Группа — ограниченная по численности общность людей, выделяемая из социального целого на основании определенных признаков (совместной деятельности, идентичности обстоятельств и пр.).
Коллектив (от лат. collectivus — сборный) — социальная организация, для которой характерна совместная социально-значимая деятельность.
Групповые нормы (от лат. norma — руководящее начало, точное предписание, образец) — совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой группой (коллективом).
Конформизм (от лат. conformis — подобный, сообразный) — податливость личности реальному или воображаемому давлению группы.
Синергия (синергизм) (от греч. synergia — сотрудничество, содружество) — совместное действие индивидов, при котором результат намного превосходит совокупную возможность отдельных ее исполнителей.
Групповой эгоизм — ценностная ориентация группы, которая характеризуется преобладанием групповых интересов и потребностей безотносительно к интересам других групп.
Сплоченность коллектива — ценностно-ориентированное единство, которое определяется по степени совпадения мнений членов группы в отношении наиболее значимых для нее объектов.
|
|
Интерес (от лат. interes — имеет значение, важно) — форма проявления познавательной потребности личности, направленная на тот или иной предмет, отношение к предмету как к чему-то для нее ценному, важному, привлекательному.
Конкуренция (от лат. concurentia — соперничество) — жесткое конфликтное соперничество юридических и физических лиц в различных сферах деятельности.
Личность — устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида.
Мотив (от лат. movere — приводить в движение, толкать) •-— внутреннее побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенных потребностей; совокупность внутренних и внешних условий, вызывающая активность личности. Мотив является основанием поступков индивида.
Потребность — нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности.
Роль (от франц. rоle — роль) — определенный стереотип, шаблон, модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных или личных отношений.
Тема 4. Конфликты и власть в организации. Стили поведения в конфликтной ситуации.
План
1. Понятие власти.
2. Основы власти.
3. Власть и конфликт.
4. Определение стилей разрешения конфликтов.
Понятие власти рассматривается с нескольких точек зрения: как инструмент управления и условия функционирования организации; как объект конфликтов; как ресурс руководителя, которым надо уметь грамотно пользоваться,
|
|
Власть как инструмент управления и условия функционирования организации представляет собой возможность и способность оказывать влияние на поведение других людей или групп посредством какого-либо средства: воли, авторитета, права, насилия; а также социальные отношения, которые предполагают обязательное выполнение воли руководителя подчиненными, обусловленное наличием у него прав и возможностей принуждать.
Наличие власти подразумевает взаимозависимость, чем больше один человек зависит от другого, тем больше власти у того, от кого зависят.
Обладание властью — это возможность влияния на удовлетворение потребностей того, над кем имеешь власть. Таким образом, власть тесно связана с понятием «потребность» и того, кто влияет, и того, на кого влияют, степенью значимости этой потребности.
В организации выделяют три главных основы власти: принуждение, ресурсы, добровольное подчинение.
Принуждение, как основа власти возникает, когда подчинение осуществляется в результате появления страха. Индивид начинает испытывать страх и в результате подчиняется, поскольку считает, что тот, у кого в руках находится власть, может принести ему неприятности. Однако управление, основанное на страхе, предполагает наличие большого контрольного аппарата.
Владение ресурсами, как основа власти, в широком смысле тесно связано с разнообразием потребностей и интересов личности. Ресурсы могут быть материальными, информационными, временными и прочими.
Добровольное подчинение как основа власти предполагает наличие у лидера таких личных качеств, которые делают его поведение, поступки привлекательными для подражания со стороны других людей, сотрудников, подчиненных.
Объем реальной власти в организации является величиной постоянной, поэтому любое его перераспределение предполагает изъятие некоторого количество властных полномочий у одного лица, подразделения (уровня управления) и передачу этих полномочий другому лицу (уровню управления), т.е. появляется объект конфликта. В такой борьбе включаются интересы ряда руководителей, что и определяет субъектов конфликтного взаимодействия.
Власть как ресурс руководителя предполагает организацию эффективного взаимодействия руководителя — подчиненных, применения различных стилей работы руководителя.