Введение. Театр и общество воспринимаются нами как нечто неразрывное, взаимопроникающее, взаимодополняющее

Театр и общество воспринимаются нами как нечто неразрывное, взаимопроникающее, взаимодополняющее. Театр не может существовать без общества. Общество, наверное, смогло бы существовать без театра. (Н. Куклина)

Театральное искусство сегодня, на мой взгляд, несколько абстрагировано от действительности. Основная тенденция репертуарной политики театров Москвы заключается в актуализации классических пьес. Нет театра, который бы выстраивал репертуар для молодой (20-30 лет), образованной аудитории - и дело даже не в потребности в современной драматургии. Восприятие зрителя меняется. Оно кардинально изменилось за последние 20 лет – благодаря развитию технологий в кинематографии и интернете наше сознание стало монтажным, “клиповым”. В связи с этим театр должен видоизменять свои сценические средства, театральную литературу (это и происходит, но процесс развития театра в России, я думаю, очень отстает от развития потребностей общества). Молодые люди, по большей части, не ходят в театр. Это происходит не только потому, что там нет их репертуара. Дело в том, что и театральная инфраструктура по многим параметрам отстала, она архаична; у новой аудитории складывается впечатление, что и сам театр, как институт, архаичен (достаточно того, что сайты многих театров выглядят и функционируют так же, как бумажная афиша 19 века, и до сих пор нет централизованной системы продажи билетов). Музей искусства прошлого.

Поэтому для меня актуальна тема театра как предмета социологического исследования – необходимо исследовать закономерности функционирования культуры в обществе, взаимовлияние театра и общества, чтобы наладить их взаимосвязь.

Объект исследования – московские театры (по территориальному признаку. Для частных примеров – театр им. Вл. Маяковского). Предмет – театр как социальный институт.
Закономерности функционирования культуры в обществе

Культурный процесс в любом обществе имеет общечеловеческое содержание. Рассматривая культуру как историю внутренней социальной жизни человечества, как способ существования людей, культурологи подчеркивают, что история культуры не тождественна политической истории государств, она значительно шире. Свободен от политических позиций мир точных наук и техники; практически вся материальная культура человечества создавалась на неклассовой основе, имела неклассовый характер. Такой же характер носит и язык, единый и понятный всему народу, на основе языка формируется и расцветает многоплановый и диалектически противоречивый мир духовной культуры.

“Следует при этом отметить, что в условиях обострения социально-экономических и политических процессов, происходящих в обществе, духовная культура неизбежно идеолигизируется и в первую очередь политизируется, ее начинают использовать для определенной идеологической обработки населения, для формирования у масс мифологического сознания, и этот достаточно хорошо известный факт иногда пытаются выдать за единственный путь развития духовной культуры, духовного производства. Однако исторический процесс не сводится к непрерывной борьбе "всех против всех", а в истории народов эволюционных периодов значительно больше, нежели революционных ломок и социальных потрясений, поэтому развитие культуры происходит не так, как идет исторический процесс развития того или иного народа.”[1]

В культурном процессе особое значение приобретают преемственность в развитии, накопление и сохранение существующих традиций. Преемственность в развитии культуры является одним из важнейших законов ее функционирования. Нормальное развитие культуры предполагает процессы ее сохранения и трансляции от старших поколений к младшим. При этом, как отмечают специалисты, процесс трансляции культуры предполагает не только формирование у человека знаний, умений и навыков жизнедеятельности в традиционных образах и нормах культуры (другими словами формирование репродуктивных сторон личности), но и обязательное формирование у личности творческого начала, которое обеспечивает продуктивные стороны его жизнедеятельности. Таким образом, процесс развития культуры неотделим от процесса формирования личности как творческого субъекта, умеющего в процессе овладения нормами культуры развивать и сам культурный процесс, создаваемые предметы, и самого себя как творца и созидателя.

Особенностью функционирования культуры является ее самобытность и уникальность. Каждый народ, обладающий собственной культурой, вносит самостоятельный и оригинальный вклад.

Культура является совокупным коллективным достоянием народа. Она раскрывает родовое свойство человека и человечества. Исследование функционирования культуры в обществе показывает, что ее распространение, хранение, потребление зависит от особенностей развития народа, существующих в обществе социально-экономических и политических отношений, от особенностей социальной психологии народа, его традиций.

Эти особенности оказывают существенное воздействие на темпы развития культуры, так как определяют сами цели творчества, формулируют тот социальный заказ в сфере духовного производства, который обеспечивает удовлетворение потребностей потребителей культуры. Следовательно, творцы культурного процесса в условиях рыночных отношений оцениваются сквозь призму товарно-денежных отношений, и мерилом успеха в таком случае выступает материальная состоятельность.

Культура создается не только рациональными путями, она не является отождествлением разумности, но включает в себя всю полноту духовной жизни человека и общества – “чувства и эмоции, интуицию и фантазию, волю и веру, логическую аргументацию и сверхсознание. Сложность и многоообразие идивидуального сознания способствует созданию различных точек зрения на специфику духовного производства концепции творчества - рационалистическую, интуитивистскую, прагматистскую, мистическую.” [2]



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: