Тема 8. Этические и социальные аспекты психодиагностики

Основные термины и понятия:

Лицензия, аттестация, сертификация, границы компетентности, профессиональные стандарты, личная ответственность, права личности, объективность, профессиональная тайна, конфиденциальность, психопрофилактика в психодиагностике.

Вопросы:

1. Требования к психодиагностической литературе и методическим материалам.

2. Нормативные требования к психодиагностическим методикам и методам.

3. Профессиональные требования к разработчикам и пользователям психодиагностических методик.

4. Основные профессионально-этические нормативы поведения психолога при практическом использовании психодиагностических методик.

Основная литература:

1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2002. - С. 583-601.

2. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева и В.В. Столина. М., 1987. – С. 27-35.

3. Психодиагностика. Учебник для вузов / Бурлачук Л.Ф. – СПб.: Питер, 2003. – С. 147-148.

Дополнительная литература:

Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. СПб., 1998.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ

1. Предмет и структура психодиагностики.

2. Предыстория психодиагностики.

3. Теоретические источники возникновения психодиагностики и их связь с психодиагностикой.

4. Психодиагностика в дореволюционной России и СССР.

5. Связь психодиагностики с другими областями психологии и практики.

6. Основные этапы психодиагностического исследования.

7. Различные подходы к классификации психодиагностических методик.

8. Малоформализованные методы психодиагностики.

9. Формализованные методы психодиагностики.

10. Психофизиологические методы.

11. Трудности проведения беседы в практических целях.

12. Основные правила проведения диагностического интервью.

13. Два подхода к исследованию и оценке психологических явлений: номотетический и идеографический подходы.

14. Основные требования к психодиагностическим методикам.

15. Области применения и разновидности тестов.

16. Характеристики тестируемого и ситуационные переменные.

17. Описание общей схемы конструирования теста: цель, спецификация теста,, разработка, оформление, пилотажное исследование.

18. Что такое стандартизация методики.

19. Содержание и условия вычисления статистической нормы. Сходство и различия статистической нормы и социально-психологического норматива.

20. Тестовые нормы и их репрезентативность. Виды диагностических норм.

21. Проверка нормальности распределения и устойчивости норм.

22. Процентильная шкала как мера измеряемого свойства.

23. Линейное и нелинейное преобразование первичных показателей.

24. Надежность психодиагностических методик.

25. Валидность теста. Виды и методы их установления.

26. Достоверность теста.

27. Анализ заданий: разработка, трудность, различительная способность,

28. Понятие независимого внешнего критерия. Основные виды внешних критериев и требования к ним.

29. Содержание понятий “способности” и “интеллект”.

30. Структура интеллекта: иерархические теории структуры интеллекта.

31. Структура интеллекта: мультифакторные модели интеллекта.

32. Структура интеллекта: модель интеллекта по Стернбергу

33. Структура интеллекта: модель интеллекта по Кеттеллу.

34. Соотношение интеллекта и интеллектуальной одаренности в различных концепциях.

35. Тесты для специфических популяций: тестирования младенцев и дошкольников; детей с ЗПР, лиц с физическими недостатками, межкультурное тестирование.

36. Тесты свободные от влияния культуры. Влияние обучения на выполнение тестов.

37. Критериально-ориентированые тесты

38. Групповое и индивидуальное тестирование.

39. Прогностические возможности тестов интеллекта.

40. Общая характеристика методики Амтхауэра.

41. Требования к проведению, обработке и анализу полученных результатов (методик “Тест умственных способностей”).

42. Общая характеристика методики Векслера.

43. Выполнение, обработка и интерпретация полученных результатов (тест Векслера).

44. Общая характеристика методики Равена.

45. Проведение интерпретация полученных результатов (тест “Стандартные матрицы Равена”).

46. Общая характеристика методики Вандерлика.

47. Проведение, обработка и анализ полученных результатов по тесту “КОТ”.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ

1. Психодиагностика как наука и практическая деятельность. Связь психодиагностики со смежными дисциплинами.

2. Предмет и содержание психодиагностики.

3. Виды, задачи и особенности специальной психодиагностики (клинико-психологическая, психолого-педагогическая и т.д.).

4. Предыстория психодиагностики.

5. Связь психодиагностики с экспериментальной психологии (Фехнер, Вундт, Эббингауз и др.).

6. Связь психодиагностики с дифференциальной психологии (В.Штерн, Ф.Гальтон и др.).

7. Связь психодиагностики и математической статистики (Ф.Гальтон, Карл Пирсон, Фишер, Спирмен).

8. Связь психодиагностики с психотехникой и тестологией.

9. Психодиагностика способностей.

10. Иерархические теории структуры интеллекта (Спирмена и Стэнфорда-Бине).

11. Модель интеллекта по Терстоуну.

12. Модели интеллекта Айзенка и Гилфорда.

13. Модель интеллекта по Стернбергу.

14. Влияние наследственности и социокультурной среды на интеллект. Тесты, “свободные от культуры”.

15. Взаимосвязь интеллекта и личности (по Бурлачуку).

16. Психодиагностика в образовании.

17. История развития и современное состояние психодиагностики в России.

18. История развития взглядов на проблему психодиагностики личности.

19. Системы классификации диагностических процедур.

20. Специфика патохарактерологической диагностики личности.

21. Общая характеристика формализованных методик.

22. Диагностика ценностно-мотивационных структур.

23. Общая характеристика неформализованных методик (проективные техники и психофизиологические методики).

24. Проблема достоверности личностных опросников.

25. Тестовые и экспертные методы в психодиагностике.

26. Общая характеристика проективных методов.

27. Стандартизация теста: тестовые нормы и проверка их репрезентативности.

28. Виды диаг­ностических норм: абсолютные, статистические (популяционные), критериальные.

29. Теоретическое обоснование применения проективных методов.

30. Границы применения диагностических норм: диагностика специальных способностей и универсальная характерологическая диагностика.

31. Психодиагностика в сфере профессиональной деятельности.

32. Процентильные нормы на порядковых тестовых шкалах.

33. Психодиагностика в семейной и индивидуально-личностной консультации.

34. Линейное и нелинейное преобразование первичных показателей.

35. История развития методов психологической диагностики.

36. Основные этапы разработки тестов.

37. Психодиагностика межличностных отношений.

38. Стан­дартные шкалы в психодиагностике: Z-шкала, IQ-шкала, Т-шкала, шкала стенов.

39. Теоретические основы психодиагностики: теория личностных диспозиций, ситуационизм и интеракционизм.

40. Надежность теста: определение; коэффициент надежности; факторы, влияющих на надежность.

41. Клинико-психологическая диагностика.

42. Определение надежности теста (дисперсия результатов; точность измерительной процедуры; разновидности надежности методик).

43. Взаимодействие личностных черт в процессе развития личности (компенсация).

44. Сферы применения психодиагностических методик.

45. Виды надежности и способы их вычисления (надежность частей теста, параллельных форм, ретестовая). Надежность в экспертных оценках.

46. Дискриминативность и валидность тестов. Виды валидности: внешняя, эмпирическая, конструктная.

47. Компьютеризация психодиагностических методик.

48. Валидность по содержанию. Соотношение валидности и надежности: основное неравенство психометрики.

49. Компьютерные психодиагностические системы.

50. Валидность очевидная, конкурентная, прогностическая.

51. Основные направления компьютерной психодиагностики.

52. Валидность критериально-ориентированных тестов.

53. Этика профессиональной деятельности: профессиональная тайна, конфиденциальность.

54. Основные цели и задачи психодиагностики.

55. Подготовка и аттестация пользователей психодиагностических методик. Правила распространения и публикации психодиагностических методик. Банки данных результатов психодиагностики и психодиагностических методик.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: