Тестовые задания. 1. Назовите наиболее специфическую черту культурологии как науки

1. Назовите наиболее специфическую черту культурологии как науки:

а) открытость;

б) интегративность;

в) духовность;

г) линейность.

2. Кем был введен термин «культурология»?

а) Дж. Вико;

б) И. Г. Гердером;

в) Л. Уайтом;

г) Ю. М. Лотманом.

3. Как переводится слово «культура» с латинского языка?

а) «возделывать почву»;

б) «действовать»;

в) «поклоняться богам»;

г) «облагораживать».

4. Определите авторов, исходя из известных вам различий в культурологических школах, следующих определений культуры:

а)…Человеческая культура – я имею в виду все то, в чем человеческая жизнь возвысилась над своими биологическими обстоятельствами и чем она отличается от жизни животных, причем я пренебрегаю различением между культурой и цивилизацией, - обнаруживает перед наблюдателем, как известно, две стороны. Она охватывает, во-первых, все накопленные людьми знания и умения, позволяющие им овладеть силами природы и взять у нее блага для удовлетворения человеческих потребностей, а во- вторых, все институты, необходимые для упорядочения человеческих взаимоотношений и особенно – для дележа добываемых благ…

б)…Культура возникает в форме игры, культура изначально разыгрывается. <…>В поступательном движении культуры первоначально принятое соотношение игры и не-игры не остается неизменным. Игровой элемент, по мере победного шествия культуры, в общем оказывается на заднем плане. <…>

в)…Культура родилась из культа. Истоки её – сакральны. Вокруг храма зачалась она и в органический свой период была связана с жизнью религиозной. Так было в великих древних культурах, в культуре греческой, в культуре средневековой, в культуре раннего Возрождения. Культура – благородного происхождения. Ей передался иерархический характер культа. Культура имеет религиозные основы. Это нужно считать установленным и с самой позитивно-научной точки зрения. Культура – символична по своей природе. Символизм свой она получила от культовой символики. В культуре не реалистически, а символически выражена духовная жизнь.

г)…Культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества. Явления культуры у различных человеческих обществ, поскольку могут быть исследованы лежащие в их основе общие начала, представляют предмет, удобный для изучения законов человеческой мысли и деятельности. С одной стороны, однообразие, так широко проявляющееся в цивилизации, в значительной мере может быть приписано однообразному действию однообразных причин. С другой стороны, различные ступени культуры могут считаться стадиями постепенного развития, из которых каждая является продуктом прошлого и в свою очередь играет известную роль в формировании будущего.

д) …В самом широком смысле слова культура обозначает совокупность всего, что создано или смодифицировано сознательной или бессознательной деятельностью двух или более индивидов, взаимодействующих друг с другом или воздействующих на поведение друг друга…

е) …Культура – это путь от замкнутого единства через развитое многообразие к развитому единству…

5. В каком смысле употребляется в научной литературе понятие «вторая природа»?

а) общество;

б) культура;

в) техника;

г) образование.

6. Известный немецкий философ К. Ясперс выдвинул концепцию развития человечества, по которой он разделил всю мировую историю на четыре периода: доисторию, эпоху великих культур древности, «осевое время» и эру научно-технического развития. Что он понимал под периодом «осевого времени»?

а) научно-техническую революцию в Европе;

б) «духовный» переворот, формирование современного типа человека;

в) крушение европоцентризма.

7. Как называется одно из центральных понятий античной культуры, обозначающее гармонию внешнего и внутреннего, являющуюся условием красоты индивида?

а) калокагатия;

б) мимесис;

в) катарсис;

г) канон.

8. О. Шпенглер утверждал, что в истории человечества нет поступательного движения, а есть повторяемость и цикличность. Что, с точки зрения Шпенглера, отличает одну культуру от другой?

а) наличие так называемой «души», с появлением которой культура рождается, расцветает и умирает, когда «душа» утрачивает свои силы;

б) национальная принадлежность народа, составляющего данную культуру;

в) тип производственных отношений.

9. Какая из мировых религий является наиболее ранней по своему происхождению?

а) христианство;

б) ислам;

в) буддизм.

10. Что означает в переводе на русский язык латинское слово, от которого получило свое название философское течение XX в. экзистенциализм?

а) сущность;

б) существование;

в) кризисное состояние.

11. В какой мировой религии основным принципом является отказ от жажды жизни, от стремления к жизненным наслаждениям, освободиться от которых можно, лишь избрав «восьмеричный путь спасения»?

а) в буддизме;

б) в христианстве;

в) в исламе.

12. Что характерно во взглядах на культуру в Новое время

а)космоцентризм;

б)теоцентризм;

в)антропоцентризм.

13. Какую из названных концепций можно отнести к эволюционистским взглядам на исторический и культурный процесс?

а) марксистскую концепцию исторического развития;

б) структурно-функциональную концепцию А. Редклифф-Брауна;

в) гуманистическую психологию А. Маслоу;

г) аналитическую теорию культуры К. Юнга.

14. Кто из мыслителей выделял в художественном творчестве «аполлоническое» и «дионисийское» начала?

а) Г. Зимель;

б) Г. Гегель;

в) И. Кант;

г) Ф. Ницше.

15. Кому принадлежит работа «Тускуланские беседы», которую принято считать отправной точкой в формировании теоретических представлений о культуре?

а) Катон;

б) Марк Аврелий;

в) Цицерон;

г) Тертуллиан;

д) Аристотель.

16. Какую форму деятельности Э. Кассирер считал специфически человеческой формой деятельности?

а) общественная;

б) материальная;

в) духовная;

г) производственная;

д) научная;

е) знаково-символическая.

17. Что, по мнению З. Фрейда, порождает культуру?

а) стремление человека к возвышенному;

б). государственные предписания;

в) внутренняя неустроенность человека;

г) божественная сила;

д) общение людей между собой;

е) влечение человека к смерти.

18. Кто считал цивилизацию низшей ступенью, умиранием культуры?

а) Шпенглер;

б) Гегель;

в) Дильтей;

г) Вольтер;

д) Кант;

е) Цицерон.

19. Каким термином обозначается в чем-то ограниченная культура определенной социальной общности, ограниченность которой обусловлена бедностью ее социальных связей или сознательной культурной самоизоляцией?

а) контркультура;

б) элитарная культура;

в) субкультура;

г) массовая культура;

д) народная культура.

20. Назовите имя мыслителя, который считал, что человек «настолько погружен в лингвистические формы, художественные образы, мифические символы или религиозные ритуалы, что не может ничего видеть и знать без искусственного посредника»:

а) Ф. Боас;

б) Э. Кассирер;

в) Г. Юнг;

г) Л. Уайт;

д) К. Леви-Строс.

21. Назовите философа, по мнению которого подлинной задачей культуры является индивидуация, то есть определенное уравновешивание сознательного и бессознательного начал:

а) Ф. Боас;

б) Э. Кассирер;

в) Г. Юнг;

г) Л. Уайт;

д) К. Леви-Строс.

22. Каковы задачи «археологии знания» по М. Фуко?

а) выявление взаимодействия между различными видами речевых процессов, взаимодействие между речевыми и неречевыми процессами;

б) проникновение в глубины самого разного материала и нахождение в нем некого общего знаменателя для множества фактов;

в) выявление условий возможности того или иного типа знания – психиатрического, биологического, гуманитарного и пр.

г) все перечисленное.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Аспекты взаимодействия культуры и природы.

2. Волновые модели социокультурной динамики.

3. Восточный и западный типы культуры.

4. Глобализация и локализация.

5. Доклассические представления о культуре.

6. Зарождение христианства. Формирование общеевропейской культурной парадигмы. Орденские движения.

7. Значение философского творчества Ф. Ницше для формирования европейской философии культуры ХХ века.

8. Категории мифов: этиологические, космогонические, антропогонические, астральные, эсхатологические, календарные, героические и т.д.

9. Классическая модель культуры.

10. Концепция культуры и культурных циклов Дж. Вико.

11. Концепция культуры и цивилизации А. Тойнби.

12. Концепция культуры И. Г. Гердера.

13. Культура Древнего Египта.

14. Культура Древнего Китая.

15. Культура и личность. Инкультурация и социализация.

16. Культура и общество.

17. Культура как синергетическая система.

18. Культура медиа.

19. Культура эпохи Возрождения.

20. Культура эпохи Средневековья.

21. Культурное значение революции 1917года.

22. Культурно-исторические типы Н. Я. Данилевского.

23. Культурология в системе современного гуманитарного знания

24. Массовая и элитарная культуры.

25. Методологии и методы культурологии.

26. Модель динамики культуры П. Сорокина.

27. Неклассическая модель культуры.

28. Основные идеи эпохи Просвещения.

29. Основные направления в искусстве первой половины XX века и их специфика: футуризм, экспрессионизм, сюрреализм. Идеология модернизма.

30. Основные теории возникновения культуры.

31. Основные черты культур Древнего Востока.

32. Особенности античной культуры. Агональность.

33. Особенности культуры Древней Индии.

34. Особенности культуры Месопотамии.

35. Особенности народной культуры. Понятие традиции и новации.

36. Особенности русской культуры: святость, духовность, соборность, идея мессианства и т.д.

37. Понимание культуры в эпоху Средневековья и Возрождения.

38. Понятие первобытности. Его особенности и периодизация.

39. Постиндустриальное общество: факторы развития и характерные черты.

40. Постмодернизм: основные идеи и проявления.

41. Постнеклассическая модель культуры.

42. Представление о культуре в Античности.

43. Представление о культуре в эпоху Средневековья и Возрождения.

44. Проблема культуры в «философии жизни» (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, В. Дильтей, О. Шпенглер).

45. Проблемы информационного общества.

46. Противопоставление культуры и цивилизации (Н. А. Бердяев, О. Шпенглер).

47. Развитие арабской средневековой культуры. Ислам.

48. Религиозные представления первых людей: анимизм, фетишизм, тотемизм, магия.

49. Реформация как религиозно-идеологическое и социально-политическое движение.

50. Романтизм как бунт против рациональных ценностей Просвещения. Эстетика романтизма. Ярчайшие представители. Б. Рассел о философии романтизма.

51. Русская культура XIX века.

52. Русская культура XVIII-XVII в.в.

53. Русская культура XX века.

54. Современные культурологические концепции.

55. Специфика культуры Древнего Рима. Государственность культуры. Практицизм мировоззрения.

56. Стилевое и жанровое разнообразие художественной культуры XVIII-XIX в.в.

57. Структура культурологической теории: философия культуры, социология культуры, психология культуры, культурантропология и др.

58. Теории мифа (А.Ф. Лосев, С.А. Токарев, А.Ф. Потебня, М.Элиаде, К. Леви-Строс, К. Юнг и т.д.). Функции мифа.

59. Теория культуры Н.А. Бердяева и Н.Я. Данилевского.

60. Характерные черты массовой культуры. Функции массовой культуры.

61. Цивилизация как ценность (К. Ясперс). Осевое время.

62. Цикл жизни «культурных организмов» в теории О. Шпенглера.

63. Циклическая концепция «этногенеза» Л.Н. Гумилева.

64. Циклическая модель социокультурных динамических процессов.

Итоговая оценка по дисциплине складывается из следующих элементов: работа на семинарах: доклады, ответы на вопросы, участие в диспутах; самостоятельная работа: работа над дополнительными заданиями, чтение и комментирование текстов, составление реферата и защита культурфилософского эссе). Зачет проводится в форме собеседования.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: