Методические указания преподавателям по организации обучения по дисциплине

При организации обучения по дисциплине «Социально-психологическая конфликтология: траектории развития и коррекции конкретного взаимодействия» преподаватель должен обратить особое внимание на организацию практических занятий и самостоятельной работы студентов, поскольку факультатив предполагает широкое использование интерактивных методов обучения. При реализации дисциплины «Социально-психологическая конфликтология: траектории развития и коррекции конкретного взаимодействия» специальности 030300.68 – «Психология», профиль «Социальная психология» используются следующие интерактивные формы проведения занятий (которые могут и должны проводится вместо обычного опроса студента):

- Работа в малых группах

- Творческие задания

- Круглый стол

- Мозговой штурм

- Ролевые игры

- Социально-психологический тренинг

В рамках развития интерактивных форм обучения на дисциплине «Социально-психологическая конфликтология: траектории развития и коррекции конкретного взаимодействия» предполагается использование различных вспомогательных мультимедийных средств: интерактивной доски, видео, слайдов, флипчартов и т.п.

«Круглый стол» организуется следующим образом:

1) Преподавателем формулируются вопросы, обсуждение которых позволит всесторонне рассмотреть проблему;

2) Вопросы распределяются по подгруппам и раздаются участникам для целенаправленной подготовки;

3) Для освещения специфических вопросов могут быть приглашены специалисты (юрист, социолог, психолог, экономист) либо эту роль играет сам преподаватель;

4) В ходе занятия вопросы раскрываются в определенной последовательности.

5) Выступления специально подготовленных студентов обсуждаются и дополняются. Задаются вопросы, студенты высказывают свои мнения, спорят, обосновывают свою точку зрения.

Метод мозгового штурма – оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения по решению конфликтологической проблемы, в том числе самых нереалистичных. После этого из числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы в практике профилактики и (или) разрешения конфликтов.

Ролевые игры – каждый участник имеет или определенное задание, или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с заданием по профилактике или коррекции конфликтных отношений.

Социально-психологический тренинг – проводится с целью формирования профессионально важных поведенческих навыков и умений. В рамках тренинга используются игровые методы, групповая дискуссия, разбор конфликтных ситуаций, моделирование конфликтных ситуаций и т.д.

Самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:

1. Выработка навыков восприятия и анализа учебных и научных психологических текстов по профилактике и коррекции конфликтов разного типа;

2. Формирование навыков критического, исследовательского отношения к предъявляемой аргументации, развитие способности понимания психологических аспектов конфликтологических проблем;

3. Развитие и совершенствование способностей к диалогу, к дискуссии, к формированию и логически аргументированному обоснованию собственной позиции по вопросам изучаемой дисциплины;

Для решения первой задачи студентам предлагаются к прочтению и содержательному анализу тексты из основной и дополнительной литературы. Результаты работы с текстами обсуждаются и используются для выполнения заданий на практических занятиях. Для решения второй задачи служат дискуссии и групповая работа студентов по выработке коллективного решения (с использованием техники активного слушания, демократических принципов принятия группового решения, а также «мозгового штурма»). Например, на практическом занятии студенты работают вначале индивидуально, а затем вырабатывают общее решение в малых группах (по 5-7 человек), пользуясь методами «мозгового штурма», «Я-высказывания» и коллективного ведения дискуссии. Затем происходит дискуссия по результатам групповой и индивидуальной работы. Для решения третьей задачи учебные занятия организуются в виде дискуссий или ролевых игр.

При организации занятий по дисциплине необходимо наибольшее внимание уделить интерактивным методам взаимодействия преподавателя со студентами. При проведении лекций, помимо традиционной подачи материала, необходимо использовать проблемный подход, а также метод групповой дискуссии. С целью группового обсуждения ставится проблема, затем студентам дается время на подготовку аргументированного ответа. Затем вырабатывается групповое решение совместно с преподавателем. На практических занятиях следует организовывать активную индивидуальную и групповую работу студентов, что позволяет лучше освоить материал за счет непосредственного включения в различные виды учебно-профессиональной деятельности, приобрести навыки сотрудничества, развить навыки психологического мышления.

Самостоятельная работа студентов направлена на развитие способностей и выработку навыков анализа источников литературы по психологии, социальной психологии, конфликтологии, психологии конфликта. В процессе самостоятельной работы и последующего использования результатов этой работы в аудиторных занятиях студенты нарабатывают навыки критического мышления, понимания, оценки социально-психологических явлений, а также развития творческих способностей при самостоятельном изучении социально-психологических вопросов профилактики и коррекции конфликтов разного типа. Поэтому студентам предлагаются для аналитической работы источники отечественной и зарубежной социально-психологической. Результаты самостоятельной работы с литературой используются в ходе лекционных и практических занятий. Навыки интерактивной работы формируются при проведении групповой работы. Проверка выполнения заданий осуществляется на практических занятиях при опросе студентов (по вопросам, которые заранее даются студентам для самостоятельной подготовки) и их участии в групповых дискуссиях.

Спецификой данной программы являются также упражнения по работе с реальными конфликтами разного типа, встречающимися в работе психолога-практика. Занятия проходят в форме творческой совместной деятельности преподавателя и студентов по анализу социально-психологических причин возникновения, развития конфликтных ситуаций разного типа и их коррекции. Программой предусмотрено выполнение студентами самостоятельных работ по анализу конфликтов, разработке концепции и психологически обоснованных средств их коррекции. К зачету студентам предлагается проанализировать какой-либо конфликт с точки зрения его коррекции и письменно охарактеризовать его с научной точки зрения (1-2 страницы текста). Студентам предлагается составить рекомендации по коррекции конфликта.

Самостоятельная практическая творческая работа представляет собой задание по диагностике конфликта определенного типа (внутриличностного, межличностного, между личностью и группой, межгруппового) и разработке стратегий его коррекции на разных этапах развития. Студент выполняет работу, а затем защищает ее в процессе обсуждения с преподавателем и другими студентами. Качество выполнения самостоятельной работы оценивается по таким показателям, как: а) полнота анализа психологических и социально-психологических характеристик конфликта; б) учет психологических, социально-психологических и других факторов проблемной ситуации; в) качество разработки методических средств коррекции конфликта; г) практическая ценность предлагаемых решений.

Разработчик: _______________________________ Орлов Владимир Алексеевич,

канд. психол. наук, доцент,

доцент кафедры теоретических основ

социальной психологии


[1] Опрос (О), домашнее задание (ДЗ), тестирование (Т), практическая творческая работа (ПР).

[2] Часы, отводимые на изучение конкретных вопросов. Без учёта часов на подготовку эссе, к коллоквиумам, домашнему заданию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: