Метапознание и опосредствующие процессы

В широком понимании термин метапознание обозначает процедуры контроля и регулирования, которые субъект применяет в своей когнитивной деятельности, а также знания об этой деятельности, которыми он обладает. Большинство методов когнитивного обучения подчеркивает важность метакогнитивных процессов. Цели этих методов, в действительности, являются метакогнитивными, поскольку они должны обеспечить субъекта общими стратегиями, которые позволили бы ему правильно направлять свою когнитивную деятельность и тем самым делать ее более эффективной. Например, в методе «Logo», который предложил С. Папер (Рарегt), дети, обучаясь программировать движение объекта, учатся систематически планировать и предвидеть. В методе «РЕI» постоянно подчеркивается необходимость занимать обдуманную позицию и не торопиться с ответами.

Методы когнитивного обучения также помогают субъекту в осознании его умственной деятельности. Это осознание может быть следствием занятия интроспекцией как в «Умственном руководстве» («Gestion Mentale»), которое было разработано А. де ля Гарандери (dе lа Gаrаnderiе), или размышлениях о результатах действия, как в «РЕI». В той мере, в которой осознание ведет к концептуализации умственной деятельности, другими словами, не только к точному, но также и к абстрактному знанию, оно является фактором, способным обеспечить перенос стратегии из одной области в другую. Осознание приводит также к волевому контролю над умственной деятельностью. При условии достаточной мобилизации ресурсов внимания волевой контроль может способствовать постоянной систематической деятельности. Однако необходимо отметить, что этот контроль расходует ресурсы внимания, которые из-за этого уже не могут быть использованы для решения задачи.

Создатели концепций методов когнитивного обучения настаивают на посреднической роли преподавателя или воспитателя. Обучение является не только следствием взаимодействия между обучаемым субъектом и физическим и социальным миром, но, по большей части, оно осуществляется при вмешательстве посредника, который оказывается между субъектом и миром для того, чтобы направлять умственную деятельность субъекта и способствовать осознанию материала. На самом деле, эта идея несет в себе мало оригинального. Если значение посредничества и общественных влияний в целом и уменьшено в некоторых психологических теориях развития, то все педагогические теории, даже те, которые были сосредоточены больше на содержании, чем на субъекте, предполагают вмешательство...педагога! Однако необходимо подчеркнуть, что усилия, направленные на выявление и формализацию процессов социального опосредствования, определение их условий, создание ситуаций, позволяющих их использовать, составляют одну из главных тем когнитивного обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: