Культура как Феномен

культура как особая сфера деятельности, связанная с мышлением, художественной культурой, нормами этики и этикета;

культур а как показатель общего уровня развития общества;

культура как общность, характеризующаяся особым набором ценностей и правил;

культура как система ценностей и представлений того или иного класса;

культура как духовное измерение всякой сознательной деятельности.

Культура - это совокупность осмысленной творческой деятельности людей, многофункциональная система, вбирающая в себя разнообразные аспекты человеческой деятельности.

Марк Порций Катон (234-149 до н.э.) написал трактат о земледелии, который назвал «Агрикультура». Слово «культура» уже в те времена означало не только обработку, но и почитание, восхищение, поклонение. Именно этим и объясняется родственность понятий «культура» и «культ».

Римский оратор и философ Цицерон (106-43 до н.э.) определял как «культуру ума».

В эпоху средневековья слово «культура» употреблялось крайне редко, уступив место слову «культ».

В эпоху Возрождения слово «культура» появляется вновь. Под ним стали подразумевать гармоничность развития человека и активное проявление присущего ему деятельного, творческого начала.

Самостоятельное значение слово «культура» приобрело лишь в конце XVII века в трудах немецкого юриста и историографа С. Пуфендорфа.

Понятие " цивилизация ", как было установлено, возникло в европейских языках в период с 1757 по 1772 г. Именно тогда сложилось актуальное до сих пор понимание цивилизации как определенной формы состояния культуры или особой стадии развития общества.

Применительно к образованному человеку с обширными познаниями во всех сферах человеческой деятельности все чаще начали употреблять термин " гуманитарность" или "гуманитарный ".

эстетика наука о совершенном чувственном познании. Её родоначальником считается немецкий философ А.Г. Баумгартен.

Предтечей критического отношения к культуре стал французский мыслитель Жан-Жак Руссо, провозгласивший идею "назад к природе".

В многообразии определений культуры по мнению Л.Е. Кертмана имеются три основных подхода, условно им названных антропологическим, социологическим и философским.

Суть антропологического подхода - в признании самоценности культуры каждого народа, на каком бы этапе своего развития он ни находился, а также в признании равноценности всех культур на земле. В соответствии с этим подходом любая культура, как и любой человек, уникальна и неповторима, являясь образом жизни отдельного человека или общества.

Социологический подход старается выявить признаки связи между человеком и обществом. Подразумевается, что в каждом обществе (как и в каждом живом организме) есть некие культуротворческие силы, направляющие его жизнь по организованному, а не хаотическому пути развития.

Английского этнограф Э. Тайлора «Первобытная культура» (1871). Этого автора вполне можно считать одним из отцов культурологии.

Философский подход не ограничивается описанием или перечислением явлений культуры, а предполагает проникновение в их сущность. При этом культура понимается как «способ бытия» общества.

Культуру часто называют «второй природой». Такое понимание было характерно еще для Демокрита, который называл мир человеческого творчества «второй натурой».

Культура предполагает свободный вид деятельности, преодолевающий биологическую предопределенность.

Природа и культура действительно противостоят друг другу. Но, по выражению русского философа П. А. Флоренского, они существуют не вне друг друга, а лишь друг с другом.

Наиболее традиционным является представление о культуре как о совокупном результате деятельности человека.

Многие ученые отмечают, что культура как феномен стала возможной только благодаря способности человека к деятельности.

Результаты культуротворческой деятельности человечества принято называть артефактами.

Артефакт - своего рода неделимая единица культуры, предмет, явление или процесс искусственного происхождения.

В эстетике под артефактом понимается лишь художественное произв едение.

Существует множество культур (типов культуры), реализовавшихся в человеческой истории. Каждая культура неповторима, и у каждой культуры есть свои истины. Здесь вполне правомерно пояснить такое понятие, как структура культуры.

Структура культуры - это составные компоненты понятия «культура». Таких компонентов можно насчитать не один десяток. Часто звучат такие привычные словосочетания, как национальная культура, мировая культура, городская культура, христианская культура, социальная культура, художественная культура, личностная культура и т.д.

Для культурологии прошлого крайне типично деление культуры на такие подвиды, как материальная культура и духовная культура.

Материальную культуру обычно определяют как культуру быта и труда, и что ее роль в жизни человечества, несомненно, очень велика. Но духовная культура имеет приоритетную значимость.

Духовная культура - важнейший вид культуры, включающий интеллектуальную и эстетическую деятельность людей. Основные виды духовной культуры, чтобы понять её значимость для человечества: религия, искусство, философия, наука.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: