Теоретические основы когнитивного обучения

Когнитивное обучение—это, главным образом, эмпирическая социальная практика. Теоретические основы когнитивного обучения развиты слабо. Методы когнитивного обучения, за редким исключением, развивались на твердой практической почве, в ответ на возникающую в практике потребность: сначала преподаватель или воспитатель изобретает определенные приемы, и только затем они систематизируются в метод, а вопрос об их теоретических основах стоит лишь на третьем месте. В работах, касающихся методов когнитивного обучения, ссылки на теоре­тические работы многочисленны и разнообразны. Цитируются в основном психологи, но также и логики, лингвисты, философы, специалисты в области методологии науки. Однако речь идет только об упоминаниях и цитатах, тогда как возможные взаимосвязи между концепциями (выработанными цитируемыми авторами) и определенными свойствами того или иного метода почти никогда не бывают показаны.

Тем не менее, некоторые методы тесно связаны с психологическими концепциями. Так, Стернберг (Sternberg R. J., 1985), известный своими экспериментальными работами в области интеллекта, предложил метод коррекции и, кроме этого, процедуры оценки, выведенные прямо из его теории. В теории Стернберга рассматривается способность мышления с трех точек зрения: компонентной (наиболее развитой), опытной и контекстуальной. Согласно компонентной точке зрения интеллект заключается в использовании элементарных операций и компонентов (кодировании стимуляции, установления связи между двумя информациями...), а также стратегий или метакомпонентов (выбор способа кодирования информации, отдельная последовательность операций...). Согласно контекстуальной точке зрения интеллект - это способность сразу предоставлять социально приемлемые, адаптированные к культурному контексту ответы. Стернберг представил целую серию упражнений, предназначенных для того, чтобы стимулировать познавательную деятельность. Эти упражнения соотносятся со всеми пунктами его концепции интеллекта: обучение использованию компонентов и мета-компонентов, освоение и обработка нового опыта, знакомство с требованиями культуры. Существует еще несколько методов, а именно РЕI, связанных с оригинальными теориями.

Практически все авторы методов когнитивного обучения сcылаются на Пиаже, Выготского, Брунера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: