Основные термины и понятия:
Лицензия, аттестация, сертификация, границы компетентности, профессиональные стандарты, личная ответственность, права личности, объективность, профессиональная тайна, конфиденциальность, психопрофилактика в психодиагностике.
Вопросы:
1. Требования к психодиагностической литературе и методическим материалам.
2. Нормативные требования к психодиагностическим методикам и методам.
3. Профессиональные требования к разработчикам и пользователям психодиагностических методик.
4. Основные профессионально-этические нормативы поведения психолога при практическом использовании психодиагностических методик.
Основная литература:
1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2002. - С. 583-601.
2. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева и В.В. Столина. М., 1987. – С. 27-35.
3. Психодиагностика. Учебник для вузов / Бурлачук Л.Ф. – СПб.: Питер, 2003. – С. 147-148.
Дополнительная литература:
Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. СПб., 1998.
|
|
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ
1. Предмет и структура психодиагностики.
2. Предыстория психодиагностики.
3. Теоретические источники возникновения психодиагностики и их связь с психодиагностикой.
4. Психодиагностика в дореволюционной России и СССР.
5. Связь психодиагностики с другими областями психологии и практики.
6. Основные этапы психодиагностического исследования.
7. Различные подходы к классификации психодиагностических методик.
8. Малоформализованные методы психодиагностики.
9. Формализованные методы психодиагностики.
10. Психофизиологические методы.
11. Трудности проведения беседы в практических целях.
12. Основные правила проведения диагностического интервью.
13. Два подхода к исследованию и оценке психологических явлений: номотетический и идеографический подходы.
14. Основные требования к психодиагностическим методикам.
15. Области применения и разновидности тестов.
16. Характеристики тестируемого и ситуационные переменные.
17. Описание общей схемы конструирования теста: цель, спецификация теста,, разработка, оформление, пилотажное исследование.
18. Что такое стандартизация методики.
19. Содержание и условия вычисления статистической нормы. Сходство и различия статистической нормы и социально-психологического норматива.
20. Тестовые нормы и их репрезентативность. Виды диагностических норм.
21. Проверка нормальности распределения и устойчивости норм.
22. Процентильная шкала как мера измеряемого свойства.
23. Линейное и нелинейное преобразование первичных показателей.
24. Надежность психодиагностических методик.
|
|
25. Валидность теста. Виды и методы их установления.
26. Достоверность теста.
27. Анализ заданий: разработка, трудность, различительная способность,
28. Понятие независимого внешнего критерия. Основные виды внешних критериев и требования к ним.
29. Содержание понятий “способности” и “интеллект”.
30. Структура интеллекта: иерархические теории структуры интеллекта.
31. Структура интеллекта: мультифакторные модели интеллекта.
32. Структура интеллекта: модель интеллекта по Стернбергу
33. Структура интеллекта: модель интеллекта по Кеттеллу.
34. Соотношение интеллекта и интеллектуальной одаренности в различных концепциях.
35. Тесты для специфических популяций: тестирования младенцев и дошкольников; детей с ЗПР, лиц с физическими недостатками, межкультурное тестирование.
36. Тесты свободные от влияния культуры. Влияние обучения на выполнение тестов.
37. Критериально-ориентированые тесты
38. Групповое и индивидуальное тестирование.
39. Прогностические возможности тестов интеллекта.
40. Общая характеристика методики Амтхауэра.
41. Требования к проведению, обработке и анализу полученных результатов (методик “Тест умственных способностей”).
42. Общая характеристика методики Векслера.
43. Выполнение, обработка и интерпретация полученных результатов (тест Векслера).
44. Общая характеристика методики Равена.
45. Проведение интерпретация полученных результатов (тест “Стандартные матрицы Равена”).
46. Общая характеристика методики Вандерлика.
47. Проведение, обработка и анализ полученных результатов по тесту “КОТ”.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ
1. Психодиагностика как наука и практическая деятельность. Связь психодиагностики со смежными дисциплинами.
2. Предмет и содержание психодиагностики.
3. Виды, задачи и особенности специальной психодиагностики (клинико-психологическая, психолого-педагогическая и т.д.).
4. Предыстория психодиагностики.
5. Связь психодиагностики с экспериментальной психологии (Фехнер, Вундт, Эббингауз и др.).
6. Связь психодиагностики с дифференциальной психологии (В.Штерн, Ф.Гальтон и др.).
7. Связь психодиагностики и математической статистики (Ф.Гальтон, Карл Пирсон, Фишер, Спирмен).
8. Связь психодиагностики с психотехникой и тестологией.
9. Психодиагностика способностей.
10. Иерархические теории структуры интеллекта (Спирмена и Стэнфорда-Бине).
11. Модель интеллекта по Терстоуну.
12. Модели интеллекта Айзенка и Гилфорда.
13. Модель интеллекта по Стернбергу.
14. Влияние наследственности и социокультурной среды на интеллект. Тесты, “свободные от культуры”.
15. Взаимосвязь интеллекта и личности (по Бурлачуку).
16. Психодиагностика в образовании.
17. История развития и современное состояние психодиагностики в России.
18. История развития взглядов на проблему психодиагностики личности.
19. Системы классификации диагностических процедур.
20. Специфика патохарактерологической диагностики личности.
21. Общая характеристика формализованных методик.
22. Диагностика ценностно-мотивационных структур.
23. Общая характеристика неформализованных методик (проективные техники и психофизиологические методики).
24. Проблема достоверности личностных опросников.
25. Тестовые и экспертные методы в психодиагностике.
26. Общая характеристика проективных методов.
27. Стандартизация теста: тестовые нормы и проверка их репрезентативности.
28. Виды диагностических норм: абсолютные, статистические (популяционные), критериальные.
29. Теоретическое обоснование применения проективных методов.
30. Границы применения диагностических норм: диагностика специальных способностей и универсальная характерологическая диагностика.
|
|
31. Психодиагностика в сфере профессиональной деятельности.
32. Процентильные нормы на порядковых тестовых шкалах.
33. Психодиагностика в семейной и индивидуально-личностной консультации.
34. Линейное и нелинейное преобразование первичных показателей.
35. История развития методов психологической диагностики.
36. Основные этапы разработки тестов.
37. Психодиагностика межличностных отношений.
38. Стандартные шкалы в психодиагностике: Z-шкала, IQ-шкала, Т-шкала, шкала стенов.
39. Теоретические основы психодиагностики: теория личностных диспозиций, ситуационизм и интеракционизм.
40. Надежность теста: определение; коэффициент надежности; факторы, влияющих на надежность.
41. Клинико-психологическая диагностика.
42. Определение надежности теста (дисперсия результатов; точность измерительной процедуры; разновидности надежности методик).
43. Взаимодействие личностных черт в процессе развития личности (компенсация).
44. Сферы применения психодиагностических методик.
45. Виды надежности и способы их вычисления (надежность частей теста, параллельных форм, ретестовая). Надежность в экспертных оценках.
46. Дискриминативность и валидность тестов. Виды валидности: внешняя, эмпирическая, конструктная.
47. Компьютеризация психодиагностических методик.
48. Валидность по содержанию. Соотношение валидности и надежности: основное неравенство психометрики.
49. Компьютерные психодиагностические системы.
50. Валидность очевидная, конкурентная, прогностическая.
51. Основные направления компьютерной психодиагностики.
52. Валидность критериально-ориентированных тестов.
53. Этика профессиональной деятельности: профессиональная тайна, конфиденциальность.
54. Основные цели и задачи психодиагностики.
55. Подготовка и аттестация пользователей психодиагностических методик. Правила распространения и публикации психодиагностических методик. Банки данных результатов психодиагностики и психодиагностических методик.