Оценка рисков предприятий управляющих жилищным фондом

Риск - это ситуативная характеристика деятельности любого производителя товаров или услуг, отражающая неопределённость ее исхода и возможные неблагоприятные последствия в случае неуспеха. Под неопределенностью понимается неполнота или неточность информации об условиях реализации проекта, в том числе связанных с ними затратах и результатах.

Под риском понимается неопределённость, связанная с возможностью возникновения в ходе реализации проекта неблагоприятных ситуаций и последствий. Риск выражается вероятностью получения таких нежелательных результатов, как потеря прибыли и возникновение убытков вследствие неплатежей.

Но в тоже время, чем ниже уровень риска, тем ниже вероятность получить высокую прибыль. Поэтому, с одной стороны, любой производитель старается свести к минимуму степень риска и из нескольких альтернативных решений всегда выбирает то, при котором уровень риска минимален; с другой стороны, необходимо выбирать оптимальное соотношение уровня риска и степени деловой активности, доходности.

Уровень риска увеличиваются, если:

- проблемы возникают внезапно и вопреки ожиданиям;

- поставлены новые задачи, не соответствующие прошлому опыту предприятия - Управляющей Компании;

- руководство не в состоянии принять необходимые и срочные меры, что может привести к финансовому ущербу;

- растет инфляция, переходящая в гиперинфляцию.

- предприятие осваивает новое производство в период кризисного состояния экономики, когда происходит не только падение производства, но и разрыв, и уничтожение хозяйственных связей;

- несовершенство законодательства мешает принятию некоторых оптимальных для конкретной ситуации мер.

Построение стратегического плана является важной и ответственной задачей. Формулируемые стратегия и план её реализации должны быть адекватными внешней и внутренней среде, руководству и коллективу предприятия. План должен опираться на сильные стороны компании и развивать слабые.

Начнем с анализа внешней среды, который проводится с целью:

- познания окружающей среды;

- изменений;

- возможностей;

- факторов риска;

- форс-мажорных обстоятельств.

Окружающая среда является многоплановой и может быть рассмотрена с различных позиций. Каждая из точек зрения представляет свои инструменты, которые могут быть использованы при формировании стратегии и при планировании.

Для того, чтобы определить, каким образом формируется макросреда и структура рынка, необходимо выделить наиболее важные элементы структуры рынка и ответить на вопрос: «как часто следует осуществлять прогноз изменения состояния рынка» - постараемся дать объяснения - зачем это необходимо Управляющей компании и что такое рынок в стратегическом управлении.

Рынок - это совокупность существующих или потенциальных покупателей, каких либо продуктов или услуг. Кого бы мы ни спросили, все знают ответ на вопрос «что?». Что делать? - надо жить лучше, богаче. Но гораздо меньше людей знают ответ на вопрос «как?».

Очень многие факторы оказывают влияние на определение стратегии компании, чтобы стратегия была действительно руководством к действию и отвечала на вопрос «как?».

Как развито дело?

Как удовлетворять своих клиентов?

Как обогнать конкурентов?

Как ответить на изменяющиеся рыночные условия?

Как достичь стратегических и финансовых целей?

Вопрос «как?» в стратегии специфичен для различных компаний и целям их деятельности. Очень многие факторы оказывают влияние на определение стратегии компании. Взаимодействие этих факторов носит специфический характер не только для каждой отрасли, но и для каждой компании.

Необходимо оценивать всю совокупность внешних и внутренних факторов прежде, чем начать выбор стратегии. Когда технологический прорыв дает возможность легче проникать на рынок, победить сможет только та компания, которая имеет лучшую стратегию. Это, в свою очередь, создает условия для более жесткой конкуренции. Но так как наш мир настолько многообразен, то существует столько конкурентных стратегий, сколько есть конкурентов, причем все силы на рынке настолько взаимосвязаны, что изменение одной из них, вызывает изменение остальных.

Здесь существует немаловажный момент! Прибыльность каждой отрасли определяют всего лишь одна или две силы. В отдельных областях - сила покупателя, в других отраслях эту силу могут определять поставщики, и т.д.

При выборе стратегии необходимо принимать во внимание именно определяющие силы, пытаться занять наиболее выгодную позицию по отношению к покупателям или пользователям услуг.

Не всегда компания может выбрать любую стратегию. Ее действия обычно ограничиваются законом, государственной политикой, социальным регулированием, позицией общества. Давление может оказаться с различных сторон: различными социальными группами, назойливыми статьями, расследованиями, неблагоприятными политическими событиями, заботами общества о своем здоровье, растущими пьянством и наркоманией, а также другими факторами.

Рассмотрим, каким образом формируется макросреда и структура рынка на примере компании, управляющей жилищным фондом.

На текущий момент эксплуатация и обслуживание жилого фонда дотируется исходя из возможностей бюджета и не покрывает затрат израсходованных на эти цели.

Для определения тенденции изменения макроструктуры рынка и выделения более важных элементов, мы можем использовать модель пяти сил в качестве следующего звена между макросредой и непосредственно фирмой, на примере компании управляющей жилищным фондом. Рассмотрим, как изменение одного фактора влияет на изменение других факторов.

В качестве примера для прогнозирования ситуации можно рассмотреть фактор повышенного внимания к проблемам окружающей среды.

1. Сила поставщиков:

1. Поставщики ресурсов являются естественными локальными монополистами на рынке ЖКУ;

2. Стоимость ресурсы постоянно растет;

3. Потребительская активность не снижается.

2. Сила покупателей:

Покупатели в случае установки приборов учета и регулирования поставляемых ресурсов имеют возможность экономии энергетических ресурсы и как следствие имеют возможность влиять на количество потребления;

Потребители, в случаях создания ТСЖ, имеют возможность оказывать влияние на качество и количество потребления энерго - и водоресурсов;

Управляющие компании, представляя интересы потребителей, имеют возможность привлекать инвестиции.

3. Конкурентная борьба:

Объем предоставления жилищных и коммунальных услуг не снижается, спектр расширяется. Применение новых современных информационных, технологических и управленческих технологий позволит повысить конкурентные преимущества.

4. Товары заменители:

В связи с тем, что система отопления, водоснабжения и водоотведения в жилищном фонде в основном централизована, необходимо разрабатывать и применять новые технологии по оборудованию жилищного фонда автономными котельными, а также разрабатывать и внедрять новые перспективные методы эффективного менеджмента.

5. Новые конкуренты:

Принятие различных норм и ограничений в сфере защиты окружающей среды способствует появлению новых барьеров для предприятий, внедряющихся в эту отрасль. Однако фирмы, выполняющие все эти требования, могут ориентироваться на клиентов, которых «экологичность» товаров интересуют больше, чем цена. К тому же технический прогресс не стоит на месте, появляются новые технологии предоставления жилищно-коммунальных услуг и переработки вторичных ресурсов.

Условно, макросреду и структуру, в которой действует компания, можно поделить на четыре сектора:

- Политический;

- Экономический;

- Социальный;

- Технологический.

Политические факторы:

- военные действия в зонах национальных конфликтов;

- отсутствие стратегического плана вывода страны из кризиса;

- резкое снижение социального статуса военных;

- снижающая обороноспособность страны;

- оторванность органов власти от существующей действительности;

- низкий законодательный уровень;

- низкое исполнительное производство;

- расхождение федерального и регионального законодательства;

- низкий уровень системы судопроизводства;

- наличие коррупции во властных и силовых структурах;

- непоследовательная политика ресурсоэнергосбережения;

- непоследовательная политика разгосударствливания общественной собственности.

Экономические факторы:

- налоговая политика не стимулирует производство;

- затянувшийся экономический кризис;

- неграмотно проведенная приватизация;

- политики - коммерсанты, лоббируют собственные интересы в Думе в личных целях;

- бесконтрольный допуск иностранных производителей товаров и услуг на внутренний рынок;

- рост товаров в сложно утилизируемой упаковке;

- отсутствие собственной (национальной) упаковочной продукции (для соков, молочных продуктов), утилизация, которой происходит на нашей территории, оплачивается российскими потребителями;

- усиление доли теневого рынка;

- рост инфляции;

- массовый характер уклонения от налоговых выплат;

- снижение прожиточного уровня жизни;

- большое количество всевозможных, неоправданных льгот;

- увеличение доли торговых предприятий;

- малая доля разгосударствливания средних предприятий;

- частая смена курса экономического развития;

- плохая транспортная инфраструктура и отсутствие достаточного количества и качества дорог;

- большие неоправданные капиталовложения на неперспективные программы.

Социальные факторы:

- социальная незащищенность детства и старости;

- низкая оплата труда;

- высокий прожиточный уровень;

- увеличение доли криминализации общества;

- казнокрадство и воровство на всех уровнях;

- снижение уровня собственного достоинства у населения;

- перенаселение больших городов;

- вымирающие деревни;

- появление неформальных криминальных группировок;

- снижающийся образовательный уровень населения;

- увеличение количества и снижение возрастной группы наркомании и алкоголизма;

- увеличение числа безработных;

- миграционные потоки из глубинки и стран «СНГ» в сторону больших городов;

- фактическое ужесточение регистрационного режима;

- бюрократия;

- истощение и труднодоступность природных ресурсов;

- угроза экологической катастрофы во всем мире;

Технологические факторы:

- появление товаров российского производства - дублеров иностранного производства;

- появление новых собственных технологий;

- низкое качество гарантийного обслуживания;

- рост технического прогресса;

- увеличение доли компьютеризации;

- расширение глобальной сети «Интернет»;

- увеличение доли автоматизации процессов;

- увеличение доли малой механизации;

- увеличение количества автотранспортных средств на всех уровнях.

Каков смысл проводимых исследований и зачем вообще задумываться о неясном будущем?

Анализ - исходная точка для разработки стратегии. Его необходимо проводить до того момента, когда перемены становятся неотвратимыми.

Анализ состояния среды необходимо проводить систематически. Управляющая компания, владея информацией, сможет оперативно принять решение, правильно оценить стратегические перспективы, сформулировать цели и задачи, выработать стратегию развития предприятия, направленную на усиление ее позиций.

Без правильного понимания ситуации руководство компании рискует принять стратегический план развития, не соответствующий условиям, не обеспечивающий компании создание конкурентных преимуществ. Очевидно то, что те компании, которые чаще других пытаются прогнозировать ситуацию, имеют большую вероятность того, что они будут держать ситуацию под контролем, в то время как их конкуренты смогут лишь реагировать на неё.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: