Под риском в коммерческой деятельности понимается возможность возникновения непредсказуемых заранее ситуаций, которые могут привести к негативным последствиям.
При этом в классическом риск-менеджменте риск может иметь и положительные последствия (ГОСТ):
– риск – это следствие влияния неопределенности на достижение поставленных целей; под следствием влияния неопределенности необходимо понимать отклонение от ожидаемого результата или события (позитивное и/или негативное);
– риск часто характеризуют путем описания возможного события и его последствий или их сочетания;
– риск часто представляют в виде последствий возможного события (включая изменения
обстоятельств) и соответствующей вероятности.
I) По структурному признаку коммерческие риски могут быть имущественными, производственными, торговыми, финансовыми.
II) В зависимости от сферы возникновения риски делят на внешние и внутренние. К внешним рискам относятся:
– изменения экономической ситуации внутри страны и за ее пределами;
|
|
– изменения в законодательстве, регламентирующем коммерческую деятельность;
– обесценивание полученных доходов в результате роста инфляции, резких колебаний курса рубля;
– изменения в структуре спроса потребителей, вызванные влиянием моды, достижений научно-технического прогресса и т.п.;
– действия конкурентов;
– недобросовестность партнеров по бизнесу и др.
Факторами внутреннего риска прежде всего являются:
– неэффективное управление организацией в целом или ее основными структурными подразделениями;
– использование в коммерческой деятельности недостоверной информации;
– ошибки в организации преддоговорной работы (заключение договоров на невыгодных условиях, необязательность проверок платежеспособности партнеров по договорам и т.п.);
– несвоевременное выполнение договорных обязательств перед партнерами;
– неправильно организованная работа по формированию ассортимента (закупка товаров, сбыт которых невозможен или убыточен);
– несоблюдение персоналом требований к защите информации, составляющей коммерческую тайну, приводящее к возникновению убытков;
– утрата, порча или хищение материальных ценностей по вине работников предприятия торговли.
III) По фактору возникновения риски могут быть: природно-климатическими, политическими, хозяйственными.
IV) Хозяйственные риски делятся на: риски случайно гибели имущества, риски невыполнения договорных обязательств, экономические риски, ценовые риски, маркетинговые риски, валютные риски, инфляционные риски, инвестиционные риски, риски неплатежеспособности.
|
|
V) По длительности воздействия риски бывают: временными, постоянными.
VI) По степени допустимости: допустимые, критические, катастрофические.
VII) По степени обоснованности: правомерные, неправомерные.
Способы снижения:
1) «передача» другому хозяйствующему субъекту, например, в составе холдинга;
2) страхование;
3) создание финансовых, имущественных резервов;
4) лимитирование финансовых потоков по рисковым областям;
5) диверсификация производства;
6) «деление» риска с другим хозяйствующим субъектом, например, с инвестором в инвестиционном проекте.