Мастерство поэта в трансформации восточных мотивов в своих поэмах

Творчество Абая в целом, содержащее глубокие философские мысли и прогрессивные идеи, оказало громадное влияние на дальнейшее развитие демократической мысли и освободительного движения в Казахстане в начале XX в. содержание их просветительских идей поразительно совпадает. Они горячо отстаивали просвещение, признавали прогрессивную роль России по отношению к Казахстану, призывали свой народ к изучению русской науки, к усвоению достижений русской культуры. Но каждый из казахских просветителей имеет свои особенности, и деятельность каждого из них оставила неповторимый след в истории общественно-философской мысли Казахстана. После акынов первой половины XIX в., стихийно выражавших недовольство масс, на фоне отсталой среды в лице Ч. Валиханова появился по-русски образованный казах, который теоретически осмыслил явления общественной жизни и выдвинул смелые в тех условиях планы прогрессивных преобразований родного края по примеру России. Но его культурно-просветительные и социально-политические идеи, возникшие под влиянием русского освободительного движения, не имели еще реальной почвы в казахской действительности. Они остались в русских научных изданиях, не распространившись в казахской среде. Однако потребности развивавшейся общественной жизни были таковы, что другой казахский просветитель И. Ал-тынсарин независимо от Ч. Валиханова попытался практически решить вопросы просвещения народа. По его инициативе создается целая система школ и учебных заведений, что способствует «умственному и дальнейшему промышленному… развитию» народа. Но деятельность И. Алтынсарина ограничивалась пределами одной области. Абай Кунанбаев пошел дальше; он первый казахский поэт и просветитель, который на родном языке серьезно занимался литературным творчеством и переводил на казахский язык произведения выдающихся деятелей русской культуры, видя в этом важное средство распространения в народе передовых идей. Если «Киргизская хрестоматия» Алтынсарина была первой и весьма скромной попыткой письменного литературного сочинения на казахском языке, то произведения Абая открыли целую эпоху в культурной жизни казахского народа, заложили основы общенациональной письменной литературы. В лице Абая казахская культура поднялась на новую более высокую ступень, которая создала прочную базу для дальнейшего развития казахской культуры и общественрюй мысли в начале XX в.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: