В. Политическая культура

Одним из главных достижений древних греков было изобретение демократии, народовластия. В политическом смысле греческие города-государства были весьма разнообразны. Каждый город имел специфическую систему права и специфическую форму правления. Крайние полюса этого многообразия – Афины и Спарта. Афинский политический принцип дал классический образец демократического устройства с имманентной ему свободой. Спартанский, аристократический принцип подчинил личность государству. Спарта строила жизнь на началах единства, солидарности правящего слоя. В ее устройстве отчетливо прослеживаются коммунистические черты. Идея равенства и одинаковой ответственности всех спартанцев перед государством дополнялась неоправданно существенным вмешательством государства в личную жизнь – Спарта одинаково в условиях коллектива воспитывала детей, совет стариков определял главный вопрос – будет ли жить ребенок или нет, нужен ли младенец обществу или нет. Даже такой, глубоко интимный вопрос, как еда, регулировался, ибо спартанцы в обязательном порядке культивировали «общий стол».

Спарта достигла огромных успехов в военном деле. Военная доблесть спартанцев стала легендой, вечным примером для подражания. Но в духовной сфере данный принцип никак себя не проявил. В Спарте не было ни великих философов, ни поэтов, ни скульпторов…

Демократические Афины в этом смысле существенно отличались от Спарты. Военная и гражданская доблесть афинян также стала легендой. Но свобода, которую они культивировали, способствовала расцвету духовной культуры, способствовала творчеству. В силу этого многие предпочитают в качестве образца для подражания именно афинскую культуру, хотя, конечно, афинская демократия в полном объеме сегодня неосуществима.

Спартанская культура подчинила личность государственному принципу. Свобода была минимальной. Долг перед обществом, перед Спартой определял ценности жизни гражданина. Но личность исчезает в спартанском государственном принципе. Спартанец существует, но он не имеет индивидуального лица.

Афиняне, в отличие от спартанцев, культивировали принцип свободы личности. Именно их культуру называют демократической. Афиняне, как и спартанцы, высоко ценили государство. Но они делали акцент на свободе вместо подчинения. Государство было их личным творчеством, и за этот творческий продукт они несли ответственность. В Афинах жил тот, кто хотел участвовать в демократии. Иные люди могли эмигрировать, строить свою жизнь в других полисах, где подобная демократическая ответственность не требовалась. Именно в Афинах были достигнуты существенные результаты в духовной жизни. Именно здесь существовали великие научные школы, великая драматургия, великие скульптура и архитектура.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: