Значение репертуара

Изучение театрального репертуара – это изучение театра, зрителя и социального контекста театральной жизни. Из всех показателей театрального процесса, именно репертуар позволяет понять тенденции развития художественной мысли и потребности зрителей.

Репертуар театров страны – это отражение её культуры, идеологии и экономики, а репертуар конкретного театра отражает идейно-художественную позицию коллектива, его творческое лицо.

Репертуарная политика сегодняшних театров очень разнообразна. Часто в борьбе за коммерческий успех в репертуаре театров оказываются низко-художественные и откровенно пошлые пьесы, которые тем не менее востребованы публикой.

Изучение репертуара театров страны – одна из главных проблем социологии театрального искусства. С одной стороны, театрам приходится идти на поводу у публики, чтобы зарабатывать, с другой – на них продолжает лежать ответственность и за воспитание художественного вкуса зрителей, и за просвещение, и за создание нравственных идеалов и формирование социальных норм поведения.

«Однако, слишком часто как театр, так и зритель идут по пути, который «протоптанней и легче». Например, театру легче варьировать многократно освещённые проблемы, чем художественно раскрывать рождённые реальной действительностью жизненные конфликты и противоречия. Театру проще «подлаживаться» под невзыскательного зрителя, чем вести его за собой, поднимать его эстетическую культуру и вкус. Зрителю же подчас проще идти за этим «подлаживающимся» под него театром, смотреть то, что ставят. В результате сплошь и рядом происходит снижение взаимной требовательности. Театр всё охотнее и чаще обращается к пьесам не первого сорта, которые не открывают зрителю что-либо новое, а, наоборот, предлагают ему нечто стандартно-общедоступное, привычное, ожидаемое. Зритель же всё охотнее и чаще поддаётся «обаянию» легковесности, мало того, – требует её. Так объективно совершается отказ от установок театра и зрителя на хорошую пьесу, на высокие идейно-художественные нормативы. Зритель и театр вместе прокладывают дорогу «коммерческой драматургии»».

В условиях нравственного кризиса 1990-х годов, когда резко менялись ориентиры и ценности, пересматривались идеалы и социальные роли, театр смоделировал героя сцены, который представлял собой сконцентрированное выражение постсоветского человека испытывающего на себе все процессы социального перераспределения. В театре отразились все перемены идеологического, социально-психологического и экономического состояния. Ведь так же как театр влияет на духовную жизнь общества, так и сам он зависит от него.

Многие драматурги, режиссёры, руководители театров пришли в растерянность. «Театры – храмы», «театры – дома» оказались в идейно-художественном и организационном кризисе. Целостность трупп репертуарных театров оказалась под угрозой. Свободная конкуренция и широкие предпринимательские возможности породили развитие разного рода антреприз.

Зрительский интерес к театру в середине 1990-х годов упал, но в самом театре активизировались творческие процессы. Театр искал новых установок, формирующихся в обществе. Как следствие, с середины 1990-х годов вновь активизируется театральная жизнь, возрождается интерес к театру. Это подтверждается количественным ростом театров в 1996–2000 годах (театры «Арлекин», «Апрель», «Модерн»). Он обусловлен наконец-то установившейся относительной стабилизацией художественного рынка, повышением качества спроса и предложения на сценические зрелища. Растущие возможности театрального предложения расширяют индивидуальный выбор форм досуга каждой новой формирующейся субкультуре.

Театральная жизнь кардинально меняется, формируются новые правила общения с публикой, театральные установки напрямую зависят от общественных потребностей. Рождается множество новых театров, но и множество умирает, что обусловлено жёсткими организационно-экономическими обстоятельствами. Эти обстоятельства и заставляют искать новые художественные, организационные, финансовые формы.

В 1990-е годы активно развивается студийное движение, открывается множество малых сцен и филиалов. Их успех у публики способствует разнообразию коммуникативных связей как с новой аудиторией, так и со «старой» публикой.

Проанализирую современные тенденции репертуара на примере театра им. Вл. Маяковского за 2010-2012 год. Он интересен тем, что в середине этого периода там поменялся художественный руководитель (со старой «формации» на новую) – пришел Миндаугас Карбаускис (режиссер, ученик Петра Фоменко). По идее, это означает, что репертуарная политика должна была в корне измениться.

Для анализа репертуарного предложения театра воспользуемся грубым, упрощенным делением на жанры, чтобы проследить основные тенденции репертуарной политики старого театра и политики нового художественного руководителя.

Спектакль Жанр Авторство
1. Авантюристы музыкальная комедия зарубежное современное
2. Амуры в снегу музыкальная комедия инсценировка русской классики
3. Банкет комедия зарубежная классика
4. Бермуды мелодрама русское современное
5. Дети портят отношения комедия зарубежная классика
6. Женитьба комедия русская классика
7. Как поссорились… комедия инсценировка русской классики
8. Карамазовы драма инсценировка русской классики
9. Квит на квит комедия инсценировка русской классики
10. Круг комедия зарубежная классика
11. Лист ожидания комедия русское современное
12. Любовь глазами сыщика музыкальная комедия зарубежная классика
13. Маяковский идет за сахаром драма русское современное
14. Месяц в деревне комедия (как заявлено в афише) русская классика
15. Мертвые души комедия инсценировка русской классики
16. На бойком месте комедия русская классика
17. Не бросайте пепел на пол драма современное русское
18. Не все коту масленица комедия русская классика
19. Опасный поворот детектив зарубежная классика
20. Развод по-женски комедия зарубежная классика
21. Развод по-мужски комедия зарубежная классика
22. Ревизор комедия русская классика
23. Рубеж драма Современное русское
24. Синтезатор любви драма зарубежная классика
25. Старомодная комедия драма русская классика
26. Суббота музыкальный моноспектакль Русское современное
27. Три сестры драма русская классика
28. Устрицы драма инсценировка русской классики
29. Чума на оба ваши дома комедия русская классика
30. Шаткое равновесие комедия зарубежная классика
31. Шестеро любимых музыкальная комедия русская классика
32. Золотой ключик сказка русская классика
33. Приключения Красной Шапочки сказка русское современное
Спектакли 2012    
1. Господин Пунтила и его слуга Матти комедия зарубежная классика
2. Дядюшкин сон драма инсценировка русской классики
3. Любовь людей драма русское современное
4. На чемоданах комедия зарубежная классика
5. Таланты и поклонники комедия русская классика
     
    доля от общего числа спектаклей из них постановки 2012 г. их доля от общего числа спектаклей
музыкальная комедия   10%    
комедия   45%   8%
мелодрама   5%    
драма   26%   5%
детский спектакль   5%    
другой жанр   9%    
         
русская классика   47%   5%
из них инсценировок        
зарубежная классика   29%   5%
русское современное   21%   2.5%
зарубежное современное   3%    

Итак, мы видим, что в репертуаре театра превалируют комедии и русская (как и во многих других театрах – не берусь говорить “в большинстве” не доказательно). И, что важно, эта тенденция сохраняется Карбаускисом, но новые спектакли, конечно, характеризуются и новым качеством.

Классика вышла в лидеры репертуара, потому что формировалась в ходе многовекового отбора и выдержала проверку временем. А постановка современной пьесы – это риск для театра. Но последствия такой театральной политики могут в итоге оказаться потерей публики нового поколения и разрывом отношений с современными драматургами, которые не находят в театре возможностей для своей творческой реализации.

С другой стороны, если современные российские пьесы и попадают в текущий репертуар, то уже на начальной стадии проката отсеиваются зрителем, отказывающимся их смотреть.

Может быть, отсутствие «героя» в современной драматургии или не законченное формирование новой ценностной иерархии обусловило эти тенденции, но становится ясно, что сегодня классика, как впрочем и всегда, выполняет важную роль, помогая осмыслить сегодняшние реалии жизни, формируя у зрителя потребность самооценки. Таким образом высокое искусство помогает увидеть себя в широком контексте новых идеалов, и сформировать представление о новых социальных и духовных ценностях.

И всё-таки нельзя недооценивать значение современной пьесы. В. Немирович-Данченко писал: «В своей повседневной производственной работе наш театр должен главным образом опираться на современную пьесу. Это не значит, конечно, что из репертуара театра может исчезнуть наследие классической драматургии. Но базой, фундаментом, на котором возникает тесная связь театра со зрителем, будет, разумеется современная пьеса»[4].

Действительно, современные пьесы Чехова и Горького в своё время сделали Московский Художественный театр прогрессивнейшим театром России конца 19 – начала 20 века. Высказывание В. Немировича-Данченко остаётся актуальным и сегодня, ведь именно живая связь театра с современностью обеспечивает театру живую связь со зрителем.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: