При поражении какой структуры звук либо вообще не воспринимается, либо вызывает ощущение боли

а) Кортиев орган

б) Средний мозг

в) Слуховое сияние

2 вариант

1. Замена нужных движений на шаблонные является признаком:

1) кинестетической апраксии;

2) пространственной апраксии;

3) кинетической апраксии;

4) регуляторной апраксии.

2. Приобретенное речевое расстройство вследствие поражения левого полушария называется:

1) алалией;

2) мутизмом;

3) дизартрией;

4) афазией.

3. Поражение теменно-затылочной зоны левого полушария часто приводит к:

1) эфферентной моторной афазии;

2) сенсорной афазии;

3) семантической афазии;

4) динамической афазии.

4. Основным дефектом при вербальной алексии является:

1) слабое зрение;

2) нарушения симультанного узнавания;

3) перепутывание букв;

4) первая и третья причины.

5. Аграфия — это:

1) потеря способности к рисованию;

2) потеря способности переноса навыков письма с правой руки на левую у правшей;

3) навязчивые повторения отдельных букв при письме или штрихов при рисовании;

4) нарушение способности правильно по форме и смыслу писать.

6. Акалькулия часто сочетается с:

1) семантической афазией;

2) кинестетической апраксией;

3) соматоагнозией;

4) эмоциональными расстройствами.

7. Неспецифические расстройства памяти преимущественно связаны с работой:

1) первого блока мозга;

2) второго блока мозга;

3) третьего блока мозга;

4) всех трех блоков.

8. «Полевое поведение» является результатом поражения:

1) лобных долей;

2) височных долей;

3) затылочных долей;

4) теменных долей.

9. Экспериментальным приемом обнаружения модально-специфических нарушений внимания является:

1) корректурная проба;

2) одновременное предъявление двух стимулов парным анализаторам;

3) управление движущимся объектом;

4) узнавание стимульного материала.

10. Дефекты мышления, связанные с опосредованием речевых связей, вызываются:

1) поражением конвекситальных отделов лобных долей;

2) левовисочными поражениями;

3) теменно-затылочными поражениями;

4) правовисочными поражениями.

11. «Круг Пейпеса» в основном описывает циркуляцию эмоциональных процессов:

1) между теменной и височной корой;

2) от зрительного анализатора к третичным полям;

3) внутри лимбической системы;

4) между ретикулярной формацией и лобной корой.

12. Поражение конвекситальных отделов лобных долей мозга вероятнее приведет к такому эмоциональному состоянию, как:

1) безразличное благодушие;

2) грусть;

3) депрессия;

4) тревога.

13. Процесс опознания от общего к частному более представлен:

1) в левом полушарии;

2) в правом полушарии;

3) одинаково в обоих полушариях;

4) в зависимости от стимульного материала.

14. Левшество — это:

1) преобладание размера левой руки над правой;

2) совместное преобладание леворасположенных парных органов над правыми;

3) преобладание левой руки и левой ноги над правыми;

4) различия в чувствительности правой и левой половины тела.

15. Особенностью очаговых поражений мозга у детей является:

1) слабая выраженность симптоматики;

2) значительная выраженность симптоматики;

3) длительный период обратного развития симптомов;

4) высокая зависимость от латерализации очага поражения.

16. Основные направления современной нейропсихологии:

1) Клиническая нейропсихология

2) Экспериментальная нейропсихология

3) Нейрохирургическая нейропсихология

4) Нейропсихологический подход в психодиагностике

Выбрать лишнее.

17. Изначально ВПФ существуют как внутренний (интрапсихический) процесс:

а) Верно

б) Неверно

18. Данная концепция утверждает, что можно локализовать лишь элементарные сенсорные функции, а ВПФ связаны со всем мозгом равномерно.

а) Концепция эквипотенциальности мозга

б) Психоморфологическое направление

в) Эклектическая концепция

19. В русском языке фонемами являются:

а) Гласные звуки

б) Согласные звуки

в) Гласные и согласные звуки

20. Одним из методов изучения межполушарного взаимодействия является метод перерезки:

а) Лобные доли

б) Мозолистое тело

в) Ретикулярная формация

8. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

1.Нейропсихология: определение. Отечественная и западная нейропсихология. Связь нейропсихологии с другими научными дисциплинами.

2.Представление о высших психических функциях: основные характеристики, закономерность формирования, закономерности нарушения.

3.Проблема локализации высших психических функций (узкий локализационизм, антилокализационизм, эклектическая концепция, теория системной динамической локализации).

4.Структурно-функциональная организация мозга.

5.Общая структурно-функциональная модель мозга как субстрата психической деятельности (модель Лурия А.Р.). Соотношение между схемой психической деятельности и моделью «трех блоков».

6.Функциональная асимметрия больших полушарий мозга: эмпирические данные, этапы становления теории функциональной асимметрии, основные положения данной теории в наши дни.

7.Феномен межполушарного взаимодействия: «синдром расщепленного мозга», закономерности онтогенеза парной работы полушарий.

8.Гностические зрительные расстройства. Зрительные агнозии.

9.Гностические кожно-кинестетические расстройства. Тактильные агнозии.

10.Гностические слуховые расстройства. Слуховые агнозии.

11.Роль афферентации в управлении произвольными движениями и действиями (концепции Бернштейна Н.А., Анохина П.К., Лурия А.Р.).

12.Эфферентные механизмы произвольных движений и действий.

13.Апраксии: определение, формы.

14.Произвольная регуляция высших психических функций: основные положения. Значение лобных долей мозга в произвольном контроле высших психических функций.

15.Модально-неспецифические нарушения внимания. Модально-специфические нарушения внимания.

16.Формы нарушения памяти при локальных поражениях мозга.

17.Роль левого и правого полушарий мозга в процессе запоминания вербального и невербального материала.

18.Речевая система: виды речи, формы речевой деятельности. Речевой слух.

19.Афазии: определение. Эфферентные формы афазии.

20.Сенсорная, акустико-мнестическая, оптико-мнестическая афазии.

21.Афферентная моторная, семантическая афазии.

22.Эмоционально-личностные нарушения при локальных поражениях мозга.

23.Нарушения мышления при локальных поражениях мозга.

24.Критерии классификации нарушений сознания.

25.Общая нейропсихологическая модель мозговой организации сознания.

26.Понятие нейропсихологического фактора. Типы факторов.

27.Характеристика синдромного (факторного) анализа.

28.Общие задачи нейропсихологического исследования.

9. КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Агнозия — нарушение восприятия при сохранении ощу­щений (или на фоне сохранения ощущений).

Антиципация — способность предвосхищать события.

Амбидекстрия — одинаковое развитие функций обеих рук (обоерукость).

Аномия — отсутствие четкой связи между образом и сло­вом.

Апперцепция — влияние опыта человека на восприятие им актуальной действительности.

Апраксия — расстройство произвольного действия, возникающее при сохранности элементарных двигательных функций.

Асоматогнозис — полное или частичное невосприятие собственного тела.

Аудиальный — относящийся к органам слуха.

Аутизм — крайняя форма психического отчуждения, вы­ражающаяся в уходе индивида в мир собственных пережи­ваний.

Афазия — частичная или полная потеря речевых способ­ностей.

Афферентация — постоянный поток нервных импульсов, поступающих в центральную нервную систему от органов чувств, воспринимающих информацию как от внешних раздражителей (экстерорецепция), так и от внутренних ор­ганов (интерорецепция).

Афферентный (от лат. afferens — приносящий) — несу­щий к органу или в него; передающий импульсы от рабо­чих органов (желез, мышц) к нервному центру.

Вариабельность — изменчивость реальных объектов и про­цессов.

Вербальный (словесный) — обозначение форм знаково­го и речевого материала, процессы оперирования с этим материалом.

Визуальный — относящийся к органам зрения.

Гешталът — целостная единица сознания, полная струк­тура.

Гиперактивность — чрезмерная активность, слабый кон­троль побуждений.

Гипертонус — неконтролируемое чрезмерное напря­жение мышц.

Гипотонус — неконтролируемая мышечная вялость.

Глиальные клетки (нейроглия) — клетки, являющиеся изоляторами нейронов и повышающие эффективность пере­дачи нервных импульсов.

Гнозис — от греческого слова «знание, познание, узна­вание». Адекватное, осознанное восприятие информации.

Девиантное поведение — поведение, отклоняющееся от принятых в данном обществе норм и правил.

Декстрастресс — стресс, который испытывает леворукий человек в «праворуком» мире.

Дендрит — ветвящийся отросток нейрона, воспринимаю­щий сигналы от других нейронов, рецепторных клеток или непосредственно от внешних раздражителей. Проводит не­рвные импульсы к телу нейрона.

Депривация (социальная) — недостаточная востребован­ность социальной среды.

Дефицит внимания — неспособность удерживать внима­ние на чем-либо, что необходимо усвоить в течение опре­деленного отрезка времени.

Дивергентное мышление — мышление, нацеленное на вы­работку возможно большего числа вариантов решения про­блемы.

Дизартрия (от греч. arthroo — издаю членораздельные звуки) — расстройство речи (артикуляции) при пораже­нии продолговатого мозга (бульбарный паралич), коры го­ловного мозга и др.

Дисграфия (аграфия) — частичное нарушение навыков письма вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции коры головного мозга.

Дискалькулия (акалькулия) — нарушение формирования навыков счета вследствие очагового поражения, недораз­вития или дисфункции коры головного мозга.

Дислексия (алексия) — частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением.

Доминантное полушарие — полушарие, активность которого преобладает в психической деятельности индивида.

Зеркальное отражение — нарушение зрительно-простран­ственного восприятия, право-левой ориентировки, зритель­но-моторной координации и бинокулярного зрения.

Импрессивная речь — внутренняя речь, понимание уст­ной и письменной речи.

Индивидуальный латеральный профиль (профиль латераль­ной организации) — индивидуальное сочетание функцио­нальной асимметрии полушарий, моторной и сенсорной асимметрии.

Инертность — «застревание» одной из выбранных так­тик мыслительной деятельности независимо от условий, что проявляется в стереотипе действий и цикличности оши­бок одного и того же типа.

Инсайт — внезапное понимание, мысленное схватывание тех или иных отношений и структуры ситуации в це­лом, не выводимое из прошлого опыта человека.

Интроверсия (интровертированность) — характеристика индивидуально-психологического склада человека, ори­ентированного на свой внутренний субъективный мир.

Истощаемость — «затухание» тактических приемов тактической деятельности, отсутствие завершенности и контролируемого результата.

Квазипространство — упорядоченность в системах знаков и символов, выработанная человечеством для обобщения представлений о мире с возможностью передачи их другим людям (словарный запас, нотная запись, пространство мыслительных процессов и т.д.).

Кинезиологические упражнения — комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий.

Кинестетический — тактильные (телесные) ощущения, внутренние чувства, такие, как вспоминаемые впечатления и эмоции; чувство равновесия.

Комиссуры — нервные волокна, осуществляющие взаимодействие между полушариями.

Конфабуляция — вымыслы, принимающие форму воспоминаний, или галлюцинации памяти, заполнение пауз додумыванием.

Конвергентное мышление — нацеленное на одно, един­ственно правильное решение проблемы.

Конвергенция — схождение глаз на цели.

Контаминация (от лат. contaminatio — соприкосновение, смешение) — взаимодействие близких по значению или по

звучанию языковых единиц (чаше всего слов или словосо­четаний), приводящее к возникновению, не всегда зако­номерному, новых единиц или к развитию у одной из исходных единиц нового значения; напр., контаминация словосочетаний «играть роль», «иметь значение» приво­дит к неправильному выражению «играть значение».

Кортикализация — развитие коры больших полушарий.

Креативность — творческие возможности и способнос­ти, которые могут проявиться в мышлении, общении, отдельных видах деятельности.

Лабильность мыслительной деятельности — импульсив­ное изменение тактики мыслительной деятельности, что проявляется в спорадических ошибках.

Латерализация — процесс, посредством которого опре­деленные функции локализуются в левом или правом по­лушарии.

Межполушарная асимметрия мозга — неравноценность, качественное различие «вклада» правого и левого полуша­рий мозга в каждую психическую функцию.

Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую интегративно целостную систему, формирующийся в он­тогенезе.

Миелинизация — процесс образования миелиновой обо­лочки, покрывающей быстродействующие проводящие пути центральной нервной системы. Миелиновые оболочки по­вышают точность и скорость передачи импульсов в нервной системе.

Минимальная мозговая дисфункция (ММД) — небольшая неравномерность развития отдельных мозговых функций, не затрагивающая интеллекта и умственных способнос­тей.

Модальность — ведущий канал восприятия (аудиальный, визуальный, кинестетический).

Мозолистое тело — толстый пучок нервных волокон, соединяющих два полушария, обеспечивает целостность работы головного мозга.

Морфогенез — морфологическое созревание мозга.

Моторная асимметрия — асимметрия рук, ног, лица, тела.

Невроз — выраженное нарушение функционального со­стояния нервно-психической сферы.

Невротизация — состояние, характеризующееся эмо­циональной неустойчивостью, тревогой, низкой само­оценкой.

Нейроны — клетки, образующие нервную систему; фор­мируются в пренатальный (дородовой) период, но про­должают расти и образовывать отростки в течение всей жиз­ни человека.

Нейропедагогика — наука о дифференцированном под­ходе к обучению с учетом психофизиологических и нейропсихологических особенностей ученика и учителя.

Нейропсихологический фактор – это структурно-функциональная единица работы мозга, характеризующаяся определенным принципом физиологической деятельности (modus operandi), нарушение которого ведет к появлению нейропсихологического синдрома, принципом, присущим работе той или иной мозговой структуры – корковой или подкорковой.

Нейротрансмиттер (от лат. transmitto — передаю) — био­логические вещества, которые обусловливают проведение нервных импульсов.

Онтогенез — индивидуальное развитие человека от зача­тия до конца жизни.

Парафазия (речевая асимволия) — замена слов на сло­ва, близкие по звучанию или по смыслу.

Паттерн — структура, форма, пространственное или временное распределение стимулов, процессов.

Персеверация — навязчивое, цикличное повторение од­них и тех же движений, мыслей, переживаний, застрева­ние на звуке или слоге.

Перцептивная (от лат. perceptio — представление, воспри­ятие) — то же, что восприятие.

Писчий спазм — невроз, проявляющийся в нарушении почерка, обычно складывается из сочетания дрожания и судорог.

Половые дихотомии — половые различия.

Праксис — способность осуществлять сложные целенаправленные движения и действия.

Пренатальный — период развития человека до рожде­ния.

Перинатальный — период развития человека во время рождения.

Постнатальный — период развития человека после рож­дения.

Просодия — интонация устной речи.

Псевдореминисценции — искаженные воспоминания, ил­люзии памяти.

Психическое развитие – закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Резонерство — разглагольствования по несущественно­му поводу; обычно банальные нравоучения, морализованные истины, известные изречения.

Релаксация — состояние расслабленности, возникаю­щее у человека после снятия напряжения.

Реминисценция — более полное и точное воспроизведе­ние сохраненного в памяти материала по сравнению с ма­териалом, первоначально заученным.

Ригидность — невозможность изменять собственные цели-программы в соответствии с изменяющимися условиями. Сенсорная асимметрия — асимметрия зрения, слуха, ося­зания, обоняния, вкуса.

Сенсорная система — нервный аппарат восприятия, ана­лиза и синтеза действующих раздражителей. Выделяют зри­тельную, слуховую, обонятельную, вкусовую, кинестети­ческую и др. сенсорные системы.

Сигнальная система первая — система условно-рефлек­торных связей, формирующихся в коре головного мозга при воздействии на рецепторы органов чувств раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды.

Сигнальная система вторая — система способов регуля­ции психической активности, связанная с речью.

Симпатическая нервная система — часть вегетативной нервной системы, включающая нервные клетки грудного и верхнепоясничного отделов спинного мозга; участвует в регуляции ряда функций организма: по ее волокнам про­водятся импульсы, вызывающие повышение обмена ве­ществ, учащение сердцебиений, сужение сосудов, расши­рение зрачков и др.

Симптом — внешний признак какого-либо явления.

Симультантные функции — одновременные функции.

Синапс (от греч. synopsis — соединение) — область кон­такта нейронов друг с другом и с клетками исполнитель­ных органов. Между клетками имеется так называемая синаптическая щель, через которую возбуждение переда­ется посредством медиаторов (химический синапс), ионов (электрический синапс) или тем и др. способом (смешан­ный синапс). Крупные нейроны головного мозга имеют по 4—20 тыс. синапсов, некоторые нейроны — только по од­ному.

Синдром — определенное сочетание признаков (симпто­мов), объединенных единым механизмом возникновения.

Синектика — процесс, в котором метафоры использу­ются для того, чтобы сделать неизвестное хорошо знако­мым, а общеизвестное — незнакомым.

Синкинезии — дополнительные движения, которые ис­полняются либо преднамеренно, либо автоматически (на­пример, движения рук при ходьбе).

Сукцессивные функции — последовательные функции.

Тонкая моторика — способность выполнять точные дви­жения малой амплитуды.

Филогенез — эволюционное развитие человека.

Флюктуация внимания — неустойчивость концентрации внимания.

Фонемы — смыслоразличимые звуки речи.

Функциогенез — созревание психических функций.

Функциональная асимметрия полушарий — неравноцен­ность, качественное различие того «вклада», который де­лают правое и левое полушария мозга в каждую психичес­кую функцию.

Функциональная система - объединение различных анализаторных систем для обеспечения какой-либо функции. Это морфофизиологическая основа ВПФ, совокупность различных мозговых структур и протекающих в них физиологических процессов, которая обеспечивает их осуществление. А.Р.Лурия, характеризуя ВПФ как функциональные системы, отмечал, что особенностью таких функциональных систем является их сложный состав, они многокомпонентны, т.е. включают целый набор афферентных и эфферентных звеньев. Различные по содержанию ВПФ (гностические, мнестические, интеллектуальные и др.) обеспечиваются качественно разными функциональными системами.

Холистическое обучение — целостный системный подход в обучении, отвергающий отвлеченное начало.

Экспрессивная речь — внешняя устная и письменная речь.

Экстраверсия (экстравертированность) — характеристика индивидуально-психологического склада человека, ориен­тированного на внешний мир, коллектив.

Элиминация — исчезновение.

Эмбриогенез — внутриутробное развитие плода.

Эмоциональная лабильность — импульсивное изменение тактики эмоционального реагирования.

Эфферентация — поток нервных импульсов, поступаю­щих из центральной нервной системы к исполнительным органам (движение и речь).

Эфферентный (от лат. efferens — выносящий) — вынося­щий, выводящий, передающий импульсы от нервных цен­тров к рабочим органам: например, эфферентные, или цен­тробежные, нервные волокна.

Эхолалия — повторение услышанных звуков.

Эхопраксии — подражательные движения.


Приложение 1

Международный университет в Москве


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: