Тема 8. Реформы в области просвещения в первой четверти XVIII века

В годы царствования Петра I развернулись радикальные преобразования в сфере народного просвещения. Следует отметить, что единый образовательный тип древности - церковно-религиозный - разбился на два типа: церковный и светский.

Церковный тип образования был представлен низшими епархиальными училищами, которые давали начальное образование, и духовными семинариями, открывавшимися по образцу московской академии, которые соответствовали среднему и высшему образованию. Церковные школы петровского времени по целям и содержанию образования были во многом схожи с церковными школами первого периода, но сословность стала фактом и для них: поощрялся прием и обучение детей только духовного звания.

Светское образование было представлено большим количеством разнообразных школ, которые не составляли систему и каждая из которых была автономным и полным учреждением. Необходимо обратить внимание на три главных признака этих школ.

1. Государственность: школы учреждались государством и обслуживали государственные интересы.

2. Сословность: для каждого сословия открывался свой тип школы, так как каждому сословию приписывались строго определенные обязанности перед государством.

3. Профессионализм: основная задача школ - подготовка профессионала для государственной службы.

К особенностям организации школ можно отнести:

а) полурусскость (большинство учителей - иностранцы, обучение шло на иностранных языках);

б) энциклопедичность содержания образования (предлагалось учить всему, что может оказаться полезным на службе государству);

в) большую часовую нагрузку;

г) спутанность, бессистемность обучения наукам;

д) принудительный характер обучения (обучение приравнивалось к государственной службе).

Другие формы светского обучения - обучение у отдельных профессионалов и обучение за границей. Общее образование не было представлено какими-либо учебными заведениями. Не получили распространения цифирные школы, первоначально задуманные Петром I как начальные, обязательные, бессословные учебные заведения. Высшее образование было представлено лишь в проектах и открывшейся в 1725 году Академией наук в Петербурге. В целом реформы просвещения проводились спонтанно, без материальной, научной, методической поддержки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: