Стилистические ресурсы Р.Я. как предмет исследования лингвистической стилистики

Парадигма - ряд языковых единиц у которых одни признаки являются близкими, а другие различительными. Характерна для каждого уровня языка. Стилистич парадигма включает языковые единицы с близкими значениями, но с разными стилистическими показателями. (Кричать(нейтр) - орать(разговор) - восклицать(художествен)

Р.Я. предоставляет говорящим богатейшие выразительные возможности, в том числе и стилистические. Овладение этими ресурсами требует знаний развитого лингвистического чутья и навыков. Стилистические ср-ва и приемы их использования складываются постепенно, представляя собой историческое явление. Уже в 17в. Появляются отдельные наблюдения и рекомендации. А в 19-20 вв. создаются специальные пособия по стилистическим ресурсам. Стилистические ресурсы современного Р.Я.имеются на всех уровнях языковой структуры, они представляют собой сложившиеся, общепринятые приемы употребления языковых единиц. Одним из богатейших средств стилистической выразительности являются средства словесной образности (тропы и фигуры, метофоры, метонимии, синтаксические фигуры и т.д.) Другой важнейший источник - синонимия. (лексическая и грамматическая).

К стилистическим ресурсам лексики относят стилистические окрашенные единицы, в том числе и эмоциональная и экспрессивная лексика. Также словарь ограниченного употребления (диалектизмы, просторечные слова, аргонизмы, профессионализны, варваризмы, архаизмы, неологизмы. Они используются в тексте со специальными стилистическими целями. Важнейший источник стилистических ресурсов Р.Я. - фразеология. Фразеологизм выразительнее синонимичного ему слова. Фонетика имеет меньше возможностей для создания стилистической экспрессии. Словообразование (стилистическая роль суффиксов и префиксов). В области морфологии явления морфологической синонимии и переносное употребление грамматических форм, и форм функционально - стилистической окраски. Почти безграничны стилистические возможности языка в области синтаксиса.

Для того что бы речь была выразительна, точна, стилистически мотивированна, а использованные в ней средства были наиболее целесообразными уместны, говорящий должен овладеть стилистическими ресурсами языка, знать его стилистические нормы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: