Традиционная культура феодальной Европы

Распад Римской империи означал не только финиш рабовладельческого строя, но и окончание эпохи античности. На смену рабовладению пришел феодализм, первое место в духовной жизни заняла христианская религия. Феодализм - это время с V до XVII вв.. Его можно разделить на раннее средневековье - V - IX вв., зрелое - X - XIII вв. и позднее - XIV- XVII вв.

Характерными чертами средневековья являются: 1. Феодальная форма собственности. 2. Сословная замкнутость и вассальные отношения. 3. Беспрерывные войны и падение ценности человеческой жизни. 4. В духовной жизни - переплетение традиций античной культуры, народившегося христианства и культуры “варварских” племен.

Главную роль в формировании средневековой культуры сыграло христианство, расколовшееся в XI в. на православие и католичество. Новая религия упростила и гуманизировала культ, объединила интеллектуальный потенциал предшествующих поколений в русле духовных исканий времени, что придало ему особую привлекательность.

Христианство предложило нравственный идеал в образе Иисуса Христа. Предпочтение отдавалось духовному началу в человеке, телесное уходило на второй план. Сущность нравственных ценностей христианства выражена в триаде - Вера, Надежда, Любовь. (Вера - особое состояние духа, которое ведет к Богу. Надежда - идея спасения от зла с помощью Бога. Спасение даруется только тем, кто идет за Христом. Любовь - любовь к Богу, она противостоит греховности и низменной плотской любви).

Ближе всего к христианскому идеалу человека было зародившееся в IV в. монашество. В VI в. были основаны Бенедиктинский орден (центральное объединение монастырей с единым уставом)и обитель Кассиодора. Именно монастыри стали центрами просветительства, в них находились библиотеки, книжные мастерские и школы. Благодаря монастырям античная культура была спасена и сохранена, хотя и признана “богопротивной”.

Постепенно происходит обмирщение католической церкви. Храмы превращаются в доходные предприятия, где торгуют должностями, индульгенциями. Это вызывает критику “продажной” церкви, ширятся народные волнения, которые церковь объявляет ересями. В войнах с ересями рождается новая разновидность монашества, которая такую борьбу объявляет высшим достижением христианства (как незадолго до этого крестовые походы). Одним из первых был Доминиканский орден. Так родилась “святая католическая инквизиция” (XIII в.). Таким образом, Христос, воюющий против своих врагов, вытеснил образ “ доброжелательного пастыря”. Как мы видим, христианский образ человека в целом остался нереализованным даже у монахов.

Художественная культура средневековья, несмотря на главенство церкви, многолика. Высокого развития достигает устное народное творчество. Народные песни и легенды распространяли бродячие артисты (во Франции - жонглеры, в Германии - шпильманы). Наиболее популярными были песни и баллады о сражениях и подвигах рыцарей, прославившие воинский долг, патриотические чувства, боевую дружбу (“Песнь о Роланде”, баллады о Робин Гуде). Большой расцвет получает лирическая поэзия, отражающая идеал возвышенной любви рыцаря к прекрасной даме (на юге Франции поэтов называли трубадурами, в Германии - миннезингерами), а также рыцарские романы, утверждавшие интерес к земной жизни (“Тристан и Изольда”).

В XIII в. в Париже открыта первая певческая школа, где обучали искусству полифонии. Сначала полифоническая музыка исполнялась только в церкви на стихи священного писания, но уже XV в. она зазвучала повсюду. С XIII в. в Европе зарождается массовое театральное действие - мистерии.

В период зрелого средневековья искусство проявляется прежде всего в архитектуре. Именно она в это время является центральным и синтетическим видом искусства. Базилика (от греческого - “царский дом”) стала основой сначала романского (от названия Рима), а затем готического (от названия племени готов) стиля в средневековой архитектуре. Переход от романского стиля к готике означает переход от замкового (оборонного) образа жизни к дворцовому. Это время, когда в Западной Европе происходит возвышение городов, создаются новые типы зданий: биржа, суд, ратуша, устремленные ввысь соборы (Собор Парижской Богоматери, Шартрский, Реймский соборы). Готика - это расцвет монументальной живописи, витража.

Искусство средневековья - это искусство человеческой души, наедине общающейся с Богом. Оно не предназначено ни для продажи, ни для прибыли, ни для славы, ни для известности, ни для чувственного наслаждения. Отсюда - анонимность искусства. За редким исключением, мы не знаем имен создателей даже самых выдающихся произведений искусства.

С XI - XII вв. начинает развиваться система образования. Появляются университеты с их традициями диспутов как главной формы образования и развития научной мысли. В XII - XIII вв. с греческого и арабского языков переводится большое количество книг по математике, астрономии, философии, медицине. Это явилось стимулом для интеллектуального развития Европы.

Большое значение приобретает рациональное знание и логическое доказательство, поставленное на службу Богу и церкви, т. е. складывается система средневековой науки, которая подчинялась богословию и служила ему. Открытия в науке не предполагались, т.к. истина дарована Богом.

Одновременно шел процесс накопления практических знаний в ремесленных цехах. В них же наблюдаем и техническое развитие: ветряные и водяные мельницы, и т. д. Машины получали все большее развитие, подготавливая почву для возникновения “новой” Европы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: