Семь заветов моим соратникам

***

Храбрецов, одних лишь храбрецов слушает и лишь им одним помогает привередливый Бог Войны.
Тщетно взывают к нему трусы. Он глух к их мольбам.

***

Всегда побеждает тот, кто уже победил себя, тот, кто уже убил в себе страх смерти.

***

Лишь те, кто служит во имя Родины и Человеколюбия, одни лишь те умножают славу своего народа. Служить просто так, служить потому, что этого требуют, носить на плечах погоны только чтобы заработать на кусок хлеба - значит быть обреченным на выполнение самых неуважительных и бесславных дел, предназначенных простому смертному.
Горе тебе, армия, если из них состоят твои ряды.
Обладай всеми достоинствами воина, но не забывай что первое, главное, без чего превередливый Бог Войны даже не улыбнется тебе - это мужество.

***

Относись к себе как к обреченному, который ради защиты своей страны и своегонарода должен быть готов в любое мгновение - принять смерть.

***

Будь мужественным, высокоморальным и выносливым. Эти три качества приблизят тебя к совершенству.

***

Долгим и серьезным кропотливым трудом убей в себе страх смерти, и ты не останешься без славы, вне истории.

***

Солнечной любовью японца люби свою Родину и ежедневно, как молитву, повторяй слова японского императора.
- Если мы глубоко осознаем, что любовь к родной стране и народу ближе к великому и прекрасному Солнцу, чем самые высокие горы нашей страны - смерть покажется каждому из нас легче птичьего пера.

Открытые письма армянской интеллигенции

Критиковать - переживать душою

События последнего десятилетия - резня турецких армян, создание и ликвидация Армении, образование новых русско-турецких границ и вследствие этого возникшие перед нами новые тяжелые условия на Ближнем Востоке, тяжелое положение лишенных родины армян в западных колониях и т. д. - все это поставило нас перед новой действительностью.

Все основные стороны нашей жизни испытали потрясение. Произошли громадные изменения, примечательные явления. И общеизвестен тот факт, что события эти развивались абсолютно противоположно нашим желаниям, под диктовку внешних обстоятельств. Мы оказались бессильны дать им соответствующее направление. Это означает, что внутренне мы не были готовы понять смысл событий, направить их в русло наших политических устремлений.

Мы обладаем ужасным психологическим недостатком и естественно, что последствием этого не могло не стать наше сегодняшнее безутешное положение.

Положение это принимает, однако, особенно трагический характер по той причине, что, в то время, как с одной стороны, после катастроф и испытаний волею истории наш народ взрослеет, идея независимости в нем, получая всенародное признание, становится психологией, с другой стороны, он ослаб, уменьшился и в условиях востока - с точки зрения численности - создание им самостоятельного государства стало проблематичным.

Естественно, что ядро армянского государства должна составить Советская Армения со своей территорией в 28000 км2 и примерно миллионом жителей. Не было бы особых условий мусульманского востока и взаимоотношений исламских народов, нетерпимости, ставшей психологией на протяжении кровавых столетий, политических притязаний турецко-татарских народов, может и было бы возможным постепенное развитие Советской Армении и излишней - наша обеспокоенность.

Однако, одного лишь взгляда на карту достаточно, чтобы понять, что нас ожидает.

Все стратегически важные позиции этой маленькой Армении отобраны. Она окружена нашим извечным врагом. Это окружение осуществлено с расчетом, имеющим очевидный смысл, а именно: при удобном случае в самое краткое время и с наименьшими потерями уничтожить армянство.

Армения уязвима в нескольких различных позициях, и всего за несколько часов Турция может перерезать эти позиции, отделить друг от друга армянские провинции и соединится с Азербайджаном.

Враг полон решимости нас уничтожить, у нас нет программы самозащиты и обеспечивающего самозащиту оружия.

Однако годы проходят - и никаких усилий в этом направлении.

Это - чрезвычайно прискорбное обстоятельство, и оно заслуживает пристального внимания. Оно означает, что наш народ не только имеет неправильное представление о войне и мире, но и неисправим в своем беспечном отношении к собственному существованию, лишен способностей следовать советам и наставлениям, не способен понять ту элементарную истину, что миролюбивые и трусливые народы страдают от войн несравненно сильнее.

Моральный и материальный прогресс - значит самозащита посредством внутренних сил. Императивом прогресса является самозащита. Уже никто - кроме нашего народа - не верит, что возможно остановить победоносный локомотив прогресса мольбами поверженных наземь, побежденных и слабых. Отныне ни для кого не секрет, что государства являются естественными противниками, из которых каждый стремится расшириться, усилиться и выиграть за счет соседей. Нападает тот, кто чувствует себя сильным и готовым к нападению, считая наилучшей обороной упреждающее нападение.

Нападает тот, кто видит перед собой слабость.

Каждый народ, побуждаемый железной необходимостью, готовится заранее, делает то, что делают все. Слабый испытывает страх быть поглощенным сильным, а сильный зорко следит, как бы противник не превзошел его.

Так миролюбивые и трусливые народы ослабевают и становятся добычей тех, чья сила растет и беспрепятственно расширяется.

Поймем и следующее:

" не ради мира заключают договоры, а ради насущных, жизненно важных интересов государств.

Государства считаются с международным правом и уважают подписанные ими договоры пока выигрывают от существующего положения, однако как только им покажется более выгодной другая ситуация, "бумажная" дружба сдругими, они плюют надоговора, оставляют прежних союзников и угрожают всеобщему миру.

Это - реальная сущность вещей, это - реальный мир, а не тот, неправильным и обманчивым представлением о котором убаюкивалась и продолжает убаюкиваться наша сентиментальная нация,

Трудолюбивый и обладающий такими способностями в построении своего материального будущего, обеспечивающий себя материальными благами на все случаи жизни, считающий смешным, если кто-либо летом восхищается лишь красотой солнца и не думает о зиме, наш народ удивительным образом является идеалистом в отношении мира, молится за него и абсолютно не верит, что есть зима войны.

Однако война приходит вопреки нашему желанию, потому что закон Противоборства правит миром.

Эту истину не хочет понять наш народ - и по этой причине богатства, накопленные кропотливым трудом в мирное время, отдает во время войны врагу, а сам, подобный попрошайке, становится обузой для других.

Мы хотели бы, чтобы наш народ еще раз понял, наконец, что состояние мира не вечно, а лишь является временным перемирием.

Состояние мира даже не является нормальным, мира нет на нашей планете, не может быть в истории человечества.

Война - неизбежный момент в жизни народов, она не ведется лишь по соображениям разума, война - одно из самых бурных проявлений человеческой эволюции. Война - инстинкт, и в этом причина того, что люди воюют практически вынуждено, идя против требований разума, моральных законов, и обращаются к последствиям лишь после сведения счетов, победы или поражения.

Состояние мира для человечества не что иное, как усталость.

Обречен тот народ, который быстро устает.

К войне стремится тот, кто здоров.

Война - желание здорового и крепкого, также как мир - вожделение слабого, мечта усталого.

Несомненно, состояние мира усталых народов было бы благом, если бы победившие в войне не были способны злоупотреблять миром.

Злоупотребление состоянием мира еще более катастрофично для побежденных народов, чем даже сама война.

История знает мало примеров истребления народов, в то время как могущественные народы, пребывая в невыгодном мире, не подвергаясь кровопролитным ударам, медленно исчезали.

Мир, царящий сейчас на Ближнем Востоке, для нас - мир медленного уничтожения.

Враг сторожит не только превращенную в кладбище турецкую Армению, но и внимательно наблюдает за миром в Советской Армении. В любую минуту он может нарушить этот мир, и если до сих пор не пытался - это означает, что так более выгодно для его политических целей,

Кроме этого печального обстоятельства есть психологические и другие причины, делающие нас все большими пессимистами в отношении будущего нашего народа.

Прежде всего, нынешняя Армения чрезвычайно бедна и мала.

Надеяться, что в специфических условиях Кавказа, находясь под властью чужой нации, будучи окруженным враждебными народами, армянство должно процветать культурно и экономически, стать политической силой, создать государство - самообман.

Нынешняя Армения едва ли составляет 1/12 нашей исторической родины. Это не родина, а родимый угол.

В сегодняшних своих границах она не в состоянии принять рассеянных по всему миру и лишенных родины армян, чье положение скитальцев катастрофично с двух точек зрения: прежде всего, они безусловно подвержены истреблению, как, например, в Турции, либо в мирных условиях - ассимиляции.

Родной угол и народ - скиталец.

Судьба, повергшая наш народ в сомнения и колебания, иначе говоря -в национальный пессимизм. И горе тому народу, который заражен этой

болезнью: он стоит на краю могилы.

Не будем, однако, впадать в панику, и без суетных иллюзий и излишних предубеждений примем горькую правду - наше будущее в опасности.

Было бы бессмысленным признавать эту истину, если бы она лишьповергла нас в ужас, но не потрясла.

Потрясения в жизни народов - рычаги спасения. Безнравственен и

потерян тот народ, который ради выживания не способен на глубокие

потрясения.

Только способные на глубокое душевное потрясение народы могут оздоравливаться.

Не столь катастрофично нести потери, если при этом наставляешься, приобретешь опыт, трезвость: но не быть способным к переоценкам - катастрофа.

Без переоценок теряют смысл искания, а без исканий не только умирает мысль народов, но и сами народы.

Мы должны подвергнуть переоценке не только реальную природу событий, но и в особенности субъективные стороны нашей духовной жизни.

Мы должны искать, найти реальные причины наших несчастий, при­знать свои настоящие раны, подвергнуть исследованию душу нашего народа, после чего только может идти речь о лечении.

Действительно, почему проиграл и оказался брошенным своими друзьями армянский народ?

Кто виноват, географическое ли положение страны, христианская ли Европа, мусульманская ли Азия, судьба ли?

- Все, кроме нас. Так размышляет наш неисправимый обыватель. Это умонастроение... Жалуются, недовольны, проклинают судьбу что. бесконечно повторяют, что мы находимся на великих перекрестках, что плохи они, эти перекрестки.

Здесь только одна жалкая истина, но сколько преимуществ взамен. Ведь наше нагорье неприступно, каждая из наших гор неуязвима. Не видеть этого и оплакивать судьбу - есть не что иное, как самооправдание слабого и труса. Самооправдание слабого - психология больного. В этом состоит не только предубеждение, но и порок добродетели.

Было бы неправильно верить больным, когда они жалуются на мир. Мир - это представление, а источником такого представления является собственная душа-

Когда народы недовольны своей родиной, они больны душою. Может и вправду народ, расположившийся на одном из самых неприступных в мире нагорий, недостоин своей судьбы, но судьба - никогда не бывает неблагодарной.

Будь оно сильным, и армянство творило бы чудеса на этом связующем мосту. Но было немощным, ослабло - и стало недостойно своей природы. Больной, несчастный народ, имевший до сих пор два достоинства:

свои несчастья приписывать внешним причинам и надеяться на то, что спасение придет извне.

В этом причина нашей странной веры и воодушевления, когда чужие выполняют свои обещания, и настолько же странного нашего разочарования и безнадежности, когда они эти обещания нарушают.

Катастрофическое самоотрицание, настолько обесценившее нас духовно, что мы не даем себе труда в наших несчастьях увидеть и часть нашей же вины- Мы настолько считаем недостойными сами себя, что не,предполагаем, что в политической жизни причиной чего-либо - даже

несчастья - можем быть мы сами. Случается все, может, с пользой для нас, но вне нас, независимо от нас. Слепое политическое приспособленчество затуманило наш разум до того, что мы даже не видим грубую, кричащую истину - в наших несчастьях виноваты не все, кроме нас, а прежде всего мы сами.

Странно - рассуждает наше обывательское сознание - наша вера в Европу была слепым чувством, наша снисходительность к врагу - христианской, но тем не менее мы оказались разбитыми и всеми покинутыми.

Ничего странного! Оказались разбитыми и покинутыми, потому что абсолютно не знаем характера европейцев.

К Европе у нас было христианское чувство, и по причине нашего странного мистицизма - нашей национальной болезни - наши собственные настроения мы приписали европейцам и глубоко верили, что все войны они ведут во имя нашего спасения.

Этот самообман сделал нас политическими попрошайками, а поскольку мы к тому же были слабы, то и плаксами,

Попрошайничество и плаксивость - психология целого периода, наше единственное политическое оружие. Однако, плаксивость является доказательством духовной незрелости или трусости. Попрошайничество вообще отвратительно. Попрошайке помогают не только побуждаемые состраданием, но зачастую из брезгливости.

Ужаснее политическое попрошайничество, потому как в политике нет сострадания, а брезгливости - немного.

Нет места попрошайничеству в политике. Эгоизм назойливого попрошайки считает абсолютно естественным, чтобы люди, даже самые недостойные, сжалились над ним.

Более назойлив и требователен попрошайка, если он также и инвалид.

И вот этот эгоизм попрошайки и требовательность инвалида стали психологией.

Вдохновленные евангелием, эти два психологических момента получили политический смысл, характер дипломатического оружия.

Для христианской паствы, но только для нее - это чудесная добродетель.

Сегодня мы проклинаем политических благодетелей, но забываем, что удел попрошайки и инвалида - приют, а не независимая родина.

Вчера мы были такими, будучи религиозной паствой, сегодня мы претендуем на то, чтобы считать себя политической силой, но не освободились от психологии паствы, пронизавшей политическое мышление различных течений, благодаря этому бессознательно приверженных идеям ориентации.

Правда, заметен шаг вперед - от христианской предубежденности к приверженности ориентации - но во всяком случае следует признать одно, что определенная часть нашего народа, пожалуй, не готова к политической жизни, незрела, бессильна, труслива и абсолютно не свободна от прежних умонастроений.

В блужданиях армянской политической мысли это - следующий этап, этап становления полу независимости мышления.

.За короткое время этот период имел катастрофические последствия, и кажется, что он продолжает еще более затуманивать, окровавливать нашу судьбу, раскалывая, ослабляя изнутри наш народ.

Эти течения уже получили в нашей жизни свое выражение как приверженность различных группировок русской или западной ориентации, даже поговаривают о турецкой ориентации. Безумные, с точки зрения блага нации бессмысленные столкновения этих группировок в наибольшей степени содействовали падению Армениии и ее разделу между Россией и Турцией.

Однако, не только политические потери являются следствием этих умонастроений.

Самое страшное, что народ постоянно должен будет вдохновляться уверенностью в том, что он слаб, нуждается в покровительстве других, и тем самим лишает себя воли, делаясь неспособным хотя бы на организацию собственной самозащиты своими силами.

Имеющие претензии на независимость народы должны прежде всего освободиться от подобных умонастроений. Народы, лишенные самостоятельности, не могут создать государства. Государственность подразумевает независимое политическое мышление, уверенность в своих силах в борьбе, инициативу в управлении, а победы есть не что иное, ках результат уверенной в себе инициативности.

Были случаи, когда та или иная наша область оставалась в изоляции, но благодаря психологической решимости одинокого, успешно осуществляла свою самооборону.

И, в противоположность этому, когда мы придерживались политики опоры на внешние силы - жестоко проигрывали.

Проигрывали, потому что руководимый принципами опоры на внешние силы лишен решимости психологии одиночки, иначе говоря - всякой возможности победы.

Политика вообще избегает изоляции, а политика ориентации есть не что иное, как страх перед одиночеством.

Проникся народ таким страхом - побежден, потерян, В этом еще одна причина наших несчастий, примем и эту истину. Из-за настроений упования на чужих в некоторых наших политических течениях, недостатка самоуверенности и страха одиночества наш народ, в других случаях сумевший бы успешно организовать свою самооборону, превратился в безвольную толпу и проиграл.

Наши поражения были психологическими, мы проиграли не потому, что были слабы численно и технически, а потому что были слабы духом.

Под чужим управлением армянин - редкостный и воинственный боец, а под собственным знаменем - зачастую трус и пораженец.

В Карее дислокация наших войск была предпочтительнее, как с точки зрения естественных условий, так и в смысле организации обороны, мы имели также преимущество в живой силе, были лучше обеспечены боеприпасами, но при всем при этом проиграли, потому что отсутствовала решимость психологии одинокого, вера в возможность достижения чего-либо самостоятельно. Мы проиграли, потому что, как нация, лишь частично осознали наш долг, частично поняли реальные условия существования, попытались подняться, но не вместе и не по велению внутренних сил.

Мы проиграли, потому что вместо того, чтобы целиком использовать духовные силы нации, стали искать покровителей.

Завтра, при таких умонастроениях, мы исчезнем окончательно.

Спасемся, если освободимся от предубеждений, если попытаемся встать на ноги, однако, не под внешним воздействием, по желанию других, а нашим внутренним, естественным, неудержимым порывом.

Только так народ сможет стать политически и духовно свободным.

Содействующие нам на этом пути силы должно использовать как союзников, друзей.

Использовать, а не молить - понял армянин различие, значит, стоит на пути спасения.

До сих пор мы ищем благодетелей и покровителей - значит, больны, слабы и незрелы духом.

После этого должно говорить о союзниках, потому что мы хотим стать здоровыми и мужественными душой.

Союзники, а не благодетели - это означает, что армянин храбр и ищет друга для самозащиты, для войны. Это - право храброго, того, кто решил победить в одиночку, и ищет союзника лишь для облегчения победы.

Храбрый народ - только у такого бывают союзники, только такому протягивают руку государства. Поймем и эту истину.

Чтобы спастись, нужно также стать смелым, то есть - победить свой страх.

Только освобожденный от страха дух способен видеть и представлять мир в его реальности.

Страх всегда порождает чудовищ.

И именно из-за этих чудовищ зачастую умирают народы.

Пробелы в политическом сознании, неуверенность в себе, психология страха - вот наш трехглавый враг.

И пока мы не сможем убить в себе этого внутреннего врага, не сумеем освободиться от врага внешнего.

Сказано: "Я, человек, должен себя преодолеть".

Итак, пока армянин не сможет побороть себя - убить в себе чудовище страха, воодушевиться новым умонастроением, измениться душою, короче говоря, пока не станет храбрым и не будет нести имя храброго наш народ не сможет не только освободиться политически, но и избежать исчезновения как нации.

В созданных нам на востоке условиях может жить храброе и исповедующее храбрость армянство, но не сегодняшнее.

В войнах побеждает храбрый - это означает, что побеждает тот, кто обуздал собственный страх, кто прежде, чем вступить в единоборство с врагом, построил в своей душе храм победы.

Война - не столкновение грубых механических сил, но - духовных

возможностей народов.

Более того, война ~ столкновение народных божеств. Техника - оружие, возможности - дух, кузнец войны.

Оружие необходимо - но в храбрых руках.

Готовящиеся к войне народы прежде всего вооружаются духовно.

Не учтено это условие - неизбежно поражение и сдача технических возможностей врагу.

Чтобы победить, нужно преодолеть свое поражение. Преодолеть свое поражение - значит, быть способным к самозащите, что есть не что иное, как поражение врага.

Самозащита - вот что диктует время и прогресс,

Самозащита - вот наша новая религия.

Самозащита - вот единственный способ обеспечить существование как народов, так и их богов.

.И вовсе не эгоизм, когда народ провозглашает самозащиту своей религией. Напротив, к такому убеждению подталкивают народы кровавые трагедии, и только самые праведные народы имеют право на такую

религию.

Самозащита не естественное право каждого народа, а обязанность по

отношению к человечеству.

Народы живут для себя, творят - для человечества. Недостоин жить живущий только для себя, Народы должны творить - а потому имеют право на жизнь. Народ, который не способен на самозащиту, лишен этих элементарных добродетелей, - добродетелей, критерием которых является лишь способность к самозащите. Лишен народ способности к самозащите -значит лишен всяких добродетелей, лишен морального права на существование.

Долгое время мы умоляли о гарантиях жизни, имущества, чести -тогда мы были не только слабы, но и лишены добродетели.

Жизнь народов не милость тиранов, они не могут жить милостыней и не должны жить ею.

Паразит тот народ, который в деле самозащиты полагается только на чужую милость. В жизни паразит аморален, а таким нет места в истории.

Примем также и эту истину. Без гнева.

Самозащита не есть дар чужого, но нечто от себя - себе, влияние свое - на себя.

Самозащита есть внутреннее усилие народа к своему существованию. До сих пор это усилие проявлялось в виде молитвы, мольбы, попрошайничества и как следствие - тысячи и тысячи мирных жертв. Сейчас это усилие должно стать выражением нашей внутренней силы.

Прогнило наше старое оружие, растлены старые рукописи. Сейчас мы должны услышать новое евангелие - евангелие мужества.

С Ваагном мы должны говорить сейчас - с Богом древнего мужественного армянства. Новая святая книга должна быть вложена нам в руки -евангелие мужества.

Мужество - вот что должно стать призванием наших будущих поколений, поскольку это высокое качество спасает народы от физического и морального падения, поскольку мужество - единственная божественная благодать, с помощью которой народы приобретут и обеспечат независимость. Вот почему пророками мужества должны стать все лидеры армянской интеллектуальной и духовной жизни.

И школа, и церковь, и политические партии, и пресса, и непартийные организации - все, все должны преисполниться новым умонастроением, должны повторять новые истины, повторять без конца, без устали, до тех пор, пока идея смелой, мужественной самозащиты не станет народным умонастроением, искренней страстью, психологией, до тех пор, пока армянство не станет способным на самозащиту.

Церковь.

Она должна пересмотреть свое неправильное понимание христианской любви, чтобы прекратить считать слабость добродетелью и убивать волю нашего народа.

Неверно поняла она тайну христианской любви и вследствие этого на протяжении веков стала причиной беспримерной трагедии нашего народа.

Любит тот, кто силен, кто богат душою, в ком сила бьет через край.

Бесплодна любовь слабого.

Прощение - раболепие слабого.

Христос любил, поскольку был силен, он любил потому, что был могуч до уровня любви и прощения.

Его личная жизнь должна стать ориентиром для церкви.

Тайна его смерти - героическая жертвенность.

Он пожертвовал собою, потому что был героем идеи.

Только мужественный, смелый, только герой может пожертвовать собой.

Слабый не способен ни на любовь, ни на самопожертвование,

Народ, не способный на две эти добродетели, обрекает свое существование на произвол судьбы,

Не тот христианин, кто неправильно понял стихию христианского учения, запутался в суевериях и ослаб до стадии исчезновения, а тот, в ком есть хоть доля христианства " хоть искра души богочеловека.

Он был всемогущ, всесилен - мы должны быть, по крайней мере, могучими и сильными, чтобы суметь любить и жертвовать собой.

Ошибалась, жестоко ошибалась наша церковь, проповедуя мораль нищих и обездоленных.

Впредь она должна говорить о мужественном народе, способном на любовь и самопожертвование, если хочет, чтобы хоть следы христианства остались в Малой Азии и Армении.

Сильный и мужественный народ, такой, который способен презреть смерть во имя своего существования!

Так должен жить не только армянский народ, но и армянская церковь.

Самозащита армянского народа - вот новая вера армянской церкви.

И если не воспримет она эту истину, не станет исповедовать, распространять денно и нощно эту спасительную идею, если всеми доступными ей методами не будет содействовать делу нашей самозащиты - тогда она

обречена на гибель.

***

Пресса. Ее обязанность - давать народу сжатую правду,

Цель - осветить истиной путь народа в будущее. Нет у прессы этого призвания, значит она - никому не нужный паразит, и понапрасну содержат ее народы за свой счет.

К несчастью, за некоторыми исключениями, такой является наша

армянская пресса.

Слухоописательство, а не пресса - означает, что мы пока не созрели,

что не можем обнаружить внутренние сложности нашей жизни, высветить их, и вместо этого занимаем нашу мысль окружающими нас

событиями, слухами.

Для нас пока представляет интерес лишь то, что происходит вне нас

или касается нас лишь внешне.

Подобное умонастроение господствовало в натри журналистике

практически с момента ее зарождения.

Спасение извне - этого достаточно, чтобы журналистика воодушевилась благоприятными внешними признаками, сочувственной улыбкой некоего дипломата, проармянским высказыванием какого-нибудь известного европейца, деятельностью в пользу армян какого-нибудь миссионерского общества, проармянской резолюцией какого-нибудь пацифистского конгресса, чувственной речью какого-нибудь парламентария после какой-нибудь армянской резни и, наконец, такими событиями, которые не имеют никакого реального значения для самозащиты или спасения народов.

И так целые десятилетия!.. И никто не понял, что таким образом становится соучастником армянской трагедии, уводя внимание народа от его единственного спасительного оружия - самозащиты.

Бывали высказывания в прессе, часто даже агитация в пользу самозащиты, но все это половинчато, не без предрасположенности к внешним силам, и потому - полуправда, бесполезно.

Журналистика, которая на протяжении десятилетий, после тысяч и тысяч жертв, не смогла указать на истинные причины бедствий своего народа, найти некую общую картину и попытаться сделать ее психологией масс.

Журналистика, некоторые органы которой по отношению к внешним силам снисходительны, угодливы, льстивы, а к себе, к своему народу -раскольники, нетерпимы и высокомерны.

Журналистика, некоторые органы которой руководствуются проходными добродетелями или, восславляя силу и обаяние больших народов, подлым образом презирают свой собственный.

Журналистика, которая возбуждает групповые страсти и не способна понять одну простую истину, что самозащита народа - общее дело, в котором разные течения, разные направления должны быть единодушны.

Журналистика, которая после продолжительных панегириков надеждам на помощь извне, сегодня, разочарованная, поносит налево и направо все народы и языки, не в состоянии понять, что если армянский народ не стремился, не прибег к самозащите и подвергся избиению, то виноваты в этом не другие.

Журналистика, с одной стороны день ото дня кричащая о том, что армянский народ стал жертвой стремящихся к мировому господству народов и, сам того не сознавая, погряз в перипетиях дипломатии, с другой стороны до смешного, по-дилетантски, рассуждающая об ориен-тациях.

Такая журналистика армянскому народу не нужна.

Также как и армянская церковь, армянская пресса должна духовно обновиться.

Репортеров у нас много, даже в избытке; сегодня нужна обновляющая публицистика.

Журналистика, которая безошибочно определит все беды нашего племени, предложит радикальные методы, которая подвергнет переоценке наше прошлое и найдет новые истины, которая высветит трудности нашего народа и выявит его скрытые добродетели, которая увидит опасность, подстерегающую наш народ и станет набатом его духовного вооружения.

Пресса, наконец, которая освободится от проиностранных умонастроений и будет проповедовать мужество, которая, вместо развалин и останков, будет говорить о героическом народе и так до тех пор, пока армянство, гордо стоящее на своем нагорье, не докажет миру, что оно -мужественное и храброе - хозяин своей родины и судьбы.

В обязательном порядке должны обновиться духовно также и наши партии. Они - в особенности. Наши внутренние распри, противоборство играют на руку внешним врагам и направлены против нашего народа и нашей страны.

Трудно поверить, что ярость отвратительной межпартийной борьбы

исходит из любви к родному народу, о путях спасения которого противоборствующие стороны имеют разное представление.

Единственным "боевым средством" в борьбе наших партий должно было быть моральное порицание и не более - не ложь, не клевета, не извращение действительности и не аморальные и достойные осуждения деятели!

По-детски наивны те партии, которые, отрицая мораль в политической борьбе, надеются, что смогут сохранить нравственную чистоту в своих рядах.

Нищета нравственного - то же, что и нищета нравственных сид. От имени одной части народа охаивать другую, противоположную во взглядах и по- мальчишески отрицать ее право на существование еще не означает воспитания своих рядов.

Бессмысленна и отвратительна критика, если она не созидательна, Кто денно и нощно занят критикой недостатков своих противников, тот по меньшей мере идет на компромисс со своими пороками.

Такой может и выиграть, но приобретение будет за счет своего нравственного здоровья.

Такой может нанести ущерб своему противнику, но сам не приобретает ничего.

Подлость остается подлостью даже в том случае, когда она оправдывается самыми сокровенными интересами - это прежде всего лишает морали и ослабляет.

И смешно, и несправедливо говорить бесконечно только хорошее о своей партии и только плохое о других.

Подобные больны духом.

Злоупотреблять, пользуясь темными чувствами масс, и сеять слепую ненависть к противнику - нет, не это означает вести идейную борьбу!

Такие люди подталкивают свои ряды к падению, такие люди - зло и для своих, и для противника, и для своего народа.

Страдая слепой ненавистью, некоторые наши партии забыли о святом деле самозащиты армянского народа, во имя чего, казалось бы, они и созданы.

Они продолжают раздраженную и взаимоисключающую борьбу, ослабляя себя и ослабляя наш народ, разрушая его коллективную душу, они делают то, что нужно нашему внешнему врагу.

И все это наивно называется народолюбием, когда, в сущности, осуществляется народоубийство,

Да, народоубийство.

***

Не понимать, что жизнь - бесконечное и неустанное обновление, есть умственная близорукость.

Духовная закостенелость - то же, что моральная смерть, умирание.

Безразличие, пессимизм, моральное умирание - составляющие медленного самоубийства народа,

Народы, не способные к обновлению, умирают ежечасно и ежесекундно.

Да, агонизируют те народы, которые ленивы духом, руководствуются случайностью, запутавшись в политических блужданиях и психологических ошибках.

Наши партии или не понимают этого, или не имеют времени понять.

Им не хватает истин, заключающих в себе спасение. Нет, не видно в них напряжения мысли, а понять истины можно только таким напряжением.

Нет творчества, нет запасов моральных сил. есть противоположное, есть хаос и анархия понятий, нравственный застой, есть моральный паразитизм - губительная психологическая атмосфера, в которой не взращиваются, не расцветают нравственные силы.

А в такой атмосфере воспитываются только трусливые, малодушные и пораженчески настроенные поколения - трусливый народ, большая часть сил которого уходит на страх и беспокойство.

Существует переоценка проиностранных ориентации, сумасшедшее их противоборство - плод психологии слабых.

Есть нерешительность - иначе слабость, и нация, проявляющая их, наибольшим образом ускоряет и усиливает удар врага.

Есть все то, что подвергает будущее нашего народа опасности и делает его безнадежным.

Короче говоря, создалась ситуация, которая угрожает нашему народу смертью.

Те, кто совершенствуются нравственно, будь то отдельные личности или группы людей, прямо или косвенно способствуют нравственному развитию общества.

Наши партии, оставив византийские спорый бессмысленное стремление любой ценой повергнуть друг друга наземь, оставив суетные усилия завуалировать собственную неполноценность каждодневным рекламированием недостатков соперника, - оставив все на свете, должны сделать своей обязанностью самовоспитание.

Личность или народ всегда сильнее, чем нужда, чем опасность, чем враг, всегда способны превзойти себя, возвыситься над собой - если не испытывают недостатка в воле держаться на ногах собственными силами.

Возвышаясь, возвысить наш народ духовно, самосовершенствуясь, направить душу народа.

Народы не проигрывают, если не хотят проиграть. Осознав эту истину, наши партии должны донести ее до нашего народа, чтобы вдохновите его.

Наши партии и посредством них народ наш должны глубоко осознать, что:

- пока народ ропщет, молит, плачет, не нужно ему помогать, поскольку такой народ сам, по своей воле отказывается от своего права на существование;

- не стоит и не нужно помогать упавшему, если в нем не достает воли самостоятельно встать на ноги;

- кто не действует в полную силу, тот не имеет права ожидать помощи от других;

- народы, не способные защищаться самостоятельно, наказываются гибелью;

- право есть понятие силы, а не логики, также как и борьба за право-нравственная основа существования народов - не есть проклятие, а благодать.

Обречен народ, если он поступается своими правами во имя преступного покоя, не так - обратном случае;

- слабый виноват в своей слабости. Слабость безнравственна, она создана, чтобы стать добычей силы.

Грех своей слабости народ искупает поражениями, рабством и бесславным существованием;

- непобедим народ, который руководствуется духом. Там, где присутствует дух, а иначе - нравственные силы, - там практически теряют свое значение численное превосходство, камень, металл.

Тот, кто в союзе с духом, тот в союзе с нравственными силами, чьи возможности возрастают до невероятных высот, становятся неисчерпаемыми;

- в истории народов главную роль играют не внешние условия, не политическая ориентация, не случайности, а психологический облик;

- внешние условия существования народа тесно связаны с его внутренним психологическим состоянием. Иначе говоря, каждый народ достигает того, что позволяет ему импульс его нравственных сил.

Осознавая все это, наши партии, наша церковь, наша школа, пресса обязаны изменить духовно наш народ,

Осознавая эту спасительную истину, воспринимая ее как часть своей сущности и воплощая ее в жизни, наша интеллигенция должна суметь, перевоспитав, духовно поднять армянский народ, она должна суметь сделать непобедимость духа залогом непобедимости нашего народа, его физического и нравственного существования.

***

Мы нуждаемся в перевоспитании, мудрое воспитание нужно нам -последняя карта народов, чье будущее в опасности.

Воспитание, которое коренным образом изменило бы до сих пор существующие и присущие слабым наши понятия о праве и политической морали, христианстве, силе и слабости, войне и мире,

Воспитание, которое вооружило бы армянство великим национальным чувством и немеркнущим сознанием, придало бы ему мужество и стало источником высокой любви к народу и преданности идее, заставило бы навсегда предпочесть общие выгоды личным, сделало бы счастьем каждого счастье всех, настроило бы всех, абсолютно всех почувствовать в себе больше обязанностей, чем прав, заставило бы армянина умирать, чтобы жить и дарить жизнь, а не жить, чтобы умирать, воспитание которое осуществило бы в нашем народе возможную социальную справедливость - единственный залог отсутствия трусов, обездоленных и испорченных, а потому - единственный залог непобедимости нашей родины.

Спасительное воспитание, которое дало бы нам необходимые добродетели тех народов, которые мужественны и уверенно смотрят в будущее, которое вознесло бы нас до высшей степени восприимчивости и чуткости - тех качеств, которые во сто крат увеличат нравственную мощь народа.

Воспитание, которое изменило бы духовно и спасло наш народ.

***

Вот такой созидательной и спасительной воспитательной работе должны решительно и безоговорочно отдаться все движущие нашу жизнь и ход нашей истории политические образования - под контролем высшего национального органа, избранного всеми течениями.

Вынося на публичное обсуждение вопрос о необходимости духовного перевоспитания нашего народа, я хотел бы верить, что наша интеллигенция обеспокоена будущим нашего народа, что она - после огромных наших потерь - будет считать народоубийством продолжение старого и, исходя из жизненной необходимости, найдет в себе добродетель встать над партийностью, хотя бы в вопросе самозащиты нашего народа.

Впредь наша история не должна быть повторением ужасных ошибок, но их исправлением.

Впредь - ничего из того, что делалось и делается для облегчения деятельности нашего врага. Это должно стать нашим сегодняшним призывом к бдительности и спасению.

И если будет так, если поведет себя так наша интеллигенция - завтра всем народом мы достигнем того, чего хотим.

Человечество не в состоянии представить себе те высоты, которых может достичь отдельная личность или целые народы посредством развития своих духовных сил.

Будущее за теми народами, которые осознают и осуществляют на практике эту истину.

Завтра победит тот, кто еще сегодня одержит победу в своей душе.

Поймем, впитаем в себя эту истину и будем работать во имя нашего будущего - если не хотим исчезнуть как нация.

КАЖДЫЙ АРМЯНИН - ЭТО ТЫ -
вот незыблемый закон национальной нравственности

ЧЕЛОВЕК, ОБЪЕДИНИ СВОИ СИЛЫ С СИЛАМИ ТВОИХ ЕДИНОКРОВНИКОВ - во имя счастья огромного целого! - таково сегодняшнее и завтрашнее социальное требование. Иначе говоря, личность должна искать свое благо в благоденствии общества. Тот, кто противопоставляет личность обществу, виновен и перед тем, и перед другим. Вне жизни, содержания нации личность ничто. Солдат, умри славной смертью, чтобы родная земля не cтыдилась принять твое тело. Рана, полученная на поле боя, - великолепнейшее украшение смельчака. Побеждает тот, кто поставил себе целью победить - победить любой ценой. Независимая Родина необходима как раз для того, чтобы сделать вас, нищих духом, совершенными людьми и Армянами, достойными независимости. Надо побеждать, надо побеждать, дабы не утратить право на существование. Смерти нет, умирает малодушный, трусливый, умирает уже умерший. Сражаются - армии, побеждают - народы.

("Война Горной Армении за свое существование". - "Айреник", Бостон, 1923, сентябрь, с. 71-78)


ВСЕГДА ПОБЕЖДАЕТ ТОТ, КТО УЖЕ ПОБЕДИЛ СЕБЯ, то есть тот, кто почти убил в себе страх смерти.

("Семь наказов моим соратникам" - "Айреник", Бостон, 1925, сентябрь)


РОДИНЫ ЖИВУТ ПАТРИОТИЗМОМ, ПОГИБАЮТ - ВСЛЕДСТВИЕ ЕГО НЕДОСТАТКА. Наш народ без патриотизма то же, что тело без души. Невежество, эгоизм и космополитизм - вот три непримиримых врага патриотизма. Патриотизм и гуманизм совместимы абсолютно. Только любящий свою нацию способен любить человечество.
("Боевые мысли", 1925)
1. Никогда - без Сюника и Арцаха! Без этого мощного географического позвоночника наша целостная родина существовать не может.
2. Твое спасение на твоих горах, в твоих горах. Так что в твоих храмах, рядом с крестами помести по одному утесу и поклоняйся ему, дабы не ослабло спасительное преклонение перед горами.
3. Спарта. На печальном Востоке твоя страна может существовать только как новая Спарта. Стремись, ты можешь - и станешь!
4. Никогда без оружия! Пусть прежде соседи твои перекуют свои мечи на орала.
5. И ни одного бедняка на твоей земле! Родины гибнут от слез несчастных и трусливости слабых. Все твои сыновья - в достатке и мужественны!
6. Один народ - одна семья. Возможно, из всех наций только ты не имеешь права на внутреннюю разобщенность.
7. Будь сильным, еще раз - сильным и всегда - сильным. Народы в конце концов остаются владельцами не того, что им дается, что они выпрашивают, а только того - чего достойны, чем сумели овладеть собственными силами.

("Семь наказов моим соратникам. Из цикла "Свободный Сюник". - "Айреник", Бостон, 1925, октябрь)


ТОЛЬКО НАРОДЫ, СПОСОБНЫЕ НА ДУШЕВНЫЕ ПОТРЯСЕНИЯ, СПОСОБНЫ НА ОБНОВЛЕНИЕ. Душевно больны народы, недовольные своей родиной. Болен, несчастен народ, который до сих пор имел только два достоинства - приписывать свои беды внешним причинам и искать спасение у внешних сил. Мы потерпели поражение, ибо вместо того, чтобы использовать все силы духа нашей нации, искали покровителей. Недостаток политического сознания, неуверенность в себе, психология страха - вот наш трехглавый враг. Народы живут для себя, творят - для человечества. Правда - это сила. Нет силы без правды, нет спасения без силы.

("День дней", 1926)


НЕЗАВИСИМАЯ РОДИНА - ЭТО НЕ ТОЛЬКО ПРАВО, НО И ОБЯЗАННОСТЬ. Родная земля одного народа не может стать вечной родиной другого. Девизом каждого члена партии должно стать: вместе с партией, но для нации. Нельзя быть одновременно плохим человеком, но хорошим армянином, нельзя быть несовершенным человеком, но совершенным армянином. Идеал и неостановимое стремление к нему - вот что дает нам право называться человеком. Бессмысленна и предосудительна человеческая жизнь, если она - не служение идеалу, исполнение нравственных обязанностей. Не поставлены пределы душевным силам самопознающей личности. Я хотел бы, чтобы ты, армянский юноша, встал на путь самопознания - самый короткий и самый верный путь к силе, к победе и высшему счастью. Не завидуй, ибо в мире нет ничего, чего бы не было в твоей душе. Зло - слабость. Родину надо любить независимо и от ее политического режима, и от наших политических убеждений. Нет большего чудовища, нежели непатриот, безразличный в душе к своей стране и народу. Нации более всего страдали и будут страдать из-за собственных пороков. Судьба наций в ладонях матерей. Никогда не было такого, чтобы народ не дал больше того, чем могут потребовать его предводители. Там, где люди признаются в своей слабости, но не стесняются быть слабыми, - там царит духовное рабство. Когда-нибудь армянство должно будет простить турок, но не стоя перед ними на коленях, а поставив на колени их. Мы - народ духа и поэтому все те учения, которые рождены обезличенным духом, например, социализм, большевизм, космополитизм, остаются непереваримыми и чуждыми для армянской души. Христианство же было вдохновляющим, и поэтому армяне первыми бросились в его объятия. Не только в V веке, но и в наши дни воинству очень немногих народов удалось выработать в себе тот высокий моральный дух, которым жили и действовали Мамиконяны - героический дух, к которому вряд ли что-то смогут прибавить века. Дух определяет судьбу наций. Изменился дух, изменилась и судьба. Еще не было такого, чтобы утративший дух народ длительно владел Родиной. Если народ вместо того, чтобы развиваться и побеждать, непрестанно говорит о грозящих ему опасностях, то поймите - он утратил свой дух. Дух придает стране смысл и святость. Только Родина одаривает человека гордостью самой праведной, болью самой глубокой, преклонением самым искренним и смертью самой священной. Жизнь учит нас нескольким великим истинам. И величайшая из этих истин гласит: если хочешь, чтобы жили твои род и Родина, имей волю умереть за них.

("Воля к смерти". - "Тарони арцив", 1937, N7)


И армяне, подобно некоторым другим народам, могли бы сохранить свое физическое существование, проявив слабость, то есть предав себя, но семижды слава им, они не поддались этой слабости сознательно и, демонстрируя во многих случаях пассивный героизм, пожертвовали половиной своего тела лишь бы сохранить верность своей родовой сущности. Тот, кто сознательно или несознательно считает октябрьский бунт революцией, тот оскорбляет все остальные революции в истории. Неверующее существо никогда не станет пламенным воином. Будущее и победа принадлежат не оружию, не мотору, а приводящему их в действие духу.

("Суд истории". - "Азат Айастан", Берлин, 1941, N2-3, с. 5-7).


ЕСЛИ НАШЕ СЕРДЦЕ И СОЗНАНИЕ ПРОНИКНУТЫ ИДЕЕЙ СИЛЬНОЙ И НЕПОБЕДИМОЙ РОДИНЫ, ТО ЗАВТРАШНЯЯ АРМЕНИЯ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ БЕССИЛЬНОЙ И НЕСЧАСТНОЙ. Никогда и нигде - без духовной родины! Нет великих и малых народов. Есть лишь члены человеческой семьи, наделенные равными правами. В наш век, и особенно в наши дни, ничто так не ослабляет дух, способность наций к сопротивлению, как та гибельная надежда, будто не собственные усилия решат их судьбу, а некие внешние силы. Выяснять причины своих прошлых поражений, вновь и вновь предавать забвению наставления истории, а затем, подвергнувшись новой катастрофе, заново учить уроки истории - вот судьба недальновидных наций. Сколь забывчив, столь слаб и несчастен народ. Забыл свою историю - значит, невежествен и достоин наказания. Никогда, ни в века национального царства, ни в то время, когда Армения называлась "вторым царством персов", никогда не слабел в армянах дух мужества. Верно, однако, и то, что в течение этих долгих веков не было случая, чтобы армяне - по внутренним причинам - сумели сполна воспользоваться этим духом. Именно в этом трагедия нашего народа. Армяне не знают своей истории, точнее говоря, не умеют пользоваться своей историей - вот в чем источник их несчастий. Они не знакомы со своим мужественным, героическим прошлым, и поэтому, к радости врагов их существования, верят во что угодно, но только не в силу собственной десницы. Поэтому они в массе своей - пораженцы. Для них Мамиконян Аварайра - более мученик, святой, нежели воин и герой. Невежественный в собственной истории армянин ничего или почти ничего не знает о традиционных воинских талантах и великих воинских подвигах своего рода и поэтому не полагается на собственную десницу, не верит в собственное будущее. Он не знает, что армянское мужество веками выполняло для страны армянской роль громоотвода, предотвращая и нейтрализуя множество внешних опасностей. Я не раз имел несчастье слушать армянского учителя, преподающего национальную историю, и мне было очень больно за наше подрастающее поколение. Мертвец мертвыми словами говорит о мертвых. История для него - бездушная схема, а не трепещущее сердце. Он обладает отрывочными знаниями о том или ином периоде нашей истории, помнит сухие события, даты, имена - и только. Он бездушен и не вкладывает душу в свои уроки. С одним и тем же настроением он говорит о Тигране Великом и Вест Саргисе. Коротко говоря, преподаваемая им история - не творческое переживание, а бездушная археология, ибо у него отсутствует заветное чувство национальной гордости. Учитель истории должен быть прежде всего патриотом. Он не таков - значит, его место не в школе. Значит, он не имеет морального права брать в руки Священную книгу жизни нашего рода.

(Армянское классическое мужество. - "Аракс", 1930, N25-27)


НАЦИОНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА - ЭТО НАШ ДУХОВНЫЙ ОКЕАН, В КОТОРЫЙ СТЕКАЮТСЯ БУРЛИВЫЕ РЕКИ РОДОВОГО ДУХА. Человек, у которого отсутствует чувство национальной гордости, - нравственный банкрот. Бог Мой! Как огромно созвездие храбрецов на небосклоне нашей истории! И как ослепителен их блеск! В мир приходит армянин, крещенный в собственных страданиях, новый армянин, который завтра принесет победу нашему роду. Несчастен народ, если его предводитель более тщеславен, нежели талантлив, если его предводителю недостает культуры - сердца и мысли, если охваченный злым дьяволом зависти он страдает нравственной желтухой, если он исповедует то или иное учение, обещающее личное счастье, если он тщится выглядеть великим в ничтожных делах и выглядит ничтожным в великих делах. Культура, если она не национальна, - не культура, как и нация, если она не культурна, - не нация. Для народа, потерявшего свою Родину, нет более высокой и заветной цели, чем ее возвращение - своей вечной собственности. Истинное равноправие между принадлежащими к различным родам нациями и личностями возможно только и только посредством собственных ценностей. Недостаточно восхищаться, даже преклоняться перед предками, надо превзойти их. Именно это - тот венок, который каждый потомок обязан возложить на могилу своих предков в знак уважения.

("Род и его подонки", 1935)


НЕТ БОЛЬШЕГО КОЩУНСТВА, ЧЕМ ЗЛОНАМЕРЕННОЕ ИСКАЖЕНИЕ ИСТОРИИ СОБСТВЕННОГО НАРОДА. ("Мой ответ", 1937) Я УВИДЕЛ СВОБОДНОГО ДУШОЙ В РАБСТВЕ И ВОЗЛЮБИЛ ЧЕЛОВЕКА. Я УВИДЕЛ РАБА, ЖИВУЩЕГО В СВОБОДЕ, И МЕРЗОК СТАЛ МНЕ ЧЕЛОВЕК. В наше время ничто так не снижает способность народов к борьбе, как то ужасное заблуждение, будто судьба их зависит не от собственных усилий, а от неких внешних сил. Питая глубочайшее уважение к Мадзини, не могу согласиться с ним, будто свобода любима более, чем родина. Родина Жанны д'Арк потерпела поражение в тот день, когда мышление нынешних либерально-демократических французов написало на воротах зоологического парка: "У науки нет ни родины, ни религии". Франция - великий народ, великая родина, судьбой которой управляли не величины, а демократические посредственности. Вот почему она была столь унизительно разоружена и побеждена. Новое в современной войне - это человек с новым мироощущением, для которого служение родине - честь, а не обязанность. Да, родина оказывает нам честь, предоставляя возможность умереть за нее. Агаси Абовяна, прощаясь с Ани, символом былого величия и славы его Родины, говорил: "Не надо мне никакого рая, пусть тело мое покоится под каким-нибудь камнем в твоих объятиях". Там, где истинная интеллигенция не выполняет своей функции вожака, там народ слеп и к тому же расколот. Интеллигенция, рожденная книгами, а не величием рода и страданиями народа, - ложная и бесплодная интеллигенция. Нет большего злодея, нежели руководитель, скрывающий от своего народа причины его несчастий. Застой, окостенелость мысли - если такова интеллигенция - значит, народ движется к кладбищу. Национальная идея всегда нова и неизменно современна. Пока этого не поняла армянская интеллигенция, она не имеет морального права и не способна вести за собой. Нет будущего у народа, страдания которого не служат смыслу и осмыслению его существования. Армянский патриотизм абстрактен. Многие ищут родину в облаках, в мистическом тумане, а она ведь так близко от нас и так нуждается в нашем внимании, преданности, преклонении. Три вещи сегодня следует оберегать от лжепатриотичного осквернения прежде всего - армянский крест, ребенка и письменность. Церковник, учитель, редактор - вот огромное благословение и зло одновременно. Благословение, когда род правит их совестью, проклятье, когда они не черпают вдохновение у своего рода. Мы можем любить многие вещи, но не проливать за них кровь. Родина, однако, требует не только нашего сердца, но и нашей крови, когда это необходимо для ее существования. Прежде, чем политически освободить тот или иной народ, необходимо - как предварительное условие - освободить от чуждых уз его мышление. Первой задачей армянской революции должно было стать воспитание армянства в таком духе, чтобы все слои общества дополняли и поддерживали друг друга, а не вели меж собой бешеную борьбу. Собственно армянская задача - превращение ассимилированных под чужеземным господством армянских масс в нацию. А это возможно только в случае политического единоверия.

("Род или партия?" - "Размик", 1942, N3)


НАРОДЫ ЕЩЕ НЕ УЗНАЛИ АРМЯНИНА, КОТОРЫЙ И ПОСЛЕ ПАДЕНИЯ СВОЕГО ГОСУДАРСТВА ПРОДОЛЖАЛ СОЗДАВАТЬ ЦЕННОСТИ: ДАВАЯ ЧУЖИМ ТРОНАМ ЦАРЕЙ, АРМИЯМ - ПОБЕДОНОСНЫХ ПОЛКОВОДЦЕВ, СТРАНАМ - РЕФОРМАТОРОВ, ИСКУССТВАМ И ЛИТЕРАТУРЕ - ТАЛАНТЛИВЫХ МАСТЕРОВ. И у себя на родине, и в изгнании он оставался творцом, созидателем, чем и победил времена и смерть и часто светом своего гения освещал высоты вечности. Он сумел создавать ценности и этим подтвердил три вещи: то, что его духовный потенциал велик, очень велик, то, что его биологическая мораль не искажена, и то, что он способен на выпавшие на его долю несправедливости ответить своим служением человечеству.

("Размик", 1942, N26)


РАЗВАЛИНЫ ДРЕВНИХ ХРАМОВ... ЭТО ОСТАВЛЕННЫЕ ИСТОРИЕЙ МАТЕРИАЛЬНЫЕ СЛЕДЫ, В КОТОРЫХ ИСТОРИЯ ИЩЕТ ТУ ИДЕЮ, ТОТ СМЫСЛ, КОТОРЫЙ В СВОЕ ВРЕМЯ РОД-СОЗИДАТЕЛЬ ВЛОЖИЛ В СВОИ ХРАМЫ. Эту идею, которая превращает каменное здание, строение в храм, мы называем историческим прошлым. Народ - это сумма живущих личностей, нация - прошедших и существующих поколений, это - общность судьбы, а род - общность крови, которая находится в вечной борьбе с чуждыми заимствованиями. Род - ваятель нашего духа и плоти. Род - тот божественный гончар, который создал наше тело из земли Армении, наш дух - из армянской истории. Избавимся от того огромного заблуждения, будто существует некая общая, интернациональная, общечеловеческая культура... Подобная культура - вымысел, она не существует. Истинная культура всегда несет на себе печать индивидуальности создавшего ее народа. Армянин должен использовать верховенство духа над материей и стремиться, чтобы армянская культура праздновалась не раз в году, а переживалась каждый день как целостность духовных ценностей. Еще одно заблуждение. Культурен ли народ только потому, что у него есть язык и литература? Нет, конечно. Для того, чтобы называться истинно культурным, писателя и книги, ученого и науки недостаточно. Сомнительна та культура, в духовной жизни создателя которой шипов и колючек растет больше, нежели цветов доброты. Вовсе не культурен народ, охваченный внутренним самоедством. Культура предполагает теплоту сердца, человечность, бдящую совесть, благородство мысли и отношений, величие целей - ценности, недостаток которых превратил современную армянскую жизнь в ад. Попытайтесь освободить национальный дух от того содержания, которым заполнила его история, и вы превратите нацию в безликую массу. Понятия "человек" и "человечество" вообще обретают определенный смысл только посредством духа той или иной нации. Национальный гений придает определенное содержание общечеловеческому. На развалинах наций истинное искусство цвести не может. Вне данной нации ложны и человек, и человечество. Современный человек под влиянием пагубных космополитических учений почти утратил свой изначальный духовный облик, свою природную сущность. Необходима радикальная революция, возвращение от бескровного абстрактного человечества к органичному, родовому человеку - реальному человеку, который связан со своей землей и родом всеми нитями своей сущности. Учитесь думать по-армянски - это основа национальной нравственности. Самоосознание народа возможно лишь через собственную историю. Собственная история - наш мудрый советчик, воспитатель нашего духа, наставник нашей национальной совести. Знакомому с собственной историей хорошо известны две вещи: он знает, что может делать и что нужно делать для увековечивания Армянина и Армении. Равно несчастно и презренно поколение, которое удовлетворяется хлебом чужбины. Национальная нравственность - прежде всего обусловлена творческим согласием народа. Живущие вне страны или местные, ученые или невежественные, нейтральные или партийные - это армяне, и твоя холодность по отношению к ним равна каинству. Каждый армянин - брат по судьбе. Более того, каждый армянин - это ты - вот незыблемый закон национальной нравственности. Нарушающий этот закон расшатывает основы своей нации, он - враг своей нации. Вчера мы были нацией качества. И, чтобы не пропасть, такими мы должны вновь стать завтра. Режим не исправляет людей, наоборот, люди корректируют, меняют режимы. Власть становится узаконенным безвластием, если над ней нет контроля общественной совести. Каковы избиратели, таковы и их избранники. Идеологи ошибаются, полагая, что свобода может родить мудрость, наоборот, мудрость рождает свободу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: