Вид практического занятия № 1: Диспут (интерактивный метод)
Тема практического занятия № 1: Межличностные и групповые конфликты: многообразие сфер существования (2 часа).
План практического занятия:
1. Взаимодействие и взаимосвязь людей. Теория ролей.
2. Структурная типология межличностного восприятия: межличностная перцепция, идентификация, эмпатия.
3. Модели поведения в конфликте и способы урегулирования межличностных конфликтов.
4. Групповая динамика и конфликтное взаимодействие.
5. Последствия и функции внутригруппового конфликта.
Задания для подготовки к практическому занятию:
Ø Подготовить доклады и тематические выступления (по рекомендации преподавателя или по выбору студента):
1. Стратегии поведения людей в межличностных конфликтах.
2. Конфликтоустойчивость личности в процессе социального взаимодействия.
3. Использование вербальных конфликтологических методик в межличностных взаимодействиях.
Ø Ответить на вопросы:
1. Понятие межличностных конфликтов, возможна ли их классификация?
|
|
2. Как часто в вашей жизни возникают конфликты?
3. Были в Вашей жизни ситуации, когда Вы успешно (конструктивно) разрешили конфликт?
4. Что помогло, по Вашему мнению, в той ситуации, когда Вы успешно разрешили конфликт?
5. Какой конфликт вы до сих пор не разрешили и хотите разрешить?
Ø Изучить литературу:
1. Основная литература:
1) Конфликтология: учебное пособие для бакалавров / отв. ред. А.Я. Гуськов. – М.: Проспект, 2013. -176 с.
2. Дополнительная литература:
1) Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.:ЮНИТИ, 2011.
2) Галустова О.В. Конфликтология в вопросах и ответах. Учеб. пособие – М.: Проспект, 2010.-186с.
3) Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социология: Хрестоматия /Сост. Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая – М.: Гардарики, 2003.
4) Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. – М.: Альфа-М, 2010.
5) Здравомыслов А.Г. Четыре точки зрения на причины социального конфликта //Конфликтология: Хрестоматия /Составитель: Н.И. Леонов. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002.
6) Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб, 2009.-384с.
Вид практического занятия № 2: ролевая игра-тренинг (интерактивный метод).
Тема практического занятия № 2: Поведение личности в конфликте (2 часа).
Содержание практического занятия:
1. Подготовка к ролевой игре.
Преподаватель устанавливает определенные правила проведения ролевой игры:
- задает определенные рамки обсуждения (например, при рассмотрении конкретного подхода дать характеристику понятия «внутриличностный конфликт»);
|
|
- назначает лидера, руководящего ходом группового обсуждения и др.
Преподаватель собирает учебную группу за несколько дней до игры и разъясняет студентам цель, задачи, условия, процедуру, время и место ее проведения, сущность подготовки к ней. Студенты должны иметь возможность изучить сценарий и усвоить порядок проведения игры. Прорабатываются особенности предлагаемых ролей. По предложению студентов могут вводиться новые роли, вносятся изменения и дополнения в ситуацию.
2. Примерный состав участников ролевой игры
1) Чиновник — «Ч».
2) Начальник чиновника — «Н».
3) Представитель общественности — «ПО».
4) Проситель — «П».
5) Представитель местной мафии — «М».
6) Жена чиновника — «Ж».
7) Совесть чиновника — «С».
8) Группа экспертов — «Э».
В игре могут принять участие от 8 до 30 и более человек.
3. Примерный сценарий ролевой игры.
1) Муниципальный отдел по аренде и использованию земли возлагает некий чиновник «Ч». Отдел получил распоряжение соответствующих городских властей, запрещающее использование детских спортивных, игровых и иных площадок для каких-либо других целей (например, застройки, организации автостоянок и др.). Однако непосредственный начальник чиновника «Н» интерпретирует полученное распоряжение но своему и требует от чиновника дать соответствующие указания на ликвидацию некой детской площадки. Чиновник начинает выполнять указание начальника. Игра начинается с разговора начальника «Н» с чиновником «Ч».
2) В это же время к чиновнику на прием приходят посетители:
а) представитель общественности «ПО», который требует соблюдения закона и восстановления детской площадки;
б) проситель «П», предлагающий взятку за предоставление ему в аренду очищаемой (освобождаемой) территории;
в) представитель местной мафии «М», угрожающий чиновнику расправой, если искомая территория не будет передана его людям.
3) Окончив рабочий день, чиновник идет домой и с ним происходит следующее:
а) диалог со своей совестью «С» по поводу того, что произошло с ним за день;
б) разговор с женой «Ж», которая недовольна его постоянными задержками на работе («дети без отца; жена без мужа»). В свою очередь, чиновника раздражает то, что его не понимают даже дома в семье.
4. Разбор деловой игры, подведение итогов:
Преподаватель поочередно предоставляет слово экспертам для дачи заключений. Эксперт первый (5-8 минут): рассматривает уровень подготовленности студентов к деловой игре, их активность, творчество и компетентность, конструктивность внесенных предложений, кратко анализирует выступления всех участников, отмечая положительные и отрицательные моменты, дает им оценку. Учитывается:
- активность и творчество студентов;
- знание основных конфликтогенов и умение управлять своим поведение;
- умение предупреждать появление конфликтов;
- владение навыками эффективной тактики поведения в конфликтной ситуации в ходе ведения совещания;
- наличие навыков управления собственными эмоциями;
- навыки позитивного влияния на партнеров и умение правильно строить отношения в коллективе.
Экспертом выставляется также оценка учебной группе в целом, остальные эксперты могут согласиться с первым, дополнить его или же высказать свою точку зрения.
Задания для подготовки к практическому занятию:
Задание 1. Стратегия поведения в конфликте. Оцените свое поведение в проблемных (конфликтных) ситуациях взаимодействия в сфере личных (деловых) отношений. Определите, какую позицию, стратегию вы выбираете в конкретной ситуации. Попытайтесь изменить ее в конструктивную сторону. Оценка стратегий поведения в конфликте по методике Дж. Г. Скотт.
Проранжируйте стратегии по четырем указанным категориям.
|
|
Для этого последовательно поставьте цифры (от 1 до 5) в каждой из четырех колонок.
Цифра 1 означает, что стиль занимает первое место (ранг) по категории, цифра 5 - последнее место (ранг).
Заполненная таблица даст вам наглядное представление о том, какой из стилей вы используете чаще всего, какой лучше всего, какой чаще всего приносит наилучшие результаты и какой наиболее комфортен для вас. Это может быть один и тот же стиль (ваш «любимый») или разные стили. Любой результат дает вам информацию для размышлений, если вы хотите сделать свое поведение в конфликтной ситуации более эффективным, развив способности использовать различные стили.
Стиль разрешения конфликта | Использую чаще всего | Владею лучше всего | Приносит наилучший результат | Чувствую себя при использовании комфортно |
Настойчивость (Я активно отстаиваю собственную позицию) | ||||
Уход (Я стараюсь уклониться от участия в конфликте) | ||||
Приспособление (Я стараюсь во всем уступать, идти навстречу партнеру) | ||||
Компромисс (Я ищу решение, основанное на взаимных уступках) | ||||
Сотрудничество (Я стараюсь найти решение, максимально удовлетворяющее интересы обеих сторон) |
Задание 2. Тактика поведения в конфликте. Оцените результат своей деятельности и тактику поведения в конфликте
С помощью этого теста Вы оцените выраженность тенденции к конфликтному поведению. Тест содержит две части: «Избегающий конфликта» и «Действующий напролом». Обе части теста содержат по 10 утверждений. Каждое из них требует ответа «да» или «нет». Вы должны будете сделать свой выбор. За ответ «да» начисляете 1 балл, за ответ «нет» - 0 баллов. С помощью этого теста вы можете оценить себя, а также интересующее вас индивид.
«Избегающий конфликта» | Ответы | |
1. Всегда проигрывает в конфликте | Да | Нет |
2. Считает, что конфликта надо избегать | Да | Нет |
3. Выражает свое мнение извиняющим тоном | Да | Нет |
4. Считает, что проигрывает, если выразит несогласие | Да | Нет |
5. Говорит о конфликте на стороне оппонента | Да | Нет |
6. Удивляется, почему другие его не понимают | Да | Нет |
7. Воспринимает конфликт весьма эмоционально | Да | Нет |
8. Считает, что в конфликте не следует демонстрировать своих эмоций | Да | Нет |
9. Чувствует, что надо уступить, если хочешь разрешить конфликт | Да | Нет |
10. Считает, что люди всегда с трудом выходят из конфликта | Да | Нет |
Оценка результатов:
|
|
8-10 баллов означают, что в вашем поведении выражена тенденция к конфликтности;
4-7 баллов - средне выраженная тенденция к конфликтному поведению;
1-3 балла - тенденция не выражена.
«Действующий напролом» | Ответы | |
1. Часто подтасовывает факты | Да | Нет |
2. Действует напролом | Да | Нет |
3. Ищет слабое место в позиции оппонент | Да | Нет |
4. Считает, что отступление ведет к «потере лица» | Да | Нет |
5. Использует тактику «затыкания» рта оппоненту | Да | Нет |
6. Считает себя знатоком | Да | Нет |
7. Нападет на человека, а не на проблему | Да | Нет |
8. Использует тактику маскировки (голосом, манерами и т.п.) | Да | Нет |
9. Считает, что выигрыш в аргументах очень важен | Да | Нет |
10. Отказывается от дискуссии, если она идет не в соответствии с его замыслом | Да | Нет |
Оценка результатов:
8-10 баллов свидетельствуют о явной тенденции действовать напролом;
4-7 баллов - показатель того, что имеет место средне выраженная тенденция действовать напролом;
1-3 балла означают, что тенденция действовать напролом не выражена.
Изучить литературу:
1. Основная литература:
1) Конфликтология: учебное пособие для бакалавров / отв. ред. А.Я. Гуськов. – М.: Проспект, 2013. -176 с.
2. Дополнительная литература:
1) Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.:ЮНИТИ, 2011.
2) Галустова О.В. Конфликтология в вопросах и ответах. Учеб. пособие – М.: Проспект, 2010.-186с.
3) Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социология: Хрестоматия /Сост. Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая – М.: Гардарики, 2003.
4) Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. – М.: Альфа-М, 2010.
5) Здравомыслов А.Г. Четыре точки зрения на причины социального конфликта //Конфликтология: Хрестоматия /Составитель: Н.И. Леонов. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002.
6) Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб, 2009.-384с.
Вид практического занятия № 3: тематическая дискуссия (интерактивный метод).
Тема практического занятия № 3: Конфликты в организациях: сущность и источники (2 ч.)
Содержание практического занятия:
1. Организационные конфликты: сущность, содержание, типология.
2. Причины современных конфликтов в организации:
- экономический кризис и его конфликтологические последствия;
- общероссийские факторы, обусловливающие конфликты в организациях.
3. Внутриорганизационные факторы конфликтности. Традиционные причины конфликтов:
- низкая культура общения;
- психологическая несовместимость;
- несоответствие стилей руководства и стилей подчинения;
- ошибки руководителя и подчиненных.
4. Деятельность руководителя по диагностике и разрешению организационных конфликтов.
Задания для подготовки к практическому занятию:
Ø Подготовить тематические выступления (по рекомендации преподавателя или по выбору студента):
1. Групповые особенности возникновения конфликтов в организации.
2. Конфликты при формировании коллективов.
3. Природа конфликта в организации.
4. Структурные методы разрешения конфликта.
5. Факторы, влияющие на возникновение конфликтов в группах.
Ø Ответить на вопросы:
1. Какие вы знаете общие и частные причины конфликтов в организации?
2. К чему сводятся непосредственные причины возникновения организационных, эмоциональных и социально-трудовых конфликтов?
3. В чем проявляются отрицательные последствия стрессов в организациях?
4. Что необходимо предпринять для нейтрализации стрессов сотрудников в организации?
5. Каковы негативные последствия конфликта в организации?
6. Какое место в системе управления организацией и ее персоналом занимает управление конфликтами и стрессами?
Ø Изучить литературу:
1. Основная литература:
1) Конфликтология: учебное пособие для бакалавров / отв. ред. А.Я. Гуськов. – М.: Проспект, 2013. -176 с.
2. Дополнительная литература:
1) Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.:ЮНИТИ, 2011.
2) Галустова О.В. Конфликтология в вопросах и ответах. Учеб. пособие – М.: Проспект, 2010.-186с.
3) Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социология: Хрестоматия /Сост. Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая – М.: Гардарики, 2003.
4) Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. – М.: Альфа-М, 2010.
5) Здравомыслов А.Г. Четыре точки зрения на причины социального конфликта //Конфликтология: Хрестоматия /Составитель: Н.И. Леонов. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002.
6) Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб, 2009.-384с.