Основные виды коммерческих рисков и их источники. Основные способы снижения коммерческих рисков

Под риском в коммерческой деятельности понимается возможность возникновения непредсказуемых заранее ситуаций, которые могут привести к негативным последствиям.

При этом в классическом риск-менеджменте риск может иметь и положительные последствия (ГОСТ):

– риск – это следствие влияния неопределенности на достижение поставленных целей; под следствием влияния неопределенности необходимо понимать отклонение от ожидаемого результата или события (позитивное и/или негативное);

– риск часто характеризуют путем описания возможного события и его последствий или их сочетания;

– риск часто представляют в виде последствий возможного события (включая изменения

обстоятельств) и соответствующей вероятности.

I) По структурному признаку коммерческие риски могут быть имущественными, производственными, торговыми, финансовыми.

II) В зависимости от сферы возникновения риски делят на внешние и внутренние. К внешним рискам относятся:

– изменения экономической ситуации внутри страны и за ее пределами;

– изменения в законодательстве, регламентирующем коммерческую деятельность;

– обесценивание полученных доходов в результате роста инфляции, резких колебаний курса рубля;

– изменения в структуре спроса потребителей, вызванные влиянием моды, достижений научно-технического прогресса и т.п.;

– действия конкурентов;

– недобросовестность партнеров по бизнесу и др.

Факторами внутреннего риска прежде всего являются:

– неэффективное управление организацией в целом или ее основными структурными подразделениями;

– использование в коммерческой деятельности недостоверной информации;

– ошибки в организации преддоговорной работы (заключение договоров на невыгодных условиях, необязательность проверок платежеспособности партнеров по договорам и т.п.);

– несвоевременное выполнение договорных обязательств перед партнерами;

– неправильно организованная работа по формированию ассортимента (закупка товаров, сбыт которых невозможен или убыточен);

– несоблюдение персоналом требований к защите информации, составляющей коммерческую тайну, приводящее к возникновению убытков;

– утрата, порча или хищение материальных ценностей по вине работников предприятия торговли.

III) По фактору возникновения риски могут быть: природно-климатическими, политическими, хозяйственными.

IV) Хозяйственные риски делятся на: риски случайно гибели имущества, риски невыполнения договорных обязательств, экономические риски, ценовые риски, маркетинговые риски, валютные риски, инфляционные риски, инвестиционные риски, риски неплатежеспособности.

V) По длительности воздействия риски бывают: временными, постоянными.

VI) По степени допустимости: допустимые, критические, катастрофические.

VII) По степени обоснованности: правомерные, неправомерные.

Способы снижения:

1) «передача» другому хозяйствующему субъекту, например, в составе холдинга;

2) страхование;

3) создание финансовых, имущественных резервов;

4) лимитирование финансовых потоков по рисковым областям;

5) диверсификация производства;

6) «деление» риска с другим хозяйствующим субъектом, например, с инвестором в инвестиционном проекте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: