Развитие ребенка в условиях слепоты

должно проводиться с помощью комплекса про­цессов, которые являются основой для разви­тия ребенка как полноценной личности. Процесс развития проводится как переход от одной ста­дии развития к другой с одновременным закреп­лением изученного материала.

Каждый новый уровень обучения разрабатывается на основе психического состояния ребенка, его способно­стей на данный период. Любая стадия компен­сации зрения должна соответствовать уровню развития процессов восприятия, представле­ния, а также мышления и речи. Кроме того, ре­бенок должен научиться активно использо­вать образы разных предметов в уме и т.д.

Развитие ребенка в условиях слепоты должно быть ориентировано на дальнейшее вхождение в полноценное общество, компенсацию своего недостатка зрения и получение трудовых навы­ков.

Процесс обучения при слепоте является преодолением психологических переживаний, которые неизбежно возникают у ребенка, когда он осознает разницу между своими способно­стями и способностями других детей, т.е. свои недостатки и последствия ограничения в будущей жизни.

Любая индивидуальная программа всегда должна строиться на базе личного опыта ребен­ка, приобретенного в процессе развития с мо­мента рождения. Следовательно, от того, что успел ребенок освоить в раннем возрасте, ка­кие компоненты, навыки и объем информации он получил из окружающего мира, будет зави­сеть его дальнейшее развитие.

Практически обосновано, что наблюдение за развитием ре­бенка с момента рождения является значимым критерием для выбора индивидуальной програм­мы.

Компенсацию слепоты можно разде­лить на две стадии:

1) на ранней стадии слепой ребенок развива­ется так же, как и зрячий, во многом этот про­цесс зависит от активности взрослого чело­века и степени эмоционального общения с окружающим миром. На данной стадии ре­бенок практически не подвергается негатив­ному влиянию слепоты, так как в это время раз­вивается в большей степени двигательная активность в ограниченном пространстве. До 5—6 месяцев и зрячие, и незрячие дети на­ходятся в одинаковых условиях;

2) на второй стадии основная работа прово­дится по развитию речи ребенка, так как за­пас слов и звуков будет основной базой для дальнейшего развития. Речь как главное средство общения позволяет ускорить фор­мирование представлений об окружающем мире, обозначить конкретные действия и дви­жения.

Учитывая медленное формирование словар­ного запаса незрячих детей, необходимо одно­временно развивать реакцию на звуки, ощу­щения предметов и пространственную ориентацию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: