от сознания того, кто наблюдает за ним со стороны)
- феноменальное бытие – кажущее бытие – то, каким его видит познающий субъект
Небытие – полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто. Предметы могут находиться как в бытие, так и в небытие (человек рожденный и еще не зачатый).