Очевидно, что в ЯХЛ нарушаются нормы ЛЯ на разных уровнях. Но, сопоставляя ЯХЛ и нормы языка, лучше говорить не о нарушении.
В.П. Григорьев: отношение ЛЯ, ЯХЛ и ПЯ можно представить графически (см. лекцию в 1-м семестре).
Нормы ЛЯ — это редукция тех норм, которые существуют в ПЯ. ПЯ — это язык в его художественной функции, обосложнение ЛЯ. Но для ПЯ характерна предельная гибкость норм по сравнению с ЛЯ. Если же говорить о «правильности» языка в художественном тексте, то этот вопрос для художника не важен. Всё, что есть в общенародном языке, — дополнительные краски, которые помогают выразить авторскую мысль, и их выбор диктуется художественной целесообразностью, эстетической мотивированностью.
Для ПЯ характерна множественность мотиваций поэтического слова, или семантическая многоплановость.
Пример — стихотворение О. Мандельштама 1909 г.:
Невыразимая печаль
Открыла два огромных глаза,
Цветочная проснулась ваза
И выплеснула свой хрусталь.