Служебная тайна является видом конфиденциальной информации, и право на служебную
тайну выступает самостоятельным объектом права. Для осуществления ее правовой
охраны и защиты необходим специальный Федеральный закон "О служебной тайне".
Информация может считаться служебной тайной, если она отвечает следующим
требованиям (критерии охраноспособности права):
отнесена федеральным законом к служебной информации о деятельности
государственных органов, доступ к которой ограничен по закону или в силу
служебной необходимости (собственная служебная тайна);
является охраноспособной конфиденциальной информацией("чужой тайной")
другого лица (коммерческая тайна, банковская тайна, тайна частной жизни,
профессиональная тайна);
не является государственной тайной и не подпадает под перечень сведений, доступ
к которым не может быть ограничен;
получена представителем государственного органа и органа местного
самоуправления только в силу исполнения обязанностей по службе в случаях и
порядке, установленных федеральным законом.
Информация, не отвечающая этим требованиям, не может считаться служебной тайной и
не подлежит правовой охране. Такой подход закреплен и в концепции развития
законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности РФ, проект которой
был одобрен решением Комитета Государственной Думы РФ по безопасности от 10 ноября
1998 г. № 72.3
В действующем законодательстве приводится перечень сведений, которые не могут быть
отнесены к служебной информации ограниченного распространения (постановление
Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. № 1233):
акты законодательства, устанавливающие правовой статус государственных органов,
организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан,
порядок их реализации;
сведения о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях и процессах,
экологическая, гидрометеорологическая, гидрогеологическая, демографическая,
санитарно-эпидемиологическая и другая информация, необходимая для обеспечения
безопасного существования населенных пунктов, граждан и населения в целом, а также
производственных объектов;
описание структуры органа исполнительной власти, его функций, направлений и форм
деятельности, а также его адрес;
порядок рассмотрения и разрешения заявлений, в том числе юридических лиц,
рассмотренных в установленном порядке;
сведения об исполнении бюджета и использовании других государственных ресурсов, о
состоянии экономики и потребностей населения;
документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных
системах организаций, необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.4
Таким образом, к основным объектам служебной тайны можно отнести такие виды
информации5:
1) служебную информацию о деятельности федеральных государственных органов, доступ
к которой ограничен федеральным законом в целях защиты государственных интересов:
военную тайну;
тайну следствия (данные предварительного расследования либо следствия);
судебную тайну (тайну совещания судей, содержание дискуссий и результатов
голосования закрытого совещания Конституционного Суда Российской Федерации,
материалы закрытого судебного заседания, тайну совещания присяжных
заседателей);
2) охраноспособную конфиденциальную информацию, ставшую известной в силу
исполнения служебных обязанностей должностным лицам государственных органов и
органов местного самоуправления: коммерческую, банковскую тайну, профессиональную
тайну, а также конфиденциальную информацию о частной жизни лица.
Разновидностью служебной тайны является налоговая тайна, поскольку по всем основным
признакам она совпадает с признаками служебной тайны.
В соответствии со ст. 102 Налогового кодекса РФ налоговую тайну составляют любые
полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, в том числе:
документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов (в том числе данные
бухгалтерского учета, документы, подтверждающие полученные доходы (для
организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги
за последние три года);
документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью
исчисления, удержания и перечисления налогов(ст. 24);
налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если
такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
иная необходимая информация и документы, обязательные для представления в
налоговые органы в случаях и порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ;
Для налогоплательщиков-организаций и индивидуальных предпринимателей такой
информацией, обязательной для сообщения в налоговые органы по месту учета, является
информация:
об открытии или закрытии счетов (в пятидневный срок);
обо всех случаях участия в российский и иностранных организациях (в срок не
позднее одного месяца со дня начала такого участия);
обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской
Федерации (в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или
ликвидации);
о прекращении своей деятельности, объявлении несостоятельности (банкротстве),
ликвидации или реорганизации (в срок непозднее трех дней со дню принятия такого
решения);
об изменении своего места нахождения (в срок не позднее десяти дней со дня
принятия такого решения).
Для налогоплательщиков - физических лиц такой обязательной информацией,
представляемой в налоговые органы, являются также их персональные данные: фамилия,
имя, отчество; дата и место рождения; пол; адрес места жительства; данные паспорта или
иного документа, удостоверяющего личность налогоплательщика; гражданство.
В соответствии со ст. 102 Налогового кодекса РФ налоговую тайну не могут составлять
сведения:
1) разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
2) об идентификационном номере налогоплательщика;
3) об уставном фонде (уставном капитале) организации;
4) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти
нарушения;
5) предоставляемые налоговым или правоохранительным органам других государств в
соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых
является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми или
правоохранительными органами (в части предоставления этим органам).
Особенность правоотношений в этой области состоит в том, что если во втором случае
государственные органы и их должностные лица обязаны обеспечить (гарантировать)
сохранность "чужой" тайны, ставшей известной им по службе, в объеме сведений,__ переданных ее владельцем, то в первом случае они самостоятельно в соответствии с
законом определяют объем своей служебной тайны и режим ее защиты.