4. Выработка альтернативных способов и средств решения про-
блемы клиента. «Что еще можно сделать по этому поводу?» (Избега-
Ние ригидности). Анализ через синтез.
5. Обобгцение предыдущих этапов — от обучения к действию.
«Вы будете делать это?». Многие клиенты ничего сами не предпри-
нимают для изменения ситуации [1].
Эффект определяется теми переживаниями, которые были у кли-
Ента во время беседы. Изменение его состояния — показатель эффек-
Тивности. Отрицательный результат не должен пугать психолога,
Можно провести еще 2-3 встречи. Хорошо давать домашние задания и
Проверять их при следующей встрече. Могут быть даны рекоменда-
Ции по обращению к другим специалистам и книгам. Вербальное и
Невербальное общение.
Основные п о к а з а т е л и э ф ф е к т и в н о с т и и н т е р в ью [2]:
\. Интенциональность — количество направлений и возможно-
Стей решения проблемы, которые появились у клиента.
2. Творческое принятие решений клиентом. «Я стал другим!».
В рамках гуманитарной онтологии феноменологический анализ
|
|
Как метод изучения внутреннего мира человека — его субъективной
Реальности: мыслей, чувств, отношений, эмоций, воспоминаний, пе-
Реживаний — дает возможность проследить рост личности в процессе
Развития сознания. По мере перехода от понимания знания как соот-
Ветствия объективной реальности к пониманию знания как социаль-
Ного конструирования реальности исследовательское интервью, осно-
Ванное на беседе и взаимодействии, будет занимать все более
Привилегированные позиции.
Единственный способ понять другого человека при вербальном
Общении — это его выслушать. Способом получения обратной связи
является или вопрос, или вербализация [3, с. 47].
Ф у н к ц и и в о п р о с а:
- Уточнение информации.
- Получение новой информации.
- Управление беседой, введение ее в определенное русло.
- Убеждение — заставить принять свою точку зрения.
Ф у н к ц и и в е р б а л и з а ц и и:
- Уточнение тезиса.
- Возможность выиграть время.
- Установление обратной связи («я хочу тебя понять»), не ухо-
Дить в сторону.
- Управление беседой.
- Убеждение в точке зрения собеседника.
Существует так называемая рефлексивная вербализация, которая
Относится к разновидностям вербализаций, чье назначение — усиле-
Ние эмоционально-смыслового резонанса высказываний клиента.
Рефлексивная вербализация предполагает повтор слов собеседника
Своими словами (максимально дословно), подчеркивание актуального
Состояния — его озабоченности проблемой выбора. При этом интер-
Претация должна быть как можно короче.
Тема 5