Система русского стихосложения

Стих и проза – 2 типа художественной речи. 1-ые реалистические произведения были в стихах; авторы старались приблизить стихи к прозе («Горе от ума»). Писать стихи учили в школах, считалось, что поэзия более организованна.

Стих – (от греч. ряд, строка) форма поэтической речи, отличный от прозы. Системы 11 речевых рядов придают фразостроению ощутимую стройность. Силлабическая система стихосложения: равное количество слогов в строке, возникла в России в 18 веке. За основу брали польскую систему, но в русском подвижные ударения, поэтому получалось не очень складно.

1739г. – «Письмо о правилах русского стихотворства», Ломоносов писал о силлаботонике. Количество слогов + равномерное чередование ударных\безударных. 1-ое стихотворение в силлаботонике – «Ода на взятие Хотина» Ломоносова. В фольклоре тоническое стихотворение (важно количество ударных слогов). Силла́бо-тони́ческое стихосложе́ние (от греческого "syllabe" — "слог" и "tonos" — "ударение") — способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения.

С. называют конкретный комплекс особенностей организации стихотворной речи, тех элементов, к-рые лежат в основе данной стихотворной системы в зависимости от строения данного языка, его историч. развития и т. д.

Русское народное стихосложение — один из наименее разработанных участков русского стиховедения. Относительно самых принципов его конструкции на протяжении XIX в. высказывались самые различные, исключающие друг друга, предположения и догадки. Один из первых исследователей русского народного С. — А. Х. Востоков, отмечая в нем «независимое существование двух разных мер, т. е. пения и чтения», анализировал в нем лишь «вторую меру», т. е. явления речевого ритма, приходя к выводу, что в народном С. «считаются не стопы, не слоги, а прозодические периоды, т. е. ударения». Вместе с тем, наряду со стремлением уместить народный стих в рамках традиционных силлабо-тонических схем (Дубенский, Гильфердинг), делаются попытки отыскать в нем ритмические закономерности совершенно иного порядка. Так напр. А. А. Потебня выдвигает применительно к народному С., вместо повторяемости тех или иных фонических элементов, довольно неопределенно формулированные синтаксические соответствия (учение о «синтаксической стопе»). С. Шафранов, а за ним и В. Брюсов, отказываясь видеть конструктивные признаки народного стиха в его тонической организации, ограничиваются регистрацией различных стилистических элементов (параллелизм членов, счет «значимых» выражений и образов), размещение к-рых признают для народной поэзии стихообразующим. Один из самых характерных его видов — былинный стих — состоит из трех «прозодических периодов», т. е. несет три главенствующих фразовых ударения, из к-рых первое чаще всего падает на третий слог стиха, а дальнейшие разделены слоговыми промежутками, колеблющимися от одного до трех слогов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: