Закона убывающей предельной полезности

Эффекта дохода

Эффект дохода - изменение реального дохода потребителя в результате изменения цены одного из товаров, входящих в его потребительский набор.

Под реальным доходом подразумевается количество товаров и услуг, которое может купить потребитель на свой денежный доход.

Эффект дохода показывает, что при более низкой цене потребитель может купить больше данного товара, не отказываясь от потребления альтернативных товаров. Повышение цен на товар приводит к уменьшению числа покупок данного товара и, возможно, отказ от других. Например, повышение цен на бензин на 30% в июле 1999 г. в России снизило его потребление.

Эффекта замещения

Эффект замещения - изменение структуры потребления в результате изменения цены одного из товаров, входящий в потребительский набор.

Если цены на товар снижаются, потребитель начинает замещать более дорогие товары аналогичными, но более дешевыми. Стимул - купить более дешевый товар.

Так, например, в результате финансового кризиса в России в августе 1998 г. уровень цен повысился на 35,7%, что привело к уменьшению потребления импортных товаров и замещению их отечественными, относительно более дешевыми из-за повышения курса рубля.

См. Кризис финансовой системы России: основные факторы и экономическая политика.//Вопросы экономики. - 1998, №11. - с. 57.

Закона убывающей предельной полезности

Закон убывающей предельной полезности - по мере увеличения потребления того или иного блага дополнительная полезность от каждой последующей единицы блага будет меньше.

Действительно, чем больше имеет благ потребитель, тем меньше желания у него возникает платить за дополнительную единицу блага, то есть цена спроса снижается и товар может быть куплен по более нужной цене в последующем.

Закон спроса является универсальным.

В экономической литературе в качестве исключения из его действия показывают так называемый “парадокс Гиффена”

Английский экономист Р. Гиффен утверждал, что во время голода в Ирландии в середине XIX в. объем спроса на картофель (был основным продуктом питания), цена которого выросла, значительно увеличился.

Объяснение: здесь проявляется действие эффекта замещения, так как цена на картофель была относительно ниже, чем цены на другие товары, поэтому объем спроса на картофель рос при соответствующем снижении спроса на картофель. То есть, рассматривать “товар Гиффена” как исключение из закона спроса нет оснований.

В то же время, чтобы правильно оценивать действие закона спроса, необходимо учитывать следующие условия:

- при рассмотрении закона необходимо, чтобы все прочие (кроме цены) факторы были неизменными (а именно, доходы, инфляционные ожидания и т.д.);

- учитывать относительность цен: например, если цена на товар A выросла на 2%, а цена на другие товары выросла на 6%, то цена товара A снизилась относительно других цен.

Анализ действия закона спроса имеет не только теоретическое, но и практическое значения:

- способствует увеличению прибыли фирмы, так как понижение цен увеличивает число покупателей, а, следовательно, растет общий доход;

Прибыль = цена товара - издержки фирмы (затраты фирмы в денежной форме).

Общий доход фирмы = цена товара • количество проданного товара.

- каждое новое понижение цен побуждает покупателя совершать дополнительные покупки на освобождающуюся часть дохода, то есть увеличивается число покупок.

Кроме цены на спрос, действует множество других факторов (вкусы и предпочтение потребителей, доходы, ожидание изменения цен и т.д.). Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называется функцией спроса. Функция спроса может быть задана с использованием графика, таблиц и формул.

Таблица позволяет сопоставить конкретные значения влияющих на спрос факторов и соответствующие им значения величины спроса:

Цена (P), руб.
Величина спроса QD, кг QD¯

Аналитическое выражение в виде формулы может иметь вид:

Qt = f (P, PS, PC, Y, Z, E), т. е. спрос является функцией всех факторов, где:

P - цена товара;

PS - цена товара-заменителя;

PC - цена дополняющего товара;

Y - доход;

Z - вкусы и предпочтения;

E - ожидания потребителей.

Факторы Изменение фактора Сдвиг линии спроса
Изменение цен на товары-заменители Рост цен вправо
Снижение цен влево
Изменение цен на дополняющий товар Рост цен влево
Снижение цен вправо
Доходы покупателей Рост цен вправо
Снижение цен влево
Количество покупателей Увеличение вправо
Уменьшение влево
Ожидания покупателей Покупатели думают, что товар скоро подорожает вправо
Мода Товар вышел из моды влево

Когда спрос увеличивается, покупатели желают приобретать больше, чем прежде, по тем же ценам, и (или) желают платить больше прежнего за данное количество товара (D2).

Когда спрос уменьшается, покупатели желают приобретать меньше, чем прежде, по тем же ценам, и (или) желают платить меньше прежнего за данное количество товара (D3).

Товары-заменители это товары, имеющие одинаковое назначение. Например, аудиокассеты и компакт-диски, крос­совки и кеды, масло и маргарин. В случае, если повышаются цены на сливочное масло, то домашние хозяйки будут больше покупать маргарин, т.е. спрос на маргарин увеличится. Или, к примеру, произойдет снижение цен на лазерные диски, — тог­да покупатели станут меньше приобретать аудиокассеты. В этом случае произойдет снижение спроса на аудиокассеты. Таким образом, снижение цен на товары-заменители приве­дет к сокращению спроса на рассматриваемый товар (и на­оборот).

Дополняющие товары это товары, которые используют­ся совместно. Например, автомобиль и бензин, плеер и бата­рейки. Если подорожает бензин, произойдет сокращение спро­са на автомобили; или снижение цен на фотоаппараты вызовет увеличение спроса на фотопленку. То есть снижение цен на до­полняющие товары приведет к увеличению спроса на рассмат­риваемый товар (и наоборот).

Если доходы повышаются, мы больше совершаем покупок товаров более высокого качества, то есть, увеличивается спрос на нормальные товары и уменьшается спрос на низшие товары.

Нормальные товары - товары, спрос на которые при росте дохода сначала увеличивается, но по мере дальнейшего увеличения дохода стабилизируется на каком-либо уровне.

Низшие товары - товары, спрос на которые при росте дохода снижается, при снижении дохода - увеличивается.

Увеличение населения (при сохранении неизменного дохода на душу населения) сдвигает линию рыночного спроса вправо для всех товаров, поскольку ведет к увеличению количества покупателей на рынке. Наоборот, уменьшение населения будет сдвигать линию спроса влево в связи с сокращением числа покупателей на рынке.

Большое влияние на спрос могут оказывать и перспективные ожидания покупате­лей. Если по какой-либо причине покупатели ожидают, что товар станет более дорогим, то они будут стараться купить боль­ше этого товара до того, как цена на него повысится. Напри­мер, допустим, что среди населения появились слухи, будто курс доллара резко повысится на следующей неделе. Тогда нетрудно предположить, что многие люди постараются вложить свои рубли в доллары и купить их на этой неделе. Таким образом, возрастет спрос на доллары.

Мода на товар приведет к тому, что спрос на него возрастет (и наоборот). Например, мода на роликовые коньки привела к тому, что их стали больше покупать, а роликовые доски вышли из моды и спрос на них сократился (роликовые коньки “вытеснили” роликовые доски).

Мы показали, что спрос является динамической формой проявления решений потребителя, реагирующего на ценовый и неценовые факторы (см. схему 1). Необходимо отличать “изменения в спросе” от изменений величины спроса.

При изменении в спросе (действие неценовых факторов) происходит сдвиг кривой спроса влево или вправо. При изменении величины спроса (ценовый фактор) спрос остается неизменным, происходит перемещение по кривой спроса вверх или вниз.

Рассмотренные факторы оказывают влияние на индивидуальный и рыночный спрос.

Индивидуальный спрос - спрос отдельного потребителя на данный товар.

Рыночный спрос - спрос, предъявляемый всеми покупателями на рынке данного товара.

Причинами существования индивидуального и рыночного спроса являются:

1. Экономическая свобода потребителя и его независимость. Поэтому удовлетворение отдельного потребителя определяется объемом и структурой потребляемых им благ и не зависит от структуры и объема потребления других потребителей. Формируется индивидуальный спрос.

2. На рынке в результате взаимодействия покупателей (у каждого из которых существует своя кривая индивидуального спроса DA, DB, DC) на конкурентной основе формируется рыночный спрос D.

Основой рыночного спроса является индивидуальный спрос. Связь рыночного спроса с индивидуальным проявляется в том, что объем рыночного спроса при каждом значении цены равен сумме объема спроса отдельных потребителей при данном значении цены. Рассмотрим это на условном примере:

Если индивидуальный спрос задан таблично, то объем рыночного спроса при каждом значении цены можно найти, складывая соответствующие значения индивидуального спроса.

Цена Р, руб. Индивидуальный спрос Рыночный спрос
QA QB QC
6 и более        
         
         
         

На графике представлены кривые индивидуального спроса DA, DB, DC и кривая рыночного спроса D.

На рыночный спрос действуют все факторы индивидуального спроса, в то же время он определяется: демографическими факторами (распределение по возрасту, полу, размеру семьи), географическими факторами и т.д.

Так, например, “старение нации” приводит к увеличению спроса на кредит под строительство загородных домов, туристические поездки и т. д. Бум жилищного строительства в США в 70-е годы объясняется тем, что родившиеся во время “бэбибума” начали создавать свои домашние хозяйства.

Увеличение же числа поступающих в ВУЗы в России во 2-й половине 90-х объясняется бумом рождаемости в СССР в конце 70-х, начале 80-х годов.

Анализ рыночного спроса имеет не только теоретическое, но и практическое значение:

- в маркетинговой политике фирм, т. к. знание рыночного спроса (структуры, динамики) - есть ключ к эффективному сбыту и получение высокой прибыли;

- в социальной политике государства, т. к. ее эффективность определяется знанием специфики спроса в региональном разрезе, по полу, возрасту и т.д.

Вопросы для самоконтроля:

1. В какой форме проявляются решения потребителя в условиях рынка?

2. Каков характер взаимодействия цены спроса и величины спроса?

3. Что Вы понимаете под “спросом” и “величиной спроса”.

4. Почему этот закон является универсальным?

5. Назовите неценовые факторы спроса.

6. Существует ли практическая ценность в изучении основ спроса?

7. В чем единство и различие индивидуального и рыночного спроса?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: