Задачи культуры речи: старые и новые

В 1980е годы культура речи была сравнительно молодой наукой. Она имела истоки из аристотелевской риторики. Ф.И. Буслаев впервые привлёк внимание к жизни языка в обществе. Язык – это деятельность. Буслаев писал о влиянии узуса на систему языка.

На первом этапе развития КР как науки основная задача была следующая: определить нормы употребления отдельных языковых элементов без обращения к экстралингвистическим параметрам речи. Это вопрос об ортологии.

1950е-1960е годы у культуры речи расширяется проблематика и возрастает интерес к коммуникативным процессам.

Предпосылки современного состояния КР заложены в трудах отечественных исследователей: М.М. Бахтина, И.П. Якубинского, Л.В. Щербы, Г.О. Винокура, В.И. Чернышёва, С.И. Ожегова, В.В. Виноградова, Б.М. Головина.

В 1970е годы основной задачей было выработать рекомендации для успешного общения, разрабатывается техника общения в различных ситуациях. Эти задачи были очень актуальны в то время: государство поставило задачу научить народ говорить, заявляет о проблеме речевой безграмотности большинства населения. Кроме того, КР долгое время выполняла функцию аксиологическую, являлась сводом правил, но большинство оценочных понятий КР в такой ипостаси неопределённые и связаны с экстралингвистическими факторами: сфера общения, намерения коммуникантов, условия протекания коммуникации. Это усложняет ситуацию, но, с другой стороны, конкретизирует её. КР постепенно переходит от регулятора «хороших» качеств речи к тому, что рассматривает речь как деятельность (знание ситуации и её параметров). В отличие от традиционного подхода, это качество предполагает оценочный компонент, а также личность адресата и т.п., условия протекания речи, результат общения и т.п.

У КР специфические задачи: как сказать лучше об этом? Связывает КР со всеми лингвистическими дисциплинами как со смежными, которые рассматривают язык как средство общения.

Е.Н. Ширяев предлагал ввести понятие культурно-речевая критика. Норма – это и набор, и выбор речевых средств.

Таким образом, если говорить о структуре и КР в целом, то сейчас становится главным коммуникативный и этический аспекты, но тем не менее культура речи как наука соотносится со всеми тремя аспекта, и объединяет эти аспекты, во-первых, то, что КР начинается там, где начинается выбор (поскольку норма — это выбор как минимум из 2х вариантов), а во-вторых, все 3 компонента влияют на эффективность речи.

Отсюда задачи КР как научной дисциплины специфичны и двойственны:

культура речи описывает нормы, существующие объективно в языке;

культура речи — это аксиологическая наука, поэтому она оценивает образцы речи в целом и по уровням и вырабатывает рекомендации для всех носителей языка.

Предмет исследования культуры речи — это норма во всех её аспектах.

Материал культуры речи — письменная и устная речь отдельных, конкретных говорящих как правила воплощения авторского замысла.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: