Литература изображает мир в его физических, конкретно чувственных формах, т.е стремится создать иллюзию второй реальности, поэтому вещь и вещный мир принципиально важны в худ. тексте.
На разных этапах вещь как атрибут мудрости человека, его мастерства. Внимательное, пристальное отношение к вещи. н: Гомер фактически останавливает сражение и описывает щит Ахилла «Илиада»
В более поздние периоды отношение к вещи становится неоднозначным. Вещь становится показателем уюта, тепла.
Вещный мир становится показателем застоя.
Вещь может заменять человека.
Художественный мир условен (он создан автором) поэтому отношение человека к вещи может быть совершенно иным (очеловечивание вещи), мы видим это в литературных и фольклорных сказках.
Основные функции вещи и вещного мира:
o Культурологическая - вещь и в.м как знак опр. эпохи, как способ передачи национального колорита. Н: исторические романы
o Характеризующая - через вещь, а шире интерьер, автор раскрывает характер своих персонажей. Н: герой нашего времени, Печорин и Грушницкий. Серая шинель - новый юнкерский костюм. Шинель выдает в гр. позера, он играет роль ссыльного разжалованного офицера.
|
|
o Сюжетно - композиционная - вещь может способствовать повороту событий. н: платок Дездемоны который находит Яга, служит поводом для убийства Дездемоны.
Вещь может быть представлена по - разному, может входить в более крупные элементы: портрет, интерьер, пейзаж, а может выступать отдельно крупным планом и превращаться в символ. Н: двенадцать стульев.