Инвенция

Информативная речь: (а) выбирать тему речи; (б) вырабатывать авторскую позицию; (в) определить цели.

(а) Тема должна соответствовать знаниям и интересам. Она должна дать вам больше информации, чем имеется у ваших слушателей. Тема должна быть уместной, иметь конфликтный характер. Тема может быть широкой (она делится на подтемы) и узкой. Формулировка темы должна быть интересной, вызывающей.

(б) Необходимо выбирать источники информации. Количество собранного материала должно быть избыточным (не один источник!). Речь не должна быть перегружена фактами из источников. Нужно выбрать 3-4 идеи. При подготовке информативной речи нужно использовать дефиниции, выделять ключевые слова. Обязательны примеры, они должны попасть в цель, должны быть конкретными, не должны повторяться. Должна использоваться статистика, но не следует перегружать речь цифрами. Нужно использовать «удивляющие» цифры, показатели. Следует включать сравнения. Цитат не должно быть много, ссылки должны быть точными. Наглядный материал нужно убирать после использования.

Агитационная речь. Она должна состоять из одного тезиса и, как минимум, одного аргумента. Тезисом не должна быть аксиома! Он должен быть чётко сформулирован.

Аргументы — вещи, доказывающие тезис. Это всегда истинные суждения. Аругменты делятся на виды:

доводы по существу (ad rem, рациональные):

естественные доказательства (улики);

логические доказательства: дедуктивные умозаключения (от общего к частному) и индуктивные (от частного к общему).

Выводы не всегда следуют из логических доказательств, носят вероятностный характер. Разновидность — рассуждение по аналогии. Доводов должно быть достаточно;

доводы к человеку (ad hominem, психологические доводы), например апелляция к авторитету (в частности, цитирование), аргумент к угрозе, обещанию, выгоде, жалости, личности. Есть корректные и некорректные приёмы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: