Основные итоги церковного периода истории русской педагогики

Несовершенство братских школ и потребность в высшем образовании обусловили попытку устроить школу высшего порядка. Такими школами стали Киево-Могилянская академия в Киеве (1620 год) и Славяно-греко-латинская академия в Москве (1682 год).

Следует отметить, что сущностью преобразования братской школы в Киеве в академию заключалась в превращении ее в коллегию по иезуитскому образцу при сохранении церковно-религиозного характера обучения: язык преподавания - латинский; 8 классов (низший, где обучали писать и читать, и 7 обычных - инфима, грамматика, синтаксис, поэзия, риторика, философия, богословие). В академию допускались дети всех сословий и иностранцы, исповедовавшие православие.

В Москве итогом серьезного спора между сторонниками традиционного начетничества и серьезного школьного обучения стало открытие по образцу киевской Славяно-греко-латинской академии, которая стала учебным заведением среднего и даже высшего звена. Цель академии - оберегать православную веру. Содержание обучения: языки, грамматика, риторика, поэзия, философия, богословие, церковное и гражданское право, арифметика, география, история. Методы обучения: диспуты, сочинения, разъяснения, проповеди, чтения и т.д.

В академию принимались люди всякого чина и возраста. Это была свободная бессословная школа. Учителя - русские, воспитанные в православной вере, греки, основательно испытывавшиеся в крепости православия.

Следует подчеркнуть, что московская академия, являясь оплотом православия в государстве, не внесла нового педагогического начала в русское педагогическое самосознание, а лишь развила и облекла в научную по тому времени форму уже давно действующее начало - первостепенную важность для судьбы одного человека и всего государства церковно-религиозного воспитания.

Студентам важно понять, каковы были итоги церковного периода.

1. Педагогика этого периода была заимствованной. Основные педагогические идеи были взяты из церковно-религиозной литературы.

2. Воспитательный идеал был ветхозаветный, суровый, исключавший самостоятельность и свободу детской личности.

3. Образование было церковно-религиозным и заключалось в изучении церковно-богослужебных книг. Образование было одинаковым для всех и свободным, т.е. делом свободного договора между родителями учеников и учителями.

4. Не существовало специальной профессиональной подготовки учителей.

5. Образованию ставилась серьезная воспитательная задача - душеспасительность, стремление сделать людей лучше, научить их премудрости и страху Божьему.

6. Отсутствовало педагогическое сословие (учителей, которые занимались бы только учительством, еще не было).

7. Отсутствовала специальная педагогическая литература.

8. Появление хорошо организованных школ, общественных и государственных, с широким курсом, с особыми учителями, появление школьных уставов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: