(практическое занятие)
Занятие проводится в форме обсуждения конфликтов, предложенных студентами.
Конкретные конфликты анализируются студентами по следу-
ющей схеме:
1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация создается одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта.
2. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. Следствиями и внешними проявлениями подобного осознания и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть: изменение настроения, критические и недоброжелательные высказывания в адрес своего потенциального противника, ограничение контактов с ним и т. д.
3. Начало открытого конфликтного взаимодействия. Этот этап выражается в том, что один из участников социального взаимодействия, осознавший конфликтную ситуацию, переходит к активным действиям (в форме демарша, заявления, предупреждения и т. п.), направленным на нанесение ущерба «противнику». Другой участник при этом сознает, что данные действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает активные ответные действия против инициатора конфликта.
|
|
4. Развитие открытого конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути и предмета конфликта.
5. Разрешение конфликта. В зависимости от содержания разрешение конфликта может быть достигнуто двумя методами (средствами): педагогическими (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т. п.) и административными (перевод на другую работу, увольнение, решения комиссий, приказ руководителя, решение суда и т. п.).
6. Фазы конфликта непосредственно связаны с его этапами и отражают динамику конфликта, прежде всего с точки зрения реальных возможностей его разрешения.
Основными фазами конфликта являются:
1) начальная фаза;
2) фаза подъема;
З) пик конфликта;
4) фаза спада.
Фазы конфликта могут повторяться циклически. Например, после фазы спада в 1-м цикле может начаться фаза подъема 2-го цикла с прохождением фаз пика и спада, затем может начаться 3-й цикл и т. д. При этом возможности разрешения конфликта в каждом последующем цикле сужаются.
2. Примерные вопросы для
анализа проблемы [1]
1. Обозначение проблемы___________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
Пожалуйста, опишите кратко ситуацию:________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
|
|
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
Как эта ситуация возникла?__________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
2. Кто участвует в этой проблеме?____________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
Эта проблема касается Вас так:
- начальника
- коллеги
- сотрудника
- __________
3. Как Вы оцениваете цели и мотивы участников?
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
4. Насколько глубока проблема?
Интенсивность: слабо (1)- (2)- (3)- (4)- (5)- (6)- (7) – сильно
Частота: редко (1)- (2)- (3)- (4)- (5)- (6)- (7) – всегда
5. Как часто Вы сами думаете об этой проблеме?
нечасто (1)- (2)- (3)- (4)- (5)- (6)- (7) – очень часто
Как Вы ощущаете/воспринимаете эту проблему?
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
6. Располагаете ли Вы достаточной информацией, чтобы принять решение о дальнейших действиях?
_________________________________________________________
7. Важно ли признание решения/запланированных действий участниками для реализации решения этой проблемы?
_________________________________________________________
8. Будут ли участниками признаваться авторитарные решения/авторитарные действия?
_________________________________________________________
9. Может ли предпочитаемое решение или последствие решения этой проблемы привести к конфликту между участниками?
_________________________________________________________
Пожалуйста, укажите, насколько отдельные пункты можно соотнести с описанной Вами проблемой. Это позволит выявить возможные причины проблем объективного типа или вызванные отношениями между людьми.
не имеет очень
с проблемой важный
ничего фактор
общего
Вы сами:
- недооцениваете проблемы (1)- (2)- (3)- (4)- (5)- (6)- (7)
- нетерпеливы (1)- (2)- (3)- (4)- (5)- (6)- (7)
- мало учитываете слабости отдельных
сотрудников (1)- (2)- (3)- (4)- (5)- (6)- (7)
- больше реагируете на проблему,
чем действуете (1)- (2)- (3)- (4)- (5)- (6)- (7)
- другое. (1)- (2)- (3)- (4)- (5)- (6)- (7)