Вопросы к занятию. 1. Зарождение и развитие медицинской микробиологии

1. Зарождение и развитие медицинской микробиологии. Эмпирический и экспериментальный периоды. Значение работ Л. Пастера для развития медицинской микробиологии. Р. Кох - основоположник современной микробиологии.

2. Развитие микробиологии, иммунологии в России. (Л.С. Ценковский, И.И.Мечников, Н.Ф. Гамалея, Г.Н. Минх, О.О. Мочутковский, Г.Н. Габричевский, Д.И.Ивановский).

3. Развитие физиологии и экспериментальной медицины (А. М. Филомафитский). Развитие нервизма и формирование нейрогенной теории в России. Объединение экспериментальной медицины и клинической медицины – создание клинико-физиологических лабораторий.

4. И. М. Сеченов и его роль в становлении отечественной физиологии

5. И. П. Павлов – основатель крупнейшей физиологической школы. Современное значение работ И. М. Сеченова и И. П. Павлова.

6. Становление и развитие социальной гигиены, экспериментальной гигиены, санитарной статистики (В. Пети, Б. Рамаццини, М. Петтенкофер, А. П. Доброславин, Ф. Ф. Эрисман)

7. Влияние общественной медицины на развитие земской медицины. Реформистский характер земской медицины. Роль виднейших представителей земской медицины (И.И.Моллесон, Е.А.Осипов, Д.Н.Жбанков, П.И.Куркин и др.) в развитии земско-медицинского дела.

Вопросы для самоконтроля

1. До открытия Дженнера с оспой боролись, используя метод вариоляции. В чём заключается принципиальное отличие метода, предложенного Дженнером?

2. На мемориальной доске, установленной на здании Эколь Нормаль, так лаконично записана хронология научной жизни Пастера:

«Здесь была лаборатория Пастера.

1857 _____________________________________________________

1860 _____________________________________________________

1865 _____________________________________________________

1881 _____________________________________________________

1885 _____________________________________________________».

Впишите заслуги Пастера рядом с датами его открытий.

3. Изобразите схематически звенья земской санитарной организации в России.

Основная литература:

1. Сорокина Т.С. История медицины. М., 1994. С. 248 – 261; 275 – 277; 315 – 325.

2. Лисицын Ю.П. История медицины. М., 2004.

3. Лекционный материал

Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Темы рефератов, литература:

20. И.П. Павлов – великий физиолог, основатель крупнешей отечественной физиологической школы.

1. Ланге К.А., Овсянников В.И. И.П.Павлов в Императорском институте экспериментальной медицины // Вестник РАМН. – 1996. - №1. –с. 11-17.

2. Греб К. Шеренга великих биологов. – «Наша Ксенгарня», 1975.

3. Воронин С. Жизнеописание И.П. Павлова – Л-д, «Советский писатель» - 1984.

4. Фёдоровский Г. Шеренга великих медиков. – Варшава, 1975.

И.М. Сеченов – «отец русской физиологии»

1. Сеченов И.М. Автобиографические записки. – Изд-во АМН СССР - 1959

2. Шойфет М.С. Сто великих врачей. – М.: Вече, 2004. – с. 218-223.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: