Факторы, способствующие возникновению и развитию конфликта:
1. Особенности восприятия.
a. Манипулирование восприятием в конфликтной ситуации.
b. Актуализация неприятных воспоминаний.
c. Прямое противопоставление сторон.
d. Расхождение во мнениях.
e. Неверная оценка ситуации.
2. Особенности поведения.
- Неосознаваемое стремление конфликтовать
- Осознание собственной правоты
- Стереотипность поведения в конфликте.
- Перенос детских норм поведения на отношения с взрослыми.
- Попытки манипулирования противоположной стороной.
- Требования, приказы
- Применение административных рычагов
- Прямое физическое воздействие
- Несправедливые наказания, необоснованные требования
- Неподчинение требованиям.
- Угрозы и устрашение.
- Осуждение.
- Провокации.
3. Эмоциональные реакции.
4. Неуважительное отношение к личности.
a. Оскорбления и прозвища.
b. Негативная оценка личности.
c. Высказывания о внешности
d. Негативная оценка значимых людей
e. Ситуация оценивания.
_______________________________________________________________
Проанализируйте предложенные ниже конфликтные ситуации.
Какой фактор спровоцировал возникновение указанной конфликтной ситуации?
Какова причина данного конфликта?
Неудовлетворение какой потребности могло лежать в основе конфликта?
Ситуация 1.
Ученик десятого класса интересуется физикой, математикой. Он нашел книжку по тензорному анализу и самостоятельно ее изучает, что далеко выходит за школьную программу. После уроков ученик подходит к учителю математики и задает следующий вопрос:
«Вы, Иван Петрович, в тензорном анализе сечете?»
Ситуация 2.
Учительница и ученица шли по коридору навстречу друг другу. Учительница поздоровалась первой, а ученица – когда учительница уже прошла мимо. Учительница на классном часе при всех упрекнула ученицу за этот эпизод и обозвала ее «нахалкой». Ученица оправдывалась, но учительница осталась при своем мнении.
Ситуация 3.
Молодой преподаватель и студент совместно несли монитор компьютера по коридору университета. Мимо проходила знакомая студента, учившаяся на другом факультете. Девушка поздоровалась со студентом, но не с преподавателем, возможно, приняв его также за студента. Преподаватель обиделся и долго вспоминал, в какой же группе училась эта девушка, и чем он мог ее так обидеть.