Угарит

Типичным образцом местного города-государства второй половины II тысячелетия до н. э. является Угарит. Как и другие приморские города, он вел обширную торговлю с Двуречьем, Египтом и Малой Азией, Палестиной, а также заморскими странами. В городе имелся особый квартал, населенный микенскими купцами из Греции. Отсюда микенские изделия ввозились в глубь страны. На небольшой, но густо заселенной территории Угарита, ограниченной нижним течением Оронта и Средиземным морем, было развито зерновое хозяйство и садоводство. Особенно много вырабатывалось вина и оливкового масла. Сельское хозяйство носило товарный характер. Цари собирали с сельских общин подати медью и серебром. Расцвет Угаритского царства падает на конец XV — начало XII в. до н. э. Все свободное население страны делилось на три сословия: 1) «сыны страны Угарит»— земледельцы-общинники, роль которых постоянно уменьшалась; 2) «царские рабы»— приближенные царя, получавшие от него земельные наделы. Многие из них сохраняли свои родовые наделы и формально не порывали связи с сельской общиной; 3) «рабы царских рабов»— лица, не имевшие своей земли и сидевшие на землях служилой знати. Это были разорившиеся земледельцы, утратившие свои земли и связь с общиной, и частично пришлые люди, чужеземцы-изгои (хапиру). На царской службе кроме крупных и средних землевладельцев находились также купцы и откупщики, называвшиеся, как и в Вавилонии, тамкарами.

Наряду с рабами в переносном смысле слова (царскими людьми или лицами, зависящими от аристократии) имелись и настоящие рабы. Развитие товарного хозяйства и частного землевладения повышало спрос на подневольный труд, однако крупных завоевательных войн маленькое Угаритское государство не вело, и о рабах-военнопленных сведений пока нет. Основным источником рабства здесь были купля-продажа и долговая кабала.

В конце XIII— начале XII в. до н. э. Сирия и Палестина подверглись нашествиям «народов моря», пришедших с побережья и островов Средиземноморья.

В самом начале XII в. до н. э. ими был полностью разрушен Угарит, исчезнувший со страниц истории. Если верить античным историкам, то в это же время был разорен Сидон. Впрочем, он вскоре был отстроен вновь и в середине XI в. до н. э. стал крупным портом. Две ветви «народов моря»— филистимляне и чакара — осели на морском побережье и частично смешались с местным населением. Имя филистимлян сохранилось в современном названии Палестины.

§ 3. Расцвет торговых городов Финикии. Дамасское царство

Оправившись от политических неурядиц, приморские города Восточного Средиземноморья вступают в период своего наивысшего расцвета. В конце II— начале I тысячелетия до н. э. финикийцы фактически господствуют в Средиземном море и монополизируют международную торговлю. В их руках находилась вся внешняя торговля Египта. Высокого уровня достигло в Финикии и судостроение. Начинается широкая колонизация финикийцами бассейна Средиземного моря. В западной половине Средиземного моря они обосновались прочно и надолго. Наибольшую инициативу в колонизации проявляли Тир и Сидон. Около 1100 г. до н. э. молодежь Тира выселяется в Северную Африку и основывает там крупный город Утику. Примерно в это время создается тирская колония в Испании — Гадес (совр. Кадис). Затем финикийцы заселяют Западную Сицилию, Сардинию, Мальту и Балеарские острова.

Проявляется тенденция к объединению финикийских городов в единое государство. Возвышается город Тир, цари которого подчиняют себе Сидон.

Особого расцвета Тиро-Сидонское царство достигает при царе Ахираме (Хираме) (969 — 936 гг. до н. э). Под его контролем находилась, видимо, Южная Финикия. На востоке Ахирам дипломатическим путем приобрел часть Палестины. На острове Кипр правитель города Кития именовал себя рабом (т. е. подданным) Ахирама. При нем широко развернулось строительство. Цитадель столицы (Новый Тир) была расположена на скалистом островке. Здесь было очень тесно и приходилось строить многоэтажные дома. Пресную воду подвозили из материковой части города. Ахирам расширил территорию островка, приказав засыпать щебнем и песком морские протоки. На отвоеванной у моря земле была оборудована рыночная площадь и воздвигнуты богатые храмы богу Мелькарту и богине Астарте.

Показательно, что в X—IX вв. до н. э. тиро-сидонские цари не вели ни одной войны на материке. Все их внимание было устремлено на морские пути.

Цари, судя по всему, стремились к установлению деспотического правления, что вызывало противодействие в среде крупных купцов и рабовладельцев. Олигархические тенденции возобладали, и в конце IX в. до н. э. царская власть в Тире ослабевает. Усиливается роль купцов, в отличие от тамкаров Вавилонии и Угарита действующих самостоятельно и отправляющих за море собственные торговые флотилии.

Главные города Финикии — Тир, Сидон и Библ — богатели за счет транзитной торговли, перепродавая египетские и вавилонские товары в Грецию, а греческие — на Восток. По-прежнему вывозились в Египет и Двуречье лесоматериалы, но особенное значение приобретает вывоз ремесленных изделий. Тир славился своими красильными мастерскими, где привозная шерсть окрашивалась пурпурной краской, выжимаемой из моллюсков, добывавшихся и в самой Финикии, и в других местах Средиземноморья. Сидон был главным центром по изготовлению стеклянных изделий.

Высоко ценились на Востоке и в античном мире ювелирные изделия финикийских мастеров (золотые и серебряные чаши, ожерелья, рельефы на пластинках из слоновой кости и т. д.). Восхищаясь этими высокохудожественными изделиями, покупатели, однако, неодобрительно отзывались о моральных качествах финикийских купцов. «Прибыл в Египет тогда финикиец, обманщик лукавый, злобный хитрец, от которого много людей пострадало»,— говорится в поэме Гомера.

Торговля у финикийцев шла рука об руку с пиратством. Случаи похищения и продажи свободных людей упоминаются в источниках неоднократно. Часть рабов доставлялась в Финикию, и их направляли в мастерские в качестве чернорабочих, в гавани, где они работали грузчиками, и на корабли, где их использовали как гребцов. Специфической чертой финикийского рабовладения является незначительная роль рабов-военнопленных (финикийцы почти никогда не вели завоевательных войн). Нет сведений и о рабах-должниках. Зато купля-продажа чужеземцев и незаконное порабощение доверчивых людей, которых финикийцам удавалось заманить на свои корабли, практиковались весьма охотно. Количество рабов в Финикии, особенно в Тире в I тысячелетии до н. э., сильно увеличилось, и интенсивность их эксплуатации возросла.

Дамаск

Если на побережье Средиземного моря в первой половине I тысячелетия руководящую роль играл Тир, то в континентальной Сирии особенно усиливается Дамаск, расположенный на скрещении нескольких караванных путей. Получая железо из Каппадокии, дамасские кузнецы изготовляли превосходное оружие. Из соседних степей в Дамаск привозилась «шерсть блистательной белизны» и перепродавалась в Тир.

Возвышение Дамаска было связано с переселением арамеев в конце II тысячелетия до н. э. Это была очередная волна семитоязычных племен, пришедших из Аравии. Отличительной чертой их хозяйства было широкое разведение верблюдов, незаменимых для караванной торговли в степях и пустынях. К началу I тысячелетия до н. э. арамеи почти полностью поглотили местное, аморейско-хурритское население Сирии и Северной Месопотамии. Вскоре арамейский язык получил широкое распространение в качестве второго разговорного языка во многих государствах Передней Азии, стал применяться в официальных ассирийских документах. Во второй половине X в. до н. э. главным центром арамеев в Сирии был Дамаск.

Во второй половине IX в. до н. э. дамасский царь овладел заиорданскими владениями Израиля, проник в Южную Палестину и получил дань от Иудеи. Бенхададу III удалось на время объединить 17 правителей Северной Сирии против опасного соперника — Хаматского царства на Оронте. На некоторое время все Восточное Средиземноморье оказалось под властью Дамаска. Только на приморские города Дамаск. не решался нападать и ограничился торговлей с ними. Однако гегемония Дамасского царства оказалась непрочной. Хамат в конечном итоге отразил нападение Бенхадада III, и коалиция, возглавляемая Дамаском, распалась.

Истощенный тяжелыми и изнурительными войнами Дамаск был в конце IX в. до н. э. взят и разграблен ассирийским царем Адад-нерари III, захватившим здесь в качестве добычи огромное количество железа. После этого потрясения Дамасское царство вынуждено было отказаться от своей великодержавной политики.

Наряду с такими значительными государствами, как Тиро-Сидонское и Дамасское, претендовавшими временами на гегемонию, в Восточном Средиземноморье долгое время существовали небольшие государства, например Каркемиш в Северной Сирии, который был богатым торгово-ремесленным центром. После падения Хеттского царства он стал независимым, но сохранил хеттский язык и культурные традиции.

§ 4. Палестина в I тысячелетии до н. э. Израильско-Иудейское царство

Израильско-Иудейское царство. В первой половине I тысячелетия до н. э. новое политическое образование сложилось и на юге Восточного Средиземноморья. В XIII в. до н. э. племенной союз двенадцати древнееврейских племен, в литературной традиции именуемых коленами, вторгся на территорию Палестины и подчинил себе ряд местных ханаанейских городов-государств. Само название «евреи» этимологически раскрывается как «житель по ту сторону реки», что согласуется с преданием о приходе патриарха Авраама в Палестину из-за реки Евфрат. В XII—XI вв. до н. э. древнееврейские племена еще сохраняли характерные черты первобытных правопорядков. Выборные вожди являлись верховными жрецами, командовали племенными ополчениями, а в мирное время разбирали тяжбы соплеменников, почему и обозначались термином «судьи».

Постепенный переход к оседлой жизни, развитие ремесла и торговли ускоряли имущественное расслоение. В древнееврейском обществе складывался класс крупных собственников и рабовладельцев, заинтересованных в установлении прочной власти, охраняющей их интересы и требования. Замена выборных вождей царями с наследственной властью и создание государства стимулировались и внешней опасностью. Древнееврейские племена вели с переменным успехом долгие войны с филистимлянами. В ходе этих войн царем был избран Саул, власть которого признали все племена (XI в. до н. э.). Саул назначал своих приближенных тысяченачальниками и сотниками армии, наделял полями и виноградниками, что вело к зарождению служилой знати. Однако Саул оказался неудачливым полководцем и, потерпев сокрушительное поражение от филистимлян, бросился на меч.

Царем стал его зять Давид (около 1000—965 г. до н. э.)| проводивший политику создания централизованной монархии. При нем был присоединен Иерусалим, ставший столицей нового царства. Для управления страной был образован центральный государственный аппарат, во главе которого стоял верховный сановник. При царе была создана лично ему преданная гвардия из наемников-чужеземцев—критян и филистимлян. Сильное недовольство вызвало распоряжение Давида о проведении всеобщей переписи населения в целях податного обложения. Еще больший ропот вызвало введение правила, по которому все являющиеся перед лицом царя, начиная от рядовых подданных и кончая военачальниками и царевичами, должны были «падать лицом своим на землю». Внешняя политика Давида была довольно удачной. С филистимлянами он заключил мир, а территориальные приобретения на юге продвинули границы государства до Акабского залива. Преемником Давида стал его младший сын Соломон (ок. 965—935 гг. до н. э.). Традиция прославляет его за мудрость, изображает проницательным и справедливым судьей и объявляет автором ряда литературных произведений, вошедших в Библию. В действительности Соломон был властолюбивым и тщеславным монархом, унаследовавшим деспотические замашки своего отца, и не стеснялся устранять людей, стоявших на его пути.

В правление Соломона много внимания уделялось строительной деятельности. Восстанавливались запустевшие ханаанейские города и основывались новые, строились дворцы. В честь бога Яхве Соломон воздвиг в Иерусалиме роскошно украшенный храм. Для строительства всех этих зданий тирский царь Ахирам прислал Соломону лучших мастеров и художников, а также строительные материалы. За это Соломон снабжал Ахирама зерном и оливковым маслом и уступил ему двадцать городов.

Широкий размах строительной деятельности и содержание двора требовали больших средств, в связи с чем правительство прибегло к усилению налогового обложения. Территория Израильско-Иудейского царства была разделена на 12 округов, и каждый из них доставлял царю продовольствие один месяц в году. Введена была трудовая повинность. Сначала она коснулась покоренного ханаанейско-аморейского населения, а затем и израильтян, которые должны были четыре месяца в году трудиться на царских строительных работах.

К концу царствования Соломона внешнеполитическое положение его государства осложнилось. На северной границе возникло сильное Дамасское царство. Большинство племен отпало от Иудеи и образовало новое Израильское царство. Столицей его несколько позднее (в IX в. до н. э.) стал вновь основанный город Самария. Династия Давида продолжала править в южной части страны (в Иудейском царстве), сохранив столицу Иерусалим.

Ослаблением и раздроблением страны воспользовался Египет. Фараон Шешонк около 930 г. до н. э. совершил опустошительный поход в Палестину, разорив не только Иудейское, но и Израильское царство. Однако ослабление Египта при преемниках Шешонка помешало восстановлению его былого господства в Восточном Средиземноморье.

Социально-экономические отношения. В первой половине I тысячелетия до н. э, в Палестине отмечается рост товарного хозяйства. В крупных городах появились торговые и ремесленные кварталы, например «улица хлебопеков», квартал серебряников и т. д. За пределами городов, плотники, ткачи и гончары основывали отдельные поселки. Расширялась внешняя торговля, особенно с Тиром, куда ввозили главным образом пшеницу. Избыток зерна сбывался и на внутреннем рынке, причем упоминаются дельцы, которые накапливают запасы хлеба и в нужный момент открывают житницы, уменьшают меру сыпучих веществ и взвинчивают цены.

Развитие товарных отношений постепенно вело к разложению общин. Поля и сады общины стали продаваться посторонним лицам (не родственникам и даже не соседям).

Таким образом, наряду с общинным землевладением появилась частная земельная собственность. Царский земельный фонд использовался для раздач вельможам и чиновникам. При таких условиях усиливалось имущественное расслоение и обострялись классовые различия. В источниках VIII — VI вв. до н. э. упоминаются четыре сословия, на которые делилось свободное население страны: 1) светская аристократия (вельможи и князья); 2) духовная аристократия (жрецы и профессиональные пророки); 3) так называемый народ земли — основная масса свободного населения. Они владели общинными наделами и обязаны были служить в ополчении и платить налоги; 4) чужеземцы (пришельцы и поселенцы), ограниченные в правах. Бедные общинники становились жертвами насилия, их угнетали и ростовщики, и царские чиновники.

Но на самой низшей ступени социальной лестницы стояли рабы. Хотя они составляли меньшинство трудового населения, количество их неуклонно увеличивалось. Рост товарного земледелия и развитие ремесла повышали спрос на подневольный труд не только в поместьях царей и знати, но и в хозяйствах зажиточных общинников.

Источники пополнения рабской силы были разнообразны. В первую очередь рабов доставляли завоевательные войны, Взрослых мужчин, попавших в плен, обычно убивали, а в рабство обращали женщин и детей. Впрочем, и пленных воинов иногда щадили и посылали на тяжелые работы. Женщины и девушки, взятые в плен, часто становились наложницами победителей. Нередко дети свободного и рабыни оставались в доме отца в качестве младших, неравноправных членов семьи. Положение их приближалось к рабскому, с той только разницей, что их запрещено было продавать постороннему. Отчасти состав рабов пополнялся за счет порабощенных преступников.

По мере развития торговли приобретает большое значение новый источник пополнения подневольной рабочей силы. Обычной становится купля-продажа рабов. Строго различаются рабы, «рожденные в доме» и «купленные за серебро у какого-либо иноплеменника». Делаются попытки обращать в вечное рабство неплатежеспособных должников. Широкое использование труда людей, весьма близких по своему положению к обычным рабам (кабальных должников и «сыновей рабыни»), является характерным признаком рабства на Древнем Востоке. Раб являлся объектом, а не субъектом права. Он откровенно приравнивался к животным. Десять заповедей, приписываемых Моисею, объявляют основными элементами имущества дом, вола, осла, раба И рабыню. В популярных поучениях рекомендовалось не уговаривать раба, а бить его. Жестокая эксплуатация бедняков и рабов вызывала недовольство и брожение. Упо-нинаются случаи бегства рабов и переговоры об их выдаче.

Социальные противоречия израильско-иудейского общества нашли свое отражение в так называемом пророческом движении (VIII — VI вв. до н. э.). Исайя и ряд других проповедников ярко и образно разоблачали насилия и пороки власть имущих., но не призывали бедняков к активному сопротивлению. Они возлагали все надежды на бога Яхве, который пошлет на землю своего помазанника (мессию). Тогда в мире установится царство справедливости и райская жизнь. «Пророки» мечтали о восстановлении патриархальных обычаев и мелкой собственности.

Призывы и обличения проповедников и недовольство стоящих за ними социальных групп вынуждали правящие круги Иудеи и Израиля к маневрированию и попыткам проведения умеренных реформ.

§ 5. Восточное Средиземноморье под властью Ассирии, Вавилонии и Персии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: