Развитие психомоторики и сенсорных процессов

Психика есть особое свойство нашего моз­га отражать внешний мир, который существует вне нашего сознания.

Это отражение осуществляется в мозге лю­дей через их органы чувств, при помощи кото­рых происходит превращение энергии внешне­го раздражения в факт сознания.

Физиологическими механизмами функции отражения внешнего мира в нашем мозге явля­ются условные рефлексы, обеспечивающие высокую приспособляемость организма к посто­янно меняющимся условиям среды.

В коре зрячего человека условно-рефлектор­ная деятельность обусловлена поступлением раздражений со всех анализаторов.

Однако зрячий человек не использует в доста­точной степени, а иногда и совсем, те анализаторы, которые в данном акте для него не явля­ются ведущими.

Так, например, во время ходьбы зрячий че­ловек прежде всего ориентируется на зрение; слух и особенно осязание им используются в незначительной степени.

И только в особых условиях, когда зрячему завязывают глаза или при передвижении в тем­ноте (ночью), он пользуется слухом и осязани­ем — начинает ощупывать подошвами почву, прислушиваться к окружающим звукам.

Но такие положения для зрячего являются не­типичными.

Отсюда усиленное формирование условно-рефлекторных связей со слухом и осязанием при некоторых двигательных актах, например при ходьбе, у зрячего не вызывается жизненной не­обходимостью.

Мощный зрительный анализатор доста­точно контролирует выполнение указанного дви­гательного акта.

Совершенно иное отмечается в чувственном опыте слепых.

Будучи лишенными зрительного анализато­ра, слепые в процессе ориентировки во внеш­ней среде опираются на другие анализаторы, в частности на слух и осязание.

Однако использование слуха и осязания (на­пример, при ходьбе) не носит вспомогательно­го характера,как у зрячего.

Здесь активно формируется своеобразная система нервных связей.

Эта система у слепых создается вследствие длительных упражнений слуховой и кожной афферентации, вызванных жизненной необходи­мостью.

На этой основе формируется и ряд других специализированных систем условных связей, функционирующих при определенных формах адаптации к внешней среде, в частности при овладении трудовыми навыками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: