Речевой этикет с прагматической точки зрения. Категория вежливости

В прагматике подчёркивается особая роль обозначения адресата и говорящего. Можно говорить о правилах выбора «ты»—«вы» форм общения.

Критерии выбора:

степень знакомства;

официальность/неофициальность обстановки общения;

характер отношения к адресату;

равенство/неравенство ролевых отношений: по возрасту или по социальному положению.

Этикетное общение предполагает эмпатию (эмоциональное сочувствие).

Единицы РЭ рассматриваются как перформативные высказывания, то есть когда произнесение выражения РЭ равно совершению конкретного действия. Перформативы, таким образом, высказывания-действия. (Пр.: Простите меня; Передайте деньги.)

РЭ отвечает прагматическим принципам общения, в частности принципу сотрудничества и принципу вежливости. Эти принципы конкретизируются постулатами — максимы Грайса (4 основных):

говори столько, сколько нужно (максима количества, информативности);

будь искренним (максима качества, истинности);

говори по теме (максима отношения, релевантности);

говори ясно (максима способа).

Отечественные учёные добавили пятый постулат:

будь вежливым.

Вежливость в РЭ — это ненанесение ущерба в речи. Это этическая категория (моральное качество человека, соблюдающего внешние нормы общения и/или проявляющего личную доброжелательность), это проявление искренности (+показной искренности). Чем менее знакомы коммуниканты, тем более необходима вежливость.

Е.А. Земская разграничила РЭ и категорию вежливости. РЭ — это система устойчивых формул общения. Категория вежливости распространяется на более широкий круг ситуаций à имеет больший объём. Если этикет может нарушаться осознанно или неосознанно, то нарушение вежливости всегда сознательно.

Таким образом, вежливость — универсальная категория. Но каждый язык проявляет свою специфику (например, в японском языке её выражение — грамматическое; в русском — это функционально-семантическая универсалия. В русском языке нет специальных грамматических показателей вежливости).

Средства, выражающие вежливость, — функциональные поля. Ядро — формулы речевого этикета, в частности указание адресата. Периферия — лексические средства, грамматические категории.

Поле невежливости: ядро — название адресата с противоположно оценкой. Периферия — единица речевого этикет, выбранная неуместно.

Средства, выражающие категорию вежливости:

косвенные высказывания (например, совет/просьба в форме вопроса);

удвоение речевых действий (Прошу тебя, помой посуду);

использование частицы БЫ как маркера повышенной вежливости (Не могли бы вы открыть окно?);

использование личного местоимения МЫ вместо ТЫ, ВЫ (например, в речи врача: Как мы себя чувствуем?);

использование актуализаторов вежливости (Будьте добры, откройте окно; Если вам не трудно, пересядьте, пожалуйста) и т.п.

Средства проявления невежливости:

говорить о присутствующих в 3м лице;

говорить «ты» незнакомцу;

называть адресата по физическому принципу;

косвенные высказывания (Зачем ты надела эту юбку?);

оценка адресата и его действий (Ты пойдёшь в театр? — Мне что, делать нечего?);

неуместная реплика в ответ на этикетную просьбу;

номинации лиц не по возрасту (например, когда к девушке обращаются женщина) и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: