Роли для участия в игре

1. Специалисты, ведущие переговоры, не менее трех человек. Обычно это лица, облеченные властью, полномочиями и доверием той стороны, которую они представляют. Кроме того, они должны быть людьми, принимающими решения, в том числе и в изменившихся обстоятельствах.

2. Группа экспертов, их задача — дать оценочную экспозицию конфликта. Экспертные решения и оценки должны носить предметный характер. Оценивая решения, принятые в процессе переговоров, эксперты должны подсчитать

конкретные убытки и потери и выявить ошибки и их негативные последствия, предложить варианты действий. (Не менее трех человек.)

3. Группа аналитиков, их задача — осуществить прогнозирование на перспективу, проанализировать предлагаемые экспертами и переговорщиками решения с точки зрения их эффективности, появления потенциальных проблем. (Не менее трех человек.)

1 этап. Подготовка

-Создание игровых команд: специалисты по переговорам — по три человека от каждой из сторон; эксперты, аналитики.

- Описание сложившейся ситуации, конфликта между сторонами.

Примечание: Ситуацию можно предложить из реальной практики или дать студентам возможность придумать ее самим.

- Создать документ - ПАКЕТ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. В него входит несколько статей. Одна из них — описание конфликта в терминах, принятых обеими сторонами. Это уже первый шаг к будущей договоренности. Далее описываются взаимные претензии. Список претензий должен быть достаточным для выражения собственной позиции, аргументированным и не чрезмерным.

В пакет предложений входят:

1. Преамбула — в ней оговариваются цели, интерес и отношение к спорному положению.

2. Детализация преамбулы в формулировке собственной позиции по всем аспектам спорного положения.

3. Претензии к партнерам. Необходимо выделить принципиальные претензии и второстепенные. Первые описываются в категорических выражениях, а вторые по типу: «к тому же...»,и- «следует добавить, что...» и т. п.

4. Экспертные оценки, характеризующие те или иные положения.

Группы экспертов и аналитиков готовят встречные предложения, описывая их значимость, эффективность и прогнозируя возможные последствия.

Примечание: Группе экспертов можно предложить вместо разработки новых предложений выработать систему оценки результатов деятельности специалистов по переговорам и аналитиков, принимаемых решений, выбираемых стратегии и тактики.

II этап. Регламент

Регламент должен определять: место, время, характер и упорядоченность переговоров. Регламент состоит из следующих частей.

1. Преамбула регламента — констатация общей цели переговоров, их характера, содержания и оснований. Цели переговоров должны определяться взаимным соглашением.

2. Формулирование характера переговоров связано с ориентацией на взаимосогласование, рассмотрение претензий, разбор конфликта, двусторонние или многосторонние переговоры, обращение к третьим лицам, предварительные раунды консультаций и т. п.

3. Соглашение относительно участников переговорного процесса, их полномочий, представительности.

4. Формулирование санкций, которые определяются как меры наказания, следующие за нарушение регламента.

5. Диспозиция — согласование места и времени проведения самих переговоров, консультаций, встреч посредников и пр.

Примечание: Выработка той или иной формулы регламента проводится на закрытых совещаниях каждой команды. Эксперты и аналитики могут вносить свои предложения каждой из сторон. Кроме того, проводятся предварительные раунды консультаций команд.

По итогам II этапа принимается согласованный регламент.

III этап. Решения

Началом данного этапа служит принятие взаимосогласованного ракета предложений. Реализация данного этапа будет продуктивной, если предыдущие этапы дали соответственно конструктивные результаты. Решение выражается в намерении обеих сторон действовать в направлении формулирования общих соглашений.

IV этап. Соглашения

Это последний этап переговоров. Он предполагает, что участники игры совершают несколько последовательных шагов:

1. Формулирование достигнутых договоренностей в виде соглашений.

2. Формулирование заключительного протокола.

Выработка СОГЛАШЕНИЯ и ПРОТОКОЛА тоже предполагает свою тактику, маневры, уступки и твердость позиции.

Заключительные документы переговоров оформляются в виде соответствующих соглашений:

ДОГОВОР — правовой акт, который устанавливает права и обязанности договаривающихся сторон. Договор формулируется (в зависимости от содержания переговорного процесса) как экономический, дипломатический, коммерческий, военный и т. п.

Это может быть договор о гарантиях, договор о дружбе и сотрудничестве, договор о взаимной помощи, о нейтралитете, о разделении сфер влияния.

ПАКТ — договор, имеющий в своем названии указание на содержание договора.

КОНВЕНЦИЯ - договор по отдельному вопросу.

СОГЛАШЕНИЕ — договор по вопросу сравнительно небольшого значения или временного характера, заключаемый на непродолжительный срок.

ПРОТОКОЛ — фиксация в кратко изложенном соглашении договоренности по определенному вопросу. Протокол может также служить пояснением к той или иной статье основного договора.

ПРОТОКОЛ О НАМЕРЕНИЯХ - соглашение сторон, не носящее юридического характера. Его статус — лишь прояснить и в определенной степени согласовать намерения сторон на основе установления в процессе переговоров общих интересов.

ДЕКЛАРАЦИЯ И МЕМОРАНДУМ — торжественные заявления сторон о том, что они будут придерживаться одинаковой линии поведения по спорному вопросу.

ДЖЕНТЛЬМЕНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ - договор, заключаемый в устной форме между договаривающимися сторонами.

Примечание: Участники переговоров принимают тот вид соглашения, который адекватен обсуждаемой ситуации. По итогам игры проводится оценка принятых соглашений со стороны экспертов, а затем в коллективной дискуссии анализируются сами переговоры, достижения и потери участников, просчеты и ошибки, которые допущены из-за неэффективной подготовки к переговорам. Организатор игры подводит итоги, резюмируя все позитивное и конструктивное.

Задания для подготовки к практическому занятию:

Ø Ответить на вопросы:

1. Каковы характерные нарушения коммуникации в конфликте?

2. Каковы основные стадии переговоров?

3. Каково юридическое значение соглашения о проведении переговоров?

4. Какова преддоговорная ответственность применительно к переговорам об урегулировании конфликта?

Ø Изучить литературу:

1. Основная литература:

1) Конфликтология: учебное пособие для бакалавров / отв. ред. А.Я. Гуськов. – М.: Проспект, 2013. -176 с.

2. Дополнительная литература:

1) Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.:ЮНИТИ, 2011.

2) Галустова О.В. Конфликтология в вопросах и ответах. Учеб. пособие – М.: Проспект, 2010.-186с.

3) Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социология: Хрестоматия /Сост. Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая – М.: Гардарики, 2003.

4) Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. – М.: Альфа-М, 2010.

5) Здравомыслов А.Г. Четыре точки зрения на причины социального конфликта //Конфликтология: Хрестоматия /Составитель: Н.И. Леонов. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002.

6) Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб, 2009.-384с.

7) Клауд Генри, Таунсенд Джон. Искусство трудного разговора. Прикладная конфликтология. – М.:Триада,2009.-383с.

8) Кэмп Дж. Сначала скажите «Нет». Секреты профессиональных переговорщиков. М.: Добрая книга, 2011.

9) Юри У. Преодолевая «нет», или Переговоры с трудными людьми. – М., Эксмо, 2008.

Вид практического занятия № 3: тематическая дискуссия(интерактивное занятие)

Тема практического занятия: Медиация, как альтернативная процедура урегулирования юридических споров(2 часа).

План практического занятия:

1. Понятие, принципы, стадии медиации.

2. Правовое регулирование и практика медиации в России

3. Правовое регулирование и практика медиации в зарубежных странах.

4. Медиация в контексте третейского и государственного судопроизводства.

Задания для подготовки к практическому занятию:

Ø Подготовить доклады и тематические выступления (по рекомендации преподавателя или по выбору студента):

1. Медиация в системе способов урегулирования конфликтов и разрешения споров

2. Этические и профессиональные стандарты деятельности медиатора

3. Федеральный закон № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участником посредника (процедуре медиации)». Его положения, особенности и проблемы применения.

4. Место медиации в гражданском и уголовном процессе.

5. Цели и принципы и методы правового регулирования медиации в зарубежных странах.

Ø Ответить на вопросы:

1) Каковы основные принципы медиации? В чем ее отличие от третейского разбирательства?

2) Какие существуют виды медиации?

3) Каковы признаки медиабельности спора?

4) Какие споры могут быть урегулированы посредством процедуры медиации в России?

5) Каков порядок саморегулирования в сфере медиации в России?

6)В чем причины недостаточной популярности медиации в России?

7) Каковы основные модели правового регулирования медиации по законодательству зарубежных стран?

Ø Изучить литературу:

1. Основная литература:

1) Конфликтология: учебное пособие для бакалавров / отв. ред. А.Я. Гуськов. – М.: Проспект, 2013. -176 с.

2. Дополнительная литература:

1) Аллен Т. Если есть спор, медиация уместна всегда // Медиация и право. 2010. No 1., С. 52-53

2) Борисова Е.А. Российская процедура медиации: концепция развития / Е.А.Борисова // Вестник Московского университета. Серия 11, Право. -2011. -№ 5. -С.18-30.

3) Калашникова С. Медиация в сфере гражданской юрисдикции. Инфотропик Медиа. М., 2011. -250 с.

4) Комментарий к федеральному закону «Oб альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Под редакцией Загайновой С.К., Яркова В.В., М., Инфотропик Медиа, 2011. – 231 с.

5) Лисицын В.В. Медиация в России: попытка № 4 // Третейский суд. 2010. № 2. С. 52 – 55;

6) Медиация — искусство разрешать конфликты. Знакомство с теорией, методом и профессиональными технологиями / Составители: Г.Мета, Г.Похмелкина / Перевод с нем. Г.Похмелкиной. — М.: Издательство Verte, 2004. — 320 с.

6) Пель, Махтельд. Приглашение к медиации. Практическое руководство о том, как эффективно предложить разрешение конфликта посредством медиации. — М.: Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2009. — 400 с.

3. Из нормативно- правовые акты:

1) Федеральный закон № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участником посредника (процедуре медиации)» // Собрание законодательства РФ. 02.08.2010, № 31, ст. 4162.

2) Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 194-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» // Собрание законодательства РФ. 02.08.2010, № 31, ст. 4163.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: