Динамика конфликтов:
1) начало конфликта, определяется объективными (внешними) актами
поведения, направленными против другого участника (конфликтующей сторо-
ны), при условии, что последний осознает эти акты как направленные против
него и им противодействует. Эта несколько усложненная формула означает, что
конфликт будет признан начавшимся, если:
- первый участник сознательно и активно действует в ущерб другому
участнику (т.е. своему противнику); при этом под действиями мы понимаем как
физические действия, так и передачу информации (устное слово, печать, теле-
видение и т.д.);
- второй участник (противник, оппонент) осознает, что указанные дей-
ствия направлены против его интересов;
- второй участник (оппонент) предпринимает ответные активные дей-
ствия, направленные против первого участника.
2) окончание конфликта может иметь различные формы и исходы. Од-
нако в любом случае речь идет о прекращении действий, направленных друг
против друга.
В динамике конфликта можно выделить следующие периоды и этапы
(рисунок 4)
Предконфликтная ситуация – это рост напряженности в отношении ме-
жду потенциальными субъектами конфликта, вызванный определенными про-
тиворечиями. Но противоречия не всегда перерастают в конфликт. Лишь те
противоречия, которые осознаются потенциальными субъектами конфликта как
несовместимые, ведут к обострению социальной напряженности.
Латентный период (предконфликт) включает этапы: возникновение
объективной проблемной ситуации; осознание объективной проблемной си-
туации субъектами взаимодействия; попытки сторон разрешить объективную
проблемную ситуацию неконфликтными способами; возникновение предкон-
фликтной ситуации).
Возникновение объективной проблемной ситуации. Сущность такой си-
туации состоит в возникновении противоречия между субъектами (их целями,
мотиввами, действиями, стремлениями и т.п.) Так как противоречие еще не
осознанно и нет конфликтных действий, то эту ситуацию называют проблем-
ной. Она является результатом действия преимущественно объективных при-
чин.
Объективные противоречивые ситуации, возникающие в деятельности
людей, создают потенциальную возможность возникновения конфликтов. Од-
но из условий такого перехода – осознание объективной проблемной ситуации.
Степень напряженности
Отношений Кульминация
Дифференциация Интеграция
Возникно- Осознание Попытки Предконф- Инцидент Эскалация Сбаланси- Заверше- Частичная Полная
вение объ- объектив- решить ликтная рованное ние кон- нормализа- нормализа-
ективной ной проб- проблему ситуация противо- фликта ция отно- ция отно-
ситуации лемной неконфли- действие шений шений
ситуации ктными
способами
Латентный период Открытый период Латентный период
(предконфликт) (собственно конфликт) (послеконфликтная
ситуация)
Рисунок 4 - Основные периоды и этапы динамики конфликта
Осознание объективной проблемной ситуации. Восприятие реальности
как проблемной, понимание необходимости предпринять какие-то действия для
разрешения противоречия составляют смысл данного этапа. Наличие препятст-
вия для реализации интересов способствует тому, что проблемная ситуация
воспринимается субъективно, с искажениями. Субъективность восприятия по-
рождается не только природой психики, но и социальными различиями участ-
ников коммуникации. Сюда относят ценности, социальные установки, идеалы и
интересы. Индивидуальность осознания порождается также различиями в зна-
ниях, потребностях, других особенностях участников взаимодействия. Чем
сложнее ситуация и чем быстрее она развивается, тем больше вероятность ее
искажения оппонентами.
Попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию некон-
фликтными способами. Осознание ситуации противоречивой не всегда автома-
тически влечет конфликтное противодействие сторон. Часто они, или одна из
них, пытаются решить проблему неконфликтными способами (убеждением,
разъяснением, просьбами, информированием противостоящей стороны). Ино-
гда участник взаимодействия уступает, не желая перерастания проблемной си-
туации в конфликт. В любом случае на данном этапе стороны аргументируют
свои интересы и фиксируют позиции.
Возникновение предконфликтной ситуации. Конфликтность ситуации
воспринимается как наличие угрозы безопасности одной из сторон взаимодей-
ствия. Ситуация может осознаваться как предконфликтная и при восприятии
угрозы каким-то общественно важным интересам. Причем действия оппонента
рассматриваются не как потенциальная угроза (что происходит в проблемной
ситуации), а как непосредственная. Именно ощущение непосредственной угро-
зы способствует развитию ситуации в сторону конфликта, является «пусковым
механизмом» конфликтного поведения.
Отрытый период часто называют конфликтным взаимодействием или
собственно конфликтом. Он включает следующие стадии: инцидент; эскалацию
конфликта; сбалансированное противодействие; завершение конфликта.
Инцидент представляет собой первое столкновение сторон, пробу сил,
попытку с помощью силы решить проблему в свою пользу. Если задействован-
ных одной из сторон ресурсов достаточно для перевеса соотношения сил в
свою пользу, то инцидентом конфликт может и ограничиться. Часто конфликт
развивается дальше как череда конфликтных событий, инцидентов. Взаимные
конфликтные действия способны видоизменять, усложнять первоначальную
структуру конфликта, привнося новые стимулы для дальнейших действий. Этот
процесс можно представить следующим образом: переход от переговоров к
борьбе – борьба накаляет эмоции - эмоции увеличивают ошибки восприятия –
это ведет к интенсификации борьбы и т.д. Такой процесс получил название
«эскалация конфликта»
Эскалация заключается в резкой интенсификации борьбы оппонентов.
В фазе эскалация (по лат. scala -Лестница) конфликт «шагает по сту-
пенькам», реализуясь в серии отдельных актов – действий и противодействий
конфликтующих сторон.
Под эскалацией конфликта понимается прогрессирующее во времени
развитие конфликта, обострение противоборства, при котором последующие
разрушительные воздействия оппонентов друг на друга выше по интенсивно-
сти, чем предыдущие. Эскалация конфликта представляет ту его часть, которая
начинается с инцидента и заканчивается ослаблением борьбы, переходом к за-
вершению конфликта.
На этой стадии становятся затруднительными какие-либо переговоры
или иные мирные способы разрешения конфликта. Эмоции часто начинают за-
глушить разум, логика уступает чувствам. Главная задача состоит в том, чтобы
любой ценой нанести как можно больший вред противнику. Поэтому на этой
стадии могут теряться первоначальная причина и основная цель конфликта и на
первое место выдвигаться новые причины и новые цели. В процессе этой ста-
дии конфликта возможно и изменение ценностных ориентаций, в частности,
ценности-средства и ценности-цели могут меняться местами. Развитие кон-
фликта приобретает спонтанный неуправляемый характер.
Среди основных моментов, характеризующих этап эскалации конфлик-
та, можно выделить в первую очередь следующие:
1) создание образа врага;
2) демонстрацию силы и угрозу ее применения;
3) применение насилия;
4) тенденцию к расширению и углублению конфликта.
Кульминация – это верхняя точка эскалации. Она обычно выражается в
каком-то «взрывном» эпизоде (отдельном конфликтном акте) или нескольких
следующих подряд эпизодах конфликтной борьбы. При кульминации конфликт
достигает такого накала, что обеим или, по крайней мере, одной из сторон ста-
новится ясно, что продолжать его больше не следует. Кульминация непосред-
ственно подводит стороны к осознанию необходимости прервать как дальней-
шее обострение отношений, так и усиление враждебных действий и искать вы-
ход из конфликта на каких-то иных путях.
Эскалация не обязательно заканчивается кульминацией. Нередко сторо-
ны начинают предпринимать меры по погашению конфликта, не дожидаясь,
пока он дойдет до кульминационного взрыва. При превышении этого предела
они устают от конфликта, им «надоедает» конфликтовать, и возникает желание
как-то уладить разногласия. Предчувствие, что «добром это не кончится», на-
страивает их перейти поиску путей улаживания конфликта, минуя кульмина-
цию.
Сбалансированное противодействие. Стороны продолжают противодей-
ствовать, однако интенсивность борьбы снижается. Стороны осознают, что
продолжение конфликта силовыми методами не дает результата, но действия
по достижению согласия еще не предпринимаются.
Завершение конфликта заключается в переходе от конфликтного проти-
водействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта по любым
причинам. Основные формы завершения конфликта: разрешение, урегулирова-
ние, затухание, устранение или перерастание в другой конфликт.
Послеконфликтный период включает два этапа: частичную нормализа-
цию отношений оппонентов и полную нормализацию их отношений.
Частичная нормализация отношений происходит в условиях, когда не
исчезли негативные эмоции, имевшие место в конфликте. Этап характеризует-
ся переживаниями, осмыслением своей позиции. Происходит коррекция само-
оценок, уровней притязания, отношения к партнеру. Обостряется чувство вины
за свои действия в конфликте. Негативные установки по отношению друг к
другу не дают возможности сразу нормализовать отношения.
Полная нормализация отношений наступает при осознании сторонами
важности дальнейшего конструктивного взаимодействия. Этому способствует
преодоление негативных установок, продуктивное участие в совместной –
деятельности, установление доверия.