Основные функции культуры. Невозможно однозначно охарактеризовать функции культуры безотносительно ко времени, месту и обстоятельствам

Невозможно однозначно охарактеризовать функции культуры безотносительно ко времени, месту и обстоятельствам. Государство может защищать своих граждан, а может их безжалостно эксплуатировать. Монархия, демократия, аристократия — как формы правления — функциональны в одном отношении и дисфункциональны в другом. Даже искусство может не только воспитывать, но и развращать душу человека.

Поэтому наиболее эффективно выявление функций культуры, которые она выполняет по отношению к обществу, социальной системе. Такой подход намечен в работах Т.Парсонса, Р.Мертона и ряда других исследователей.

Основные функции культуры можно разделить на четыре класса. К первому классу относятся функции культуры, ориентированные на события, внешние по отношению к социуму. Функции второго класса — на события внутри культуры. В третий класс входят функции, ориентированные на решение «сиюминутных» задач, в четвертый — на достижение отдаленных целей.

1. Среди «ориентированных вовне» функций культуры отметим защитно-адаптивную. Она обеспечивает поддержание равновесия между человеком и окружающей средой. К средствам защиты относятся: использование огня, строительство жилищ, запасание пищи, создание продуктивного хозяйства. С расширением сферы освоенной природы возникают новые опасности. Поэтому защитная функция не теряет своего значения, хотя защищаться приходится теперь уже не только от природных сил, но и от опасностей, появившихся благодаря человеческой деятельности.

Возрастание роли защитной функции видно из того, что на смену старым врагам — голоду, чуме, наводнениям приходят новые, более грозные. Отравление воды, воздуха, истощение почв, вырубка лесов грозят гибелью многим видам животных и самому человеку. Распространяются новые болезни.

Возрастание угрозы жизни и здоровью со стороны индустриально-технического комплекса требует изменения стратегии воздействия человека на природу и новых средств защиты.

2. Вторая фундаментальная функция культуры, ориентированная «вовне» — преобразование и освоение мира. Императив, который за ней стоит, особенно мощный и загадочный. Что заставляет человека не считаясь с затратами и риском, не видя даже ясной цели впереди, с такой настойчивостью расширять среду своего обитания — взлетать в космос, опускаться на дно океана? Если t)bi человек стремился только улучшить свои жизненные условия, ему следовало бы давно прекратить экспансию во внешнюю среду и направить силы на обустройство уже освоенного пространства. Некоторые философы и ученые видят в этой преобразовательно-исследовательской деятельности проявление большого природного процесса, длящегося уже миллиарды лет. Так думал академик Вернадский, создатель учения о ноосфере. Человечество, по его мнению, инструмент, созданный природой для управления ее стихийными силами. Рост населения земли, научно-технический прогресс, выход в космос, движение к объединению человечества — все это проявления одного и того же мощного движения к ноосфере, подготовка к «прыжку в космос». Человек, несмотря на все издержки своей деятельности на Земле, продолжает процесс эволюции Природы в сторону «царства разума»!

Не все народы осваивали окружающую среду с помощью техники. Многие восточные культуры не стремились к богатству и комфорту. Они веками жили в состоянии технического и экономического «застоя». Но именно на Востоке были выработаны сложные системы философии и психотехники. Китайцы и индусы превзошли европейцев в развитости воображения, воли, чувствительности, способности управлять внутренними психическими силами. Только сейчас мы начинаем понимать, что овладение внутренними силами психики не менее, а более важно, чем овладение силами внешней природы. Если бы все люди владели своим телом и психикой так, как индийские йоги, многие отрасли промышленности стали бы не нужны, равно как и властные структуры.

Направленные «вовнутрь» функции культуры выражают стремление социокультурной системы к самоорганизации и саморазвитию.

3. Важнейшая из них — коммуникативная. Она связана с социальностью человека. Без общения с себе подобными человек не может стать нормальным существом, развить свои родовые способности. Длительный отрыв от общества приводит к психической и духовной деградации. Ни одну сколько-нибудь сложную жизненную задачу человек не может решить без помощи других людей или общественных учреждений.

Между тем, природа не наделила нас способностью устанавливать эмоциональный контакт, обмениваться информацией без помощи знаков, звуков, письма. Для того, чтобы сделать содержание своего сознания доступным другому, мы используем естественный язык, различные искусственные языки и коды, а также технику. Наука обеспечивает наиболее емкий и эффективный способ «упаковки» информации, когда она передается в концентрированном виде и используется для решения сложных задач.

Культура снабжает нас наиболее эффективными средствами коммуникации. Сам процесс коммуникации очень сложен. Эффективная коммуникация обеспечивается целым рядом культурных условий, таких как наличие общего языка, каналов передачи информации, соответствующей мотивации, этических и семитических правил, которые определяют кому, что, когда и как мы можем что-то сообщать и от кого и когда ждать получения информации. Коммуникация — это и работа, и искусство, поэтому она определяется и коммуникативными технологиями и сопровождается эмоциями.

Многие проблемы воспитания, управления, поддержания порядка и согласованности в действиях не могут быть решены из-за недостаточной развитости коммуникативной функции. Радио, телевидение сравнительно недавно вошли в общественно-культурную жизнь. Они уже сейчас называются «четвертой властью» (наряду с законодательной, исполнительной и судебной). Но их возможности по-настоящему еще не осознаны, используются не в полной мере, нередко не на пользу, а во вред обществу. Несмотря на обилие передаваемой и получаемой информации, значительная ее часть не воспринимается, не находит своего адресата. Воздействие многих передаваемых программ на умы и сердца людей вряд ли благотворно.

4. С коммуникацией тесно связана «сигнификативная» функция (от англ. sign — знак), буквально — функция «означивания», приписывания значений и ценностей. Весь освоенный человеком мир есть сфера значений. Поскольку каждый элемент культуры обладает каким-то значением, всю культуру можно рассматривать как «сетку значений», наложенную на воспринимаемую и переживаемую реальность.

Вещи, поступки, события и даже психические состояния так или иначе «означены». Желая понять поведение людей какой-либо культуры, мы должны, прежде всего, изучить их язык, значение основных понятий.

Сигнификативная функция культуры — это ее способность создавать целостные, осмысленные представления о мире и самостоятельные философские и поэтические миры. Для этого культура вырабатывает значения, имена, знаки, язык. Наука, искусство, философия — это "особым образом организованные знаковые системы, призванные с разных сторон представить мир, сделать его понятным, осмысленным, близким человеку.

Благодаря этой функции поддерживается преемственность поколений, обеспечивается единство культуры во времени! Эта ее особенность проявляется в накоплении и хранении информации. Системы значений не только помогают понять мир, но и фиксируют это понимание, передают его через время и пространство!

В истории культуры сменилось несколько способов накопления и хранения информации. Важнейшие из них: естественная память, письменность, книгопечатание, электронные системы.

В примитивных культурах информация может закрепляться во всякого рода изображениях, тотемных фигурах. Информация упорядочивается в мифе. Способом ее хранения служит память, а способом передачи — устная речь. Если в наше время все познанное записывается, то в древности знания «выговаривались».

Мощный толчок развитию культуры был дан изобретением письменности. Записанная информация стала накапливаться, систематизироваться. Письменность многократно увеличивает «емкость» памяти. С появлением письменности духовная культура как бы «отслаивается» от непосредственного жизненного процесса. Она позволяет расчленить и систематизировать знания, в частности, отделить науку от религии, практику от теории, опыт одной культуры от опыта другой. Человек освобождается от обязанности все запоминать и получает свободу для творчества и импровизации.

Эффект письменности был многократно умножен благодаря книгопечатанию. В работу с информацией стали вовлекаться массы. Практический опыт масс стал широко включаться в литературу, искусство, философию, которые до этого создавались лишь узким слоем интеллигенции.

С конца XIX века начинается новый период в развитии средств хранения и передачи информации. Появляются радио, телефон, грамзапись, кино, фотография, затем магнитофон, компьютер, электронные банки данных. Компьютерная революция еще только началась, но уже сегодня ясно, сколь радикальные общественные сдвиги должны за ней последовать.

Подобно здоровому человеку, общество должно помнить свое прошлое, уметь его оценивать и признавать свои ошибки. Человек должен знать, кто он, откуда и куда идет. Черпая силы в воспоминаниях о «звездных часах», он не должен забывать о неверных решениях, Не может не скорбеть о непоправимых, роковых ошибках. Общество, которое отрекается от своего прошлого, подобно беспамятному калеке.

5. В ряду основных внутренних функций культуры — нормативная. Она проявляется в том, что культура регулирует, координирует действия отдельных людей и человеческих групп; вырабатывает оптимальные пути решения конфликтных ситуаций; дает рекомендации при решении жизненных задач, таких, например, как выбор профессии, вступление в брак. Эта функция выполняется правом, моралью, идеологией.

Общество нуждается в регуляции поведения больших человеческих масс, в поддержании равновесия. Ценности и значения, которыми располагает человек, очерчивают поле возможной деятельности, позволяют прогнозировать ход событий. Но они не определяют, как именно нужно действовать в той или иной ситуации. Сознательный и ответственный человек принимает решения самостоятельно и свободно, но он делает это, опираясь на нормы.

Норма есть указание нате пределы, рамки, в которых человек должен действовать. Они указывают и в то же время побуждают. Нормы могут разрешать, запрещать, рекомендовать. Существуют нормы нравственные и нормы «целесообразности», подсказывающие наиболее эффективные приемы деятельности.

Норма есть итог многовекового опыта и не всегда представляется обоснованной отдельному индивиду, оценивающему ситуацию с сиюминутных позиций. Разумеется, не на все случаи жизни существуют нормы. Но все же важнейшие и универсальные нравственные нормы типа: «не делай зла», «делай добро», «благодари за добро», «компенсируй нанесенный тобой вред», «будь верным», «будь

справедливым» — эти общечеловеческие нормы в громадном большинстве случаев правильны и должны исполняться, сколь бы ни был силен соблазн их нарушить. Нарушение моральных норм вызывает чувство вины, раскаяния. Соблюдение норм поддерживает целостность сознания и является критерием зрелости и ответственности человека.

Наряду с общечеловеческими нормами имеется много норм, характерных для национальных культур, религий, сословий. Китай, например, является страной «интенсивной культуры». Здесь почти всякое явление жизни, всякое переживание как-то обозначено, нормировано, оценено. Китайцы всегда стремились к упорядочению первозданного хаоса, дисциплине и порядку. Они вырабатывали сложные и тонкие правила этикета. Отношения старших и младших, мужчин и женщин, детей и родителей; дыхание, питание, движение, сохранение здоровья, стихосложение, правописание — все в Китае было подчинено строгим и разумным правилам.

В европейской и особенно в русской культуре нормативность гораздо слабее.

Нормы, связанные с этикетом и бытом, в разных странах значительно разнятся. Например, в России не принято есть змей, собак, кошек, лягушек. Между тем, у многих народов кошачье и собачье мясо считается деликатесом. В странах Ближнего Востока женщинам запрещено появляться в общественных местах с открытым лицом. В западных странах обнажают не только лицо, но и многие другие части тела — вплоть до того, что существуют общие пляжи для мужчин и женщин, где никакой одежды не полагается.

«Нормативная избыточность», т.е. жесткость норм, чрезмерная регламентация поведения характерны для обществ с бедной культурой. Для небольших культур поддержание стабильности и равновесия является важнейшей задачей. Жесткая нормативность помогает поддерживать порядок, но затрудняяет или даже исключает творчество и мешает внедрению инноваций.

Избыток и жесткость норм в сложном, динамичном обществе могут быть столь же вредны, как их недостаток и несогласованность.

6. Еще одна функция — «психической разрядки» — как бы противоположна предыдущей, нормативной. Регламентация и регуляция поведения необходимы, но следствием их является ограничение свободы отдельных личностей и групп, подавление каких-то желаний, а значит развитие скрытых конфликтов и напряжений. Напряжения в обществе являются следствием не только нормативного регулирования. Они вызываются вынужденным одиночеством или избытком общения, «экзистенциональными» стремлениями и потребностями, которые далеко не всегда находят адекватный «ответ». К числу таких трудно удовлетворяемых или вообще неудовлетворяемых экзистенциальных потребностей можно отнести, в частности, потребности в любви, в вере, в бессмертии, в интимном контакте с другим человеком.

Не все виды напряжения рационально, практически преодолимы. Человек не может примириться с тем, что его жизнь когда-нибудь должна закончиться, что молодость не вечна, что он наделен именно такой, а не другой внешностью и т.п. Отсюда перед культурой возникает императив: разрешить сделать возможным то, что не разрешено и невозможно, по крайней мере, в обычных условиях. Ответом на этот «императив» является функция «психической разрядки». Культура создает организованные и относительно безопасные способы разрядки, не нарушающие социальной стабильности.

Самые простые, естественные средства разрядки — смех, плач, приступы гнева, исповедь, объяснение в любви, «разговор начистоту». Но это индивидуальные способы. Их недостаточно для того, чтобы ослабить коллективные напряжения, которые могут многократно усиливаться благодаря психическому «заражению» и под влиянием каких-то социальных бедствий.

Специфически культурные, закрепленные традицией формы разрядки — это праздники и ритуалы. В праздничные дни люди не работают, не соблюдают будничных норм жизни, устраивают шествия, пиры, карнавалы. Смысл праздника состоит в торжественном коллективном обновлении жизни. Во время праздника идеальное и реальное как бы сливаются, человек испытывает облегчение и радость, если конечно умеет праздновать и приобщен к определенной праздничной культуре. В праздник все переворачивается «вверх ногами», но это не вредит обществу. Русский исследователь культуры М.Бахтин показал на материале «смеховой культуры» Возрождения, что в праздничные дни подвергались осмеянию те божества и идеи, которые принимались с полной серьезностью в будни.

Другой способ разрядки — ритуалы. Ритуализуются, как правило, напряженные моменты жизни. Имеются ритуалы свадебные, похоронные, связанные с трудовой жизнью, политическими акциями. Ритуалам свойственна особая торжественность, ритм, мимическая и интонационная насыщенность.

В качестве разрядки эффективно используется игра. Суть игры состоит в удовлетворении влечений символическими средствами. Вместе с тем, многие игры настолько сложны и изощренны, что требуют сами больших усилий и напряжения. Примером могут служить шахматы.

Символика игры создает особую психологическую установку, когда человек одновременно верит и не верит в происходящее. Игра побуждает использовать все силы и мастерство для достижения цели. Она позволяет разрядить бессознательные импульсы, запрещенные или «невостребованные» культурой. Например, во многих играх присутствуют конкурентные, агрессивные, сексуальные мотивы (спорт, конкурсы, лотереи, танцы), реализуются «накопительские» влечения, которые в быту оцениваются как проявления жадности (коллекционирование). Обыгрывается и значение смерти (гладиаторские бои, коррида). В прошлом многие игры и развлечения носили жестокий характер. В России практиковались уличные бои — «стенка на стенку», медвежья травля. Публичные казни в Средние века были массовым развлечением и собирали много зрителей. В течение двух-трех последних столетий произошла гуманизация игр и развлечений.

Специальные средства разрядки — произведения массовой культуры — фильмы ужасов, эротические фильмы, фильмы катастроф, приключенческие романы, детективы.

Игры, массовое искусство выступают не только в роли регуляторов коллективных напряжений. Их роль и морально-воспитательное значение могут быть как положительными, так и отрицательными

— в зависимости от заложенных в произведения идей и степени их художественности.

7. «Гоминизация» — это функция, благодаря которой происходит овладение родовыми
качествами. Стать нормальным здоровым существом можно только с помощью культуры. В отличие от животных, которые наследуют в готовом виде признаки своего рода, человеческий детеныш в первые годы жизни беспомощен. Лишь через целенаправленное обучение и руководство взрослых он может стать зрелым существом. Функция гоминизации — универсальна, присуща всем обществам. Однако вряд ли до сих пор все родовые зачатки человека получали простор для развития. Обнаруженные сегодня и многократно подтвержденные способности некоторых людей к экстрасенсорному восприятию,
телепатии, гипнозу указывают на то, что далеко не все резервы организма и психики мы умеем использовать.

8. Социализация связана с усвоением некоторого обязательного «минимума» культуры. Речь идет о приобщении индивида к условиям общественной жизни, усвоении основных ролей, норм, черт социального характера и, конечно, языка. Социализация связана с вхождением личности в ту или иную возрастную и профессиональную группу, усвоением специфических для нее способов мышления, принципов поведения.

Приобщение личности к культурному наследию в более широком объеме и усвоение элементов других культур составляют содержание «инкультурации». Приобщение к культуре в этом случае выступает как необязательное, «факультативное». Овладение иностранными языками, приобретение непрофессиональных знаний не являются необходимыми требованиями социализации, однако в условиях динамичного общества с быстро меняющейся системой профессий отделить обязательные знания и навыки от необязательных довольно трудно. Поэтому образование и воспитание требуют все большего расширения границ социализации, приобретения широкой гуманитарной культуры.

9. Индивидуализация есть развитие способностей, обусловленных природными задатками, биографией, жизненным опытом. Требования разных обществ и социальных групп к индивидуальности — различны. Потребность в индивидуальной самореализации усиливается у людей разных социальных групп. Но для развития индивидуальности необходимы настойчивость, активные поиски своего места в жизни.

Как это ни парадоксально, индивидуальность сильнее выражается не в уникальных и экзотических, а в общечеловеческих страстях и переживаниях. Гамлет, Дон Кихот, Фауст, Дон Жуан — особенно яркие индивидуальности именно потому, что их жизнь посвящена какой-то глубокой общечеловеческой страсти — любви, познанию, утверждению справедливости.

Что дает нам знание основных функций культуры?

Во-первых, группируя историко-культурный материал по рубрикам основных функций, мы получаем способ сжатого, выразительного описания культурных типов, комплексов и регионов. Такое описание помогает выявлению доминирующих черт культуры, ее слабостей, неразвитых функций, что немаловажно с точки зрения постановки задач культурного планирования, проектирования, строительства.

Во-вторых, при функциональном описании культуры утверждается взгляд на нее не как на «придаток» к экономике, а как на работающий, полный жизни организм, призванный обслуживать потребности общества и нуждающийся в постоянном уходе и регулировании. Выявляется также автономия культуры по отношению к обществу. Чтобы содержать культуру «в порядке», активном состоянии, нужно равномерно и согласованно развивать ее функции.

В-третьих, изучая основные функции культуры в их историческом развитии, сравнивая культуры по степени развитости у них той или иной функции, мы получаем принцип типологизации культур. Идя от типа культуры, можно характеризовать типы личности, типы человека.

В-четвертых, в свете представления об основных функциях культуры возможна более конкретная многоаспектная оценка культурных явлений. Нередко мы оцениваем бытовое пьянство как отрицательное явление, не выясняя тех скрытых или полускрытых функций, которые оно может иметь, например снятие психических напряжений, отвлечение от политики, удовлетворение каких-то бессознательных витальных влечений, не удовлетворяемых в семье. Для устранения отрицательных явлений, «вывода» их из культуры необходимо искать им функциональную замену, создавать новые формы развлечений, активизировать политическую жизнь, укреплять семью и т.п. При этом конструктивные, созидательные шаги должны предприниматься раньше, чем запретительные.

В-пятых, проблемы инноваций, культурного планирования и проектирования должны изучаться с функциональной точки зрения. Например, ставится вопрос о создании крупного культурного развлекательного центра. Такой центр потребует больших вложений, но будет ли он успешно функционировать? Нередко начинают прорабатывать инженерные, технические, экономические детали проекта, не обсудив предварительно его социальных функций и возможных функциональных альтернатив. Может быть, вместо крупного центра выгоднее и разумнее построить несколько мелких? Нужно задать вопрос: какие задачи мы хотим решить с помощью предлагаемой инновации? Насколько актуальны эти задачи? Какие существуют вообще пути решения этих задач? Является ли предлагаемый путь лучшим из всех возможных?

Общество должно сознательно и вдумчиво выбирать между вариантами культурного развития, рационально распределять ресурсы, человеческую энергию. В нашей стране культурное планирование, как и экономическое, нередко шло «от достигнутого». Если в текущем году у нас было столько-то кинотеатров, бассейнов, театров, газет, журналов, клубов, стадионов, телевизоров и т.п., то в текущей пятилетке предполагалось увеличить все эти показатели на определенный процент. При этом не выяснялось, как будут вести себя будущие потребители планируемых к производству культурных благ, что они предпочтут выбрать, когда возникнет дефицит времени и средств.

Чтобы решить, нужно или не нужно увеличивать количество кинотеатров, необходимо знать, зачем люди хотят в кино, какие именно потребности они там удовлетворяют. Будут ли они чаще посещать кино, если появятся иные, более активные формы проведения досуга? Как скажется на посещаемости кино распространение видеотехники? Можно предположить, что кино окажется менее действенным, чем раньше, видом развлечений, но его роль в популяризации знаний, обучении может стать выше. Тогда лучше строить киноустановки при лекториях, школах, институтах. Возможно, следует объединить кино, театр, клуб, библиотеку, лекторий в одном помещении.

Нельзя рассматривать культурное производство как самоцель. Бессмысленно говорить, что «нужно больше культуры». Какой культуры? Ради каких целей? Культурный процесс не есть количественный рост культурного производства и потребления. Критерий прогресса культуры — качественный, а не количественный. Он определяется духовным самочувствием личности, развитием ее духовных и социальных потенций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: