Раздел 1. Предмет и задачи микробиологии

1) Определение микробиологии как науки

2) Объекты изучения и исследования микробиологии. Перечислите и дайте их кратную характеристику

3) Значение микроорганизмов в пищевой промышленности. Приведите примеры

4) Значение и роль микроорганизмов в развитии биотехнологии. Приведите примеры

5) Разделы общей микробиологии. Задачи и значение их в пищевой промышленности и народном хозяйстве.

6) Роль микроорганизмов в природе. Обоснуйте на примерах.

Раздел 2.Возникновение и развитие микробиологии

1) Открытие и описание невидимого мира микроорганизмов связано с именами каких ученых?

2) Заслуги и значение работ каких исследователей привели к формированию микробиологии как науки?

3) Какова роль отечественных ученых в развитии микробиологии? Приведите примеры.

4) С именами каких ученых связано биохимическое направление развития современной микробиологии?

5) Кто написал и издал первый русский учебник и практическое руководство по микробиологии и заслуги его в развитии микробиологии.

6) С именем какого ученого связано открытие фильтрующихся вирусов, которого в России считают основоположником вирусологии? Заслуги его.

7) Главные направления развития современной микробиологии.

Раздел 3. Микроорганизмы и их систематика

1) Мир микроорганизмов. Общие признаки и разнообразие в природе. Положение среди других живых организмов.

2) Принципы классификации микроорганизмов. Назовите отделы царства Procaryotae. Дайте краткую характеристику четырех отделов.

3) На основании каких признаков представители царства Procaryotae разделены на четыре отдела?

4) Дайте краткую характеристику отдела грациликутов.

5) Дайте краткую характеристику отдела фирмикутов.

6) Какие микроорганизмы объединены в отдел микоплазм?

7) В чем уникальность архебактерий? Почему они включены в особый отдел? Особенности химического состава клетки.

8) Прокариоты и эукариоты. Отличительные признаки их и особенности организации клетки.

9) Эубактерии и архебактерии. Отличительные признаки их и особенности организации клетки.

10) Признаки, используемые при классификации микроорганизмов. Перечислите их и охарактеризуйте.

Раздел 4. Морфология, строение и развитие микроорга-низмов. Прокариоты

1) Разнообразие форм клеток у прокариотов. Приведите примеры и опишите их.

2) Каково строение прокариотной клетки? Опишите строение и назовите составные части клетки (органоиды и включения).

3) На каком основании прокариоты делятся на грамположительные и грамотрицательные? В чем суть такого разделения?

4) Строение клеточной стенки у прокариотов. Из каких полимеров построена клеточная стенка?

5) Каковы функции клеточной стенки прокариотов? Значение для клетки.

6) Строение цитоплазматической мембраны, химический состав и особенности организации. Функции цитоплазматической мембраны.

7) Слизистые слои и капсулы как поверхностные структуры бактериальной клетки, химический состав функции.

8) Нуклеоид бактериальной клетки как генетический (ядерный) аппарат. В чем отличие его от ядра эукариотов?

9) Назовите представителей прокариотов, не имеющих клеточной стенки вообще, но способных существовать.

10) Органоиды бактериальной клетки, назовите и опишите их. Значение и функции их.

11) Придаточные структуры бактериальной клетки: жгутики, ворсинки, фимбрии, пили. Строение и функции.

12) Эндоспоры и цисты как специализированные клеточные структуры прокариотов. Строение и функции. В чем отличие от спор эукариотов, например микроскопических грибов?

13) Способы спорообразования у прокариотов. В чем суть долговечности спор?

14) Морфология и строение эукариотной клетки на примере дрожжей. Какое значение имеют дрожжи в пищевой промышленности?

Раздел 5. Культивирование и рост микроорганизмов

1) Чистые и накопительные культуры микроорганизмов, объясните их суть и назначение. Методы получения.

2) Рост и развитие прокариотной клетки: что под этим понимают? Объясните динамику роста, кривые роста и фазы цикла развития клетки.

3) Способы культивирования микроорганизмов: поверхностное и глубинное культивирование. Применение в биотехнологии.

4) Принципы работы технологического оборудования хемостата и турбидостата. Практическое использование.

5) Типы питательных сред для выращивания микроорганизмов. Принципы составления сред.

Раздел 6. Действие физических и химических факторов на микроорганизмы

1) Содержание и значение воды для бактериальной клетки. Чем объясняется устойчивость клетки к выращиванию?

2) На какие группы делятся микроорганизмы по отношению к температуре среды? Назовите и объясните примерные интервалы температур, при которых живут микроорганизмы.

3) Методы стерилизации. Расскажите, для чего применяются? Разновидности методов и способов.

4) Отношение микроорганизмов к кислороду воздуха. Назовите группы и объясните причины действия О2 на клетки.

5) Отношение микроорганизмов к кислотности среды, в чем суть развития клеток в кислой или щелочной среде?

6) Расскажите характер действия света и ионизирующего излучения на бактериальную клетку.

7) Расскажите, каковы особенности галофильных бактерий. Чем обусловлена способность клеток переносить большие концентрации соли?

Раздел 7. Обмен веществ (метаболизм) микроорганизмов

1) Пищевые потребности клеток микроорганизмов. Покажите разнообразие путей и способов питания микроорганизмов.

2) На какие группы делятся микроорганизмы по способу питания? Приведите примеры.

3) Автотрофный и гетеротрофный пути питания. Объясните, в чем суть?

4) Как поступают в клетку микроорганизмов различные органические и минеральные вещества?

5) Какие источники энергии используют микроорганизмы для существования? Способы обеспечения клеток энергией.

6) Что такое брожение? Какие знаете пути сбраживания углеводов микроорганизмами? Раскройте и объясните химическую природу брожений. Приведите примеры.

7) Особенности метаболизма метанобразующих бактерий. Покажите возможности использования таких микроорганизмов в будущем для получения энергии и топлива.

8) Дайте определение понятиям «метаболизм», «катаболизм», «анаболизм», «биосинтез».

9) В процессе каких реакций и в виде каких соединений накапливается энергия в клетке микроорганизмов?

10) Дыхание – эволюционно самый совершенный способ получения энергии. На каком этапе эволюции жизни на Земле появилось дыхание? Покажите на примерах.

Раздел 8. Хемосинтез и окисление неорганических соединений

1) Хемосинтез – крупнейшее открытие в конце 19-го столетия. Объясните на примерах. Заслуги С.Н. Виноградского в этом открытии.

2) Хемолитоавтотрофные бактерии. Расшифруйте это понятие и приведите примеры.

3) Нитрификация и бактерии, осуществляющие этот процесс. Расскажите о двух фазах процесса. Какие неорганические соединения подвергаются окислению? Напишите две химические реакции.

4) Какие две группы бактерий осуществляют процесс нитрификации. Назовите бактерий I фазы (5 родов) и II фазы нитрификации (3 рода). Какие ферменты участвуют при этом?

5) В чем сущность процесса нитрификации? Значение нитрификации в природе. Необходимо указать на положительные и отрицательные стороны нитрификации для питания растений.

6) Окисление восстановленных соединений серы до сульфатов. Расскажите о тионовых и бесцветных серобактериях, осуществляющих этот процесс. Значение этих микроорганизмов в природе. Приведите примеры.

7) Окисление восстановленных соединений железа (Fe2+ - закисное) до Fe3+ (окисное). Раскройте значение этого процесса в природе. Железобактерии: одноклеточные и нитчатые формы. Роль их в образовании охристых осадков в водоемах. Полезная и вредная деятельность этих микроорганизмов в природе. Приведите примеры.

Раздел 9. Бактериальный фотосинтез и фотосинтезирующие бактерии

1) Использование лучистой энергии фототрофными эубактериями. Раскройте особенности бактериального фотосинтеза на примере накопления конечного продукта. Напишите химическое уравнение фотосинтеза эубактерий.

2) Расскажите о работах К. ван Ниля и его заслугах в открытии и изучении химической природы бактериального фотосинтеза.

3) Охарактеризуйте эубактерий, осуществляющих бескислородный тип фотосинтеза (2-й класс отдела грациликутов). Покажите, в чем отличие от фотосинтеза растений? Напишите химическое уравнение.

4) Охарактеризуйте фототрофных бактерий, осуществляющих бескислородный тип фотосинтеза (3-й класс отдела грациликутов). Покажите сходство с фотосинтезом растений. Напишите химическое уравнение.

5) Расскажите о фотосинтетическом аппарате эубактерий. Какие основные и вспомогательные пигменты участвуют в фотосинтезе? Функции и локализация в клетке.

6) Какие физические, химические и биохимические процессы лежат в основе бактериального фотосинтеза?

7) Какое значение и роль играют в природе фототрофные эубактерии? Покажите примерно, на каком этапе эволюции жизни на Земле они появились?

Раздел 10. Фиксация молекулярного азота атмосферы микроорганизмами и азотфиксирующие бактерии

1) Фиксация молекулярного азота прокариотами. Покажите уникальность этого процесса, который осуществляют и способны только микроорганизмы.

2) Расскажите о свободноживущих в почве и воде азотфиксирующих бактериях. Приведите примеры.

3) Расскажите об ассоциативной азотфиксации и какие микроорганизмы участвуют в этом процессе? Покажите роль и участие ризосферной микрофлоры растений в процессе азотфиксации.

4) Расскажите о симбиозе клубеньковых бактерий с бобовыми культурами. Объясните видовую специфичность клубеньковых бактерий. Приведите примеры.

5) Что такое «бактероиды»? Какой пигмент активно учасьтвует в фиксации азота атмосферы?

6) Какой фермент ответственен за азотфиксацию? Из каких компонентов состоит этот ферментный комплекс?

7) Как осуществляется биохимическим путем процесс восстановления азота? Напишите ферментативные реакции и покажите начальные, промежуточные и конечные продукты азотфиксации.

8) Значение азотфиксации в природе и роль микроорганизмов в этом процессе. Попробуйте установить примерно, на какой стадии эволюции жизни появились такие микроорганизмы? Приведите примеры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: