Принципы антимонопольной политики

В первом вопросе нашей лекции мы выяснили, что совершенная конкуренция характеризуется неспособностью отдельных продавцов влиять на цену товара, так как ни одна конкурентная фирма не имеет достаточно большой доли рыночного предложения. Монополия же характеризуется концентрацией производства в руках владельцев единственной фирмы, что дает ей возможность влиять на цену производимого товара. Монополия - это рыночная структура, в которой одна фирма является единственным поставщиком продукта, не имеющего близких заменителей.

Монополия - высшее проявление несовершенной конкуренции. В условиях монополизации рынка само существование конкуренции может быть признано лишь с большими оговорками. Ведь конкуренция предполагает разделение экономической власти, наличие у потребителя выбора. Именно поэтому происходит состязание между производителями за сбыт однородной продукции, у них возникает стремление наилучшим образом удовлетворить запросы потребителя. В условиях монополии потребителям противостоит единый производитель-гигант. Хочет или не хочет того потребитель, он вынужден пользоваться продукцией монополиста, соглашаться на его ценовые условия.

Как видно из рис. 2.1, основой власти монополиста во многом служит уникальность или незаменимость его продукции. Может ли потребитель добровольно отказаться от услуг монопольного поставщика электроэнергии и заменить ее чем-то в домашнем хозяйстве? Способны ли угольные предприятия перевозить свою продукцию без помощи железной дороги? Отрицательный ответ на подобные вопросы очевиден. Особое положение на рынке позволяет монополисту диктовать потребителям свои условия с позиции силы. Укрепляет власть монополиста над рынком и полнота владения необходимой информацией. Обслуживая всех потребителей отрасли, он точно знает характеристику рынка, может оперативно и с абсолютной точностью отслеживать изменения объемов продаж и, конечно, в деталях осведомлен о ценах, которые сам же и устанавливает.

Рис. 2.1. Черты монополии

Сочетание всех этих обстоятельств создает для монополиста исключительно выгодную обстановку и благоприятные предпосылки для получения сверхприбылей. Очевидно, однако, и то, что эти преимущества теряют свою силу, появись в отрасли хотя бы еще один производитель-конкурент. В этом случае монополисту немедленно пришлось бы перейти от диктата по отношению к потребителю к скрупулезному учету потребностей и даже капризов последнего.

Именно поэтому монопольная структура рынка там, где она существует, защищена целой системой практически непреодолимых барьеров на пути вторжения в отрасль независимых конкурентов.

Выделим основные типы барьеров:

- исключительные права, полученные от правительства, например, на продажу спиртных напитков, проведение лотереи, услуги связи и т.д.;

- патенты и авторские права, гарантирующие на определенный период времени защиту от конкурентов при производстве новых продуктов и услуг;

- собственность на все предложения какого-либо ресурса, в том числе и на уникальные способности человека (певца, актера, хирурга и др.);

- эффект масштаба, преимущества низких издержек крупного производства, обусловленного монополизацией рынка;

- нелегальные методы борьбы с новыми потенциальными конкурентами.

В монополизированной отрасли эффективны лишь крупные предприятия. Шансы на возникновение монополии реальны лишь там, где такие предприятия способны существенно снижать издержки. Это создает высокий барьер перед всеми желающими проникнуть в отрасль, а при благоприятных для фирм-лидеров обстоятельствах позволяет им полностью монополизировать рынок.

Важным частным случаем монопольной структуры рынка, формирующейся на основе преимуществ крупного производства, являются естественные монополии. В отраслях базирования естественных монополий предприятие оптимального размера должно иметь мощности, рассчитанные на выпуск большего объема продукции, чем реальный размер рынка. Поэтому, чем больше компания, чем ближе она к полному охвату рынка, тем ближе ее размер к оптимальному и, сле­довательно, тем ниже издержки. Вот эти рекордно низкие издержки и служат естественным экономическим барьером для всех, стремящихся к вторжению в отрасль.

Если отвлечься от случая естественных монополий, то, кроме экономических барьеров, монополию обычно защищают барьеры правовые (легальные), причем нередко именно они играют решающую роль.

Самым распространенным источником легальных барьеров являются права собственности. Если в собственности некой фирмы оказываются, например, уникальные источники сырья, земли с особыми свойствами и т.п., это автоматически создает предпосылки для возникновения монополии. Важно лишь, чтобы производимый с использованием данных природных ресурсов продукт и сам был уникальным и незаменимым.

Легальной защитой пользуются и права интеллектуальной собственности. Так, надлежащим образом оформленное и зарегистрированное изобретение (подтверждающий это документ называется патентом) дает его владельцу монопольное право на производство соответствующей продукции в течение определенного времени. Владелец патента может сам осуществлять монопольное право, но может за вознаграждение в полном или частичном объеме предоставлять его другим лицам, выдавая лицензию, например,обладая правом продажи лицензии на производство и сбыт запатентованной продукции в определенной стране на условиях уплаты известного процента цены с каждой проданной единицы товара.

Напротив, отсутствие патента лишает изобретателя всяких привилегий. Так проявляется правовая природа данного барьера: есть патент - есть право, нет патента - нет и прав. Для современной России это обстоятельство имеет огромное значение, поскольку практически все изобретения советской эпохи не защищены международными патентами.

У барьеров, связанных с научно-техническими достижениями, есть не только правовая, но и чисто экономическая составляющая. Их собственник обладает уникальными знаниями, которые недоступны конкурентам вне зависимости от правовых норм. Ведь только первооткрывателю известны все детали и «подводные камни», касающиеся изобретения. Такого рода специальные знания принято называть ноу-хау (от англ. know how, буквально означающего «знаю как»), и они также оберегают монополию изобретателя от нарушения его прав.

Еще одним видом легальных барьеров может быть предоставление государством исключительных (монопольных) прав на производство или торговлю определенной продукцией только одной фирме. Чаще всего подобные исключительные права предоставляются по соображениям национальной или общественной безопасности.

В ряде стран продажу таких видов товаров, как оружие, наркотические вещества для медицинского использования, алкоголь осуществляет лишь одна государственная фирма. В России существует закон о государственной монополии на производство и продажу алкогольной продукции. Однако содержащиеся в нем нормы, вопреки названию, закрепляют не монополию, а лишь жесткий государственный контроль за этими видами деятельности.

В качестве барьеров на пути в монополизированную отрасль существует так называемая нечестная конкуренция. Крупный производитель в борьбе с более мелкими конкурентами обладает большими возможностями, фактически сводящимися к применению грубой силы. Так, конкурентов можно лишить доступа к сырью, кредитам, рынкам сбыта.

Схема здесь примерно одна во всех случаях. Вытеснить с рынка честной борьбой мелкого конкурента бывает довольно трудно. Но есть и иной путь. Допустим, можно обратиться к руководству фирм-партнеров, например, железных дорог, перевозящих грузы монополиста и грузы конкурента, торговых фирм, реализующих их товары, банков, предоставляющих кредиты, с ультиматумом: выбирайте, или мелкий конкурент, или наша корпорация. При этом учитывается, что за счет продуктов данной корпорации фирмы-партнеры делают значительную долю своего оборота, а за счет мелкого конкурента — сотые доли процента. Поэтому ответ на ультиматум очевиден. Под благовидным пред­логом перестанут закупать продукцию мелкого конкурента, откажутся ее перевозить, прекратят кредитование и т.п. В результате появляется возможность вытеснить конкурента и установить монополию даже там, где честным путем она никогда бы не сложилась.

Распространенной разновидностью нечестной конкуренции является демпинг - умышленная продажа продукции ниже себестоимости с целью вытеснения с рынка конкурента. Крупная фирма потенциальный монополист имеет большие финансовые резервы. Поэтому она способна долго торговать себе в убыток по заниженным ценам, вынуждая к тем же действиям конкурента. Когда последний не выдержит и разорится, монополист вновь поднимет цены и компенсирует свои убытки.

Особенно много возможностей нечестной конкуренции таится в современной рекламе. Имея большой рекламный бюджет, что всегда легче для фирмы-гиганта, можно легко опорочить продукцию конкурентов или внушить неверные представления о своих изделиях. Поэтому задача государства состоит в жестком пресечении любых форм нечестной практики, что, впрочем, не исключает ее возрождения во все новых и новых видах.

Особо высокая степень несовершенства рынка при монополии проявляется в том, что типичные последствия несовершенной конкуренции реализуются на этом рынке с особой силой, а именно наблюдаются:

· существенное недопроизводство товаров по сравнению с конкурентным уровнем;

· значительное завышение цен в сравнении с величиной, которая сложилась бы при совершенной конкуренции;

· тенденция к постоянному получению экономической припыли.

Полное отсутствие конкурентов на рынке позволяет монополисту резко ограничивать предложение, при этом уровень цен поднимается до экономически обоснованного, с точки зрения монополиста, максимума. Хотя даже наличие в отрасли единственного конкурента позволяет выбросить на рынок дополнительную, по сравнению с монопольным уровнем, продукцию, что вызывает некоторое снижение цен.

Что касается экономической прибыли, ее появление вполне может быть преходящим явлением. В первом вопросе мы рассмотрели, в частности, как приток новых фирм в отрасль разрушает экономические прибыли в долгосрочном периоде на рынке совершенной конкуренции. Иная ситуация существует при монополии. В силу непреодолимости барьеров для входа в отрасль здесь помимо воли монополиста не создаются новые производственные мощности. То есть в экономическом смысле краткосрочный период никогда не сменяется долгосрочным, если только это не обещает принести дополнительную прибыль монополисту. Поэтому, однажды возникнув, экономическая прибыль присваивается монополистом на постоянной основе. Другое дело, что монополия может стать убыточной из-за автономного падения спроса ниже ее средних валовых издержек. Например, отрасль становится убыточной, если ее продукция даже по минимальным, окупающим издержки, ценам оказывается никому ненужной. На практике такое случается со старыми, умирающими отраслями. В этой ситуации монополист должен ликвидировать свое производство. Ведь коммерческое предприятие, убыточное в долгосрочном периоде, не имеет права на существование. Однако потеря целой отрасли - тяжелое испытание для всей экономики. Поэтому обычно дело заканчивается национализацией монополии с выплатой ее владельцам соответствующей компенсации и дальнейшим функционированием фирмы в качестве государственного предприятия. Убытки в этом случае покрываются за счет бюджета.

Своеобразным способом смягчения остроты недопроизводства без нарушения интересов монополиста является цено­вая дискриминация. Она предполагает продажу одинаковых товаров и услуг разным покупателям по разным пенам. Пользуясь своим исключительным положением на рынке, монополист выявляет наиболее платежеспособных клиентов и заставляет их платить больше.

Еще одной особенностью рыночного поведения монополистом является Х-неэффективностъ. Этот общепринятый термин, как ни странно, заимствован из русской литературы. Описывая потенциал русской и французской армий в «Войне и мире», Лев Толстой кроме материальных факторов (численности войск, их вооружения и др.) выделил еще и х-фактор - боевой дух войска. Присутствие или отсутствие х-фактора предопределяет эффективность, с которой будут использованы материальные факторы силы. В результате чего малое и плохо вооруженное войско может порой наголову разбить превосходящие силы противника.

С легкой руки американского экономиста X. Лейбенстайна этот термин стал активно использоваться применительно к монополии. Дело в том, что при всех типах рынка поддерживать боевой дух «экономического войска» на высоком уровне фирму волей-неволей вынуждают конкуренты. Если фирма не будет, например, снижать издержки до минимально возможного уровня, ее продукция окажется дороже, чем у соперников, и ее перестанут покупать.

Согласно X. Лейбенстайну, Х-неэффективность возникает всегда, когда фактические издержки при любом объеме производства выше средних валовых издержек. Даже при совершенной конкуренции возможна Х-неэффективность (рис. 2.2). В этих условиях фирма уве­личивает производство до той точки, где пересекутся предельные и средние валовые издержки. В нашем случае - до минимума АТС (на рис. 2.2 она обозначена как точка А). Если реальные издержки превышают ми­нимальные АТС на величину АВ, то при производстве Qс возникает Х-неэффективность. Однако в условиях совершенной конкуренции подоб­ная ситуация есть исключение из правил, поскольку фирмы с Х-неэффективностью обречены на гибель. Совсем иная ситуация складывается на монопольном рынке. Объем производства сокращается с Qс до Qm, a Х-неэффективность (отрезок CD) заметно увеличивается.

Рис. 2.2. Определение Х-неэффективности

В случае с монополией естественный ограничитель отпадает: конкурентов у монополиста нет. Именно поэтому для фирм-мопополистов свойственно понижение эффективности использования ресурсов. Все ненужные расходы - от зарплаты лодыря-рабочего до роскоши кабинетов высших менеджеров - могут быть включены в издержки. Лишенный выбора покупатель будет вынужден их оплачивать. В целом Х-неэффективностью называется бесхозяйственное ведение дела, ведущее к увеличению совокупных издержек выше объективно обусловленного уровня.

В экономической теории различают следующие виды монополий:

1. Чистая монополия представлена ситуация с единственным продавцом товара, не имеющего близких заменителей. Понятие «чистая монополия» является абстракцией, так как практически отсутствуют продукты, у которых нет заменителей. Ситуация с чистой монополией скорее характерна для местного рынка, чем для общенационального, так как на местном рынке услуги почты, парикмахера, стоматолога могут быть расценены как услуги единственного продавца товара, не имеющего близких заменителей.

2. Закрытая монополия - монополия, защищенная от конкуренции с помощью юридических ограничений, патентной защиты, института авторских прав.

3. Естественная монополия характеризует отрасль, в которой долгосрочные средние валовые издержки достигают минимума лишь тогда, когда фирма обслуживает весь рынок целиком. В этой ситуации разукрупнение фирмы приведет к потере эффективности и экономии от эффекта масштаба.

4. Открытая монополия возникает в случае, если фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо, обычно нового товара, не обладая специальной защитой от конкуренции. Открытая монополия будет существовать до тех пор, пока не появится другой производитель аналогичной продукции.

5. Простая монополия - фирма-монополист продающая свою продукцию по одной цене всем потребителям.

В целях упрощения анализа именно последний вид монополии будет рассмотрен в нашей лекции при определении цены и объема выпуска фирмы-монополиста в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Выделение отдельных видов монополии весьма условно, так как некоторые фирмы могут одновременно принадлежать к нескольким видам.

Спрос и предельный доход в условиях простой монополии.

Фирма обладает монопольной властью тогда, когда она может воздействовать на цену своего товара, изменяя его количество, которое она готова продать. Ограничивая объем продаж, фирма устанавливает более высокую цену на свою продукцию и получает экономическую прибыль. Обладание монопольной или рыночной властью означает, что кривая спроса на продукцию монополии имеет отрицательный наклон. Существуют три следствия нисходящей кривой спроса монополии:

1) Цена, которая в отличие от совершенной конкуренции, превышает предельный доход. Дело в том, что фирма может продать дополнительную единицу продукции только при условии понижения цены. При этом понижение цены касается не только последней единицы продукции, но и всех предыдущих. Следовательно, предельный доход будет ниже цены.

2) В связи с тем, что кривая спроса выражает обратную зависимость между ценой и объемом выпуска, монополист одновременно выбирает и цену, и объем выпуска.

3) Максимизирующий прибыль монополист будет выбирать объем выпуска и цену, соответствующие эластичному отрезку кривой спроса (см. рис. 2.3).

 
 

Рис. 2.3. Эластичный и неэластичный отрезки кривой спроса монополии

На рисунке видно, что отрезок I кривой спроса D монополии является эластичным, так как при уменьшении цены любая дополнительная единица выпуска, соответствующая данному отрезку, увеличивает совокупный доход (ТR). Предельный доход (МR) является положительным. При понижении цены, соответствующем неэластичному отрезку II, прирост ТR уменьшается, а МR становится отрицательным. Очевидно, что монополист не станет снижать цену на неэластичном отрезке, поскольку это становится невыгодным.

Поскольку чистая монополия отличается тем, что весь рынок принадлежит одному производителю, безраздельно обладающему возможностью и правом производства товара, не имеющего аналогов, спрос в этом случае совершенно неэластичен по цене. Чистый монополист обладает полной властью над ценой и устанавливает такой объем выпуска, который принесет ему максимальную ренту, т.е. сверхприбыль. Он пользуется тем, что спрос на уникальный, ничем не заменимый товар, практически не реагирует на изменение цены, оставаясь на прежнем уровне, например, спрос на лекарство, спасающее от смертельного недуга и т.п. Заметим, что чистая монополия не регулируется государством. Тем не менее, при полной, казалось бы, свободе монополиста в ценообразовании, существует некий ограничитель - это уровень максимального дохода покупателей и, как не странно, здравый смысл. Поэтому в совре­менной жизни не всегда можно найти пример чистой монополии с неэластичным спросом по цене.

Более реалистичной является модель монополии с эластичным спросом по цене. Власть монополиста над ценой в данной модели высока, но вместе с тем, она ограничена платежеспособностью покупателей. Близких аналогов его продукции нет, либо существует частичный субститут. Поэтому в пределах своего рынка монополист обладает властью над ценой, которая реализуется не в повышении, а, наоборот, в снижении цены на его товар. Действительно, как еще можно расширить спрос и увеличить объем продаж? Монополист использует эффект дохода (определение данной категории см. в лекции «Основы теории спроса и предложения»). Чтобы продать большую партию товара, нужно снизить цену на весь товар. В этом и проявляется эластичность спроса по цене.

В то же время производитель, занимающий монопольное положение на рынке, выпускает меньше продукции, чем необходимо обществу, создавая некоторый дефицит. В результате товар продается по более высокой, чем при совершенной конкуренции цене, превышающей все виды издержек монополиста, включая альтернативные. Получается, что прибыль монополии основывается на искусственно создаваемом дефиците и монополист «обкрадывает» общество.

Но давайте представим себе «добропорядочного» монополиста, для которого важнее повысить общественное благосостояние, чем собственную прибыль. Ради всеобщего блага он захочет произвести столько товара, сколько требуется обществу, отказавшись от прибыли. Однако, каким бы альтруистичным ни был монополист, он должен подчиняться законам рационального экономического поведения: эффективно использовать ресурсы и производить оптимальное количество продукции. Из первого вопроса лекции мы узнали, что оптимальный объем выпуска достигается при выравнивании предельных издержек и предельного дохода (МС = МR). Это правило работает и в условиях несовершенной конкуренции, распространяясь на чистого монополиста с эластичным спросом по цене.

Итак, при наличии эластичного спроса по цене монополист должен снижать цену для продажи каждой следующей единицы (или партии) товара. Это значит, что весь объем продукции полностью (включая его предыдущее количество) должен быть продан по более низкой цене, т.е. по цене последней единицы (или партии) товара. Следовательно, цена товара монополиста и его предельный доход зависят от объема продаж.

Рассмотрим, почему альтруистично настроенный монополист, даже при желании, не может действовать на рынке, как совершенный конкурент, подчиняясь правилу оптимизации МС = МR. Дело в том, что у монополиста спрос на товар D(Р) и предельный доход от продажи товара (МR) ведут себя не так, как в условиях совершенной конкуренции.

Вспомним, при каких условиях фирма достигает равновесия? Оно характеризуется равенством спроса и предложения: D(Р) = МС = АС. Причем для совершенного конкурента с этими равновесными значениями совпадает и величина его предельного дохода (МR): в условиях совершенной конкуренции функции предельного дохода и спроса совпадают D(Р) = МR.

Крупная фирма, монополизировав рынок, получает власть над ценой. В чем она проявляется? Можно предположить, что власть над ценой проявляется в том, что монополист манипулирует ценами, как ему вздумается. Пользуясь положением единственного производителя, он беспредельно повышает цены, не боясь сокращения спроса. Ведь покупатель никуда не денется - других производителей нет. Однако, это только миф. Напротив, обладая властью над ценой, монополист имеет возможность значительно расширить сбыт, идя по пути снижения цены, а не ее повышения. Если спрос эластичен по цене, то зачем повышать цену и сокращать сбыт? Монополист, как правило, снижает цену товара для расширения объема продаж и увеличения своей прибыли.

По мере снижения цены предельный доход (МR) изменяется быстрее, чем спрос на товар. В связи с этим функция предельного дохода монополиста отделяется от функции спроса и проходит под ней, что отражено на рис. 2.4.

Из графика видно, что функция предельного дохода (МR) изменяется с большей скоростью, чем функция спроса D(Р), эластичного по цене.

Исходя из рационального экономического поведения монополист остановится на оптимальном объеме выпуска по правилу: МС = МR, объективно выпуская меньше продукции, чем необходимо обществу, что обеспечивалось бы в условиях совершенной конкуренции.

Рис. 2.4. График спроса монополиста D(Р) и его предельного дохода МR


Рис. 2.5. Монополия с эластичным спросом по цене при равновесии

Равновесие монополии с эластичным спросом по цене изображено на рис. 2.5. Мы видим, что объем производства QE соответствующий равенству спроса и предложения D(Р) = МС = АС при совершенной конкуренции, меньше, чем объем QM,, который производит монополист при МС = МR. Именно потому, что равновесный объем выпуска монополиста несколько меньше потребностей отрасли (Qм < QE), монополист даже в состоянии равновесия фирмы получает сверхприбыль (экономическую прибыль).

Итак, монополист, обладая властью над ресурсами и над ценой, совершенно объективно недопроизводит часть продукции, требующейся обществу в объеме QЕ. Он выпускает меньший объем продукции (Qм). Это объясняется тем, что функция его предельного дохода проходит под функцией спроса и снижается быстрее, чем цена. Поэтому функция МС быстрее пересечется с МR, чем с АС и D(Р). Равенство МС = МR наступит раньше и при меньшем объеме продукции Qм, чем в условиях совершенной конкуренции. В результате на рынке создается некоторый дефицит, и, как следствие, более высокие цены.

Рассмотрим, как устанавливается цена в условиях монополии. Если из точки Qм (см. рис. 2.5) провести пунктирную линию вверх до функции D(Р), то можно определить цену данного объема продукции (Рм,), которая откладывается по вертикали. Мы увидим, что цена монополиста м) выше его средних валовых издержек (АТСМ.). Поэтому даже в положении краткосрочного равновесия при оптимальном объеме производства, который определяется равенством МС = МR, цена монополиста на рынке всегда высокая. Она выше не только предельных издержек и предельного дохода (МR = МС < Р), но и средних валовых издержек (АТС). Происходит это по причине рассмотренной выше ситуации учета монополистом вида ценовой эластичности спроса на его товар.

Из графика 2.5 видно, что функция спроса монополиста очень неэластична по цене, т.е. спрос слабо реагирует на ее повышение. Со­ответственно, если двигаться в направлении от QЕ до , мы уви­дим, что цена растет быстрее, чем средние издержки монополиста. Итак, цена монополиста м), соответствующая объему выпуска (QМ) даже в условиях равновесия выше, чем МС и АСМ, что создает сверхприбыль в объеме М-АСМ) * Qм. На рис. 2.5 получаемая монополистом величина прибыли обозначена заштрихованным прямоугольником.

Таким образом, чем больше разница между МС и Р, тем выше степень власти монополиста над ценой и больше величина его сверхприбыли, основанной на недопроизводстве продукции по сравнению с потребностями общества.

Та часть продукции, которую общество недополучает в связи с особенностью монопольной организации производства и ценообразования, заключающейся в создании искусственного дефицита, называется «мертвым убытком» или чистыми, безвозвратными потерями общества. На рисунке 2.6 «мертвый убыток» представлен в виде заштрихованной фигуры Е1Е2Е3, состоящей из двух частей: потерянной части ренты потребителя КЕ3Е1 и невосполнимой потери части ренты производителя Е2КЕ1, что в сумме является чистой потерей для всего общества.

Заметим, что монополизм перекраивает выигрыш потребителя, поскольку часть его переходит в пользу монополиста. Для наглядности можно сравнить на рис. 2.6 величину выигрыша потребителя при совершенной конкуренции (все, что заштриховано выше конкурентной цены Рк над линией РкЕ1) и при монополии (заштрихованная область над це­ной монополиста Рм, т.е. выше линии РмЕ3). В условиях монополии производится меньше продукта, чем при совершенной конкуренции, поэтому и цена на продукцию монополиста выше. Это и сокращает выигрыш покупателя в пользу производителя.

Итак, недопроизводство продукции, некоторый дефицит по сравнению с потребностями общества, является неотъемлемой чертой несовершенной конкуренции при любом виде монополии. Важен вывод: чем выше власть монополиста над ценой, тем больше он недопроизводит продукции и тем выше чистые потери общества.

Рис. 2.6. Мертвый убыток (чистые потери общества) при монопольном производстве

Специфика монопольного ценообразования позволяет применять неодинаковую ценовую политику по отношению к группам населения с различными доходами, устанавливая для них разные цены на одну и ту же продукцию. Так, если термин «дискриминация» означает ущемление в правах, неравенство в правах, то «ценовая дискриминация» означает неравенство в ценах, т.е. отсутствие возможности у различных категорий покупателей приобрести товар по одинаковой цене. Существует несколько приемов ценовой дискриминации. Мы представим характеристику дискриминации первой, второй и третьей степени.

Ценовая дискриминация первой степени, как идеальный вариант заключается в продаже товара каждому покупателю по максимально высокой цене, которую он может заплатить. Для этого нужно вести переговоры с каждым покупателем в отдельности и обладать информацией о его доходах. Если бы это удавалось, то монополист полностью присваивал бы ренту потребителя, продавая каждый товар по индивидуальной цене, но, разумеется, не ниже своих предельных издержек. Тогда в каждом случае продажи товара, как и в условиях совершенной конкуренции, предельный доход монопо­листа совпадал бы с величиной индивидуального спроса. При этом сверхприбыль монополиста была бы максимальной.

В реальной жизни широкое применение ценовой дискриминации первой степени сопровождается большими трансакционными издержками на выявление финансовой информации о клиенте и на ведение переговоров при продаже каждой единицы товара, что уменьшало бы прибыль монополиста. Поэтому в качестве примера можно представить сферу предоставления товаров и услуг по индивидуальному заказу, когда «уторговывание» ведется с каждым покупателем отдельно, например, услуги адвоката, уникального по вокалу исполнителя, модельера и т.д. Ценовая дискриминация первой степени также хорошо применима на аукционных торгах.

Ценовая дискриминация второй степени используется при установлении различных цен на один и тот же товар в зависимости от количества, в котором он закупается. Такая ценовая политика широко применяется, прежде всего, в оптовой торговле. Наименьшая цена устанавливается на товары, закупаемые крупным оптом, при закупке того же самого товара средним или мелким оптом цена возрастает. В розничной торговле данный товар будет продаваться по еще более высокой цене. В данном случае используется принцип обратной зависимости цены от объема продаж.

В ценообразовании на электроэнергию также присутствует ценовая дискриминация второй степени, но уже с прямой зависимостью цены от объемов продаж. Чем больше объем потребления, тем выше стоимость электроэнергии, и наоборот. Так, например, для предприятий устанавливается определенная норма потребления электричества. Превышение этой нормы, т.е. перерасход электроэнергии, соответственно оплачивается по более высоким тарифам в соответствии с тарифной сеткой, разработанной по принципу: выше расход - выше цена.

Ценовая дискриминация третьей степени - вид ценовой политики фирмы, при которой покупатели разделяются на группы с различной эластичностью спроса по цене и каждой группе одинаковые товары продаются по разным ценам (рис. 2.7).

 

Рис. 2.7. Выигрыш продавца при ценовой дискриминации третьей степени (заштрихованная область). Расширение общего дохода: ТR= ТR1 + ТR2

На рисунке 2.7 изображено разделение рынка на два сегмента: дорогой и дешевый. Общий доход (ТR), полученный на обоих рынках, больше, чем на одном из них. Заметим, что эластичность спроса на дорогом рынке низкая и расширить общий доход за счет снижения цены невозможно (вспомните эластичность спроса по цене, когда ). Напротив, это хорошо удается на дешевом рынке.

Данный вид ценовой дискриминации позволяет монополисту расширить возможности получения прибыли. Суммарная прибыль, полученная со всех сегментов рынка, в совокупности составит больший выигрыш монополиста, чем при расширении продаж за счет снижения цены на одном несегментированном рынке. Однако этот вид ценовой дискриминации ограничен в применении. Он может использоваться только при условии, что существуют надежные барьеры между сегментами рынка и покупатели дорогого рынка не могут воспользоваться товарами или услугами более дешевого рынка. Такими барьерами может служить порождаемая различиями в доходах разница в привычках и образе жизни покупателей, асимметричность информации. Например, один и тот же товар может продаваться в элитном, дорогом магазине и в магазинах для обычного, массового покупателя со средним доходом. Однако покупатели дорогих магазинов, во-первых, могут не знать, что тот же самый товар где-то еще продается намного дешевле, да и нет времени заниматься поисками дешевых рынков, и они будут покупать там, где принято и привычно. Во-вторых, воспользоваться дешевым магазином зачастую мешают соображения престижа и сознания собственной элитарности, что заставляет появляться только в тех местах, где принято в данном кругу. Эластичность спроса по цене у таких покупателей низкая. Монополисту выгодно удерживать высокие цены и, следовательно, высокую норму прибыли на единицу товара. Другой сегмент рынка, который составляет широкая масса покупателей, как правило, очень чувствителен к изменению цены. Высокая эластичность спроса позволяет значительно расширить объем про­даж за счет снижения цены при низкой прибыли на единицу товара.

Весьма надежным является разграничение покупателей по возрасту, полу, гражданству. Широко практикуются скидки на детские билеты, которые к тому же помогают увеличить объем продаж и билетов для взрослых. Во многих странах дифференцируется стоимость внутренних пассажирских перевозок (поездом, самолетом), билетов в музеи и т.д. Для иностранцев цена, как правило, выше, чем для местных граждан. Различаются тарифы на электроэнергию, используемую в производственных и бытовых целях. Кто не встречал объявлений у входа на дискотеку: «Девушкам вход бесплатный», или скидок для представительниц слабого пола в Международный женский день.

Не следует путать ценовую дискриминацию с дифференциацией товара по качеству, когда один и тот же товар продается по разным ценам в зависимости от качества, ведь, как правило, более качественный товар стоит дороже, менее качественный - дешевле. В конечном итоге любой вид ценовой дискриминации применяется к покупателям, приобретающим один и тот же недифференцированный товар, а именно, товар, не различающийся по качеству, внешнему виду и другим признакам.

Монополия сопряжена, с целым набором резко отрицатель­ных последствий для экономики страны. Недопроизводство, завышенные цены, неэффективное производство при этом состав­ляют лишь вершину айсберга монополистических злоупотребле­ний. Те же причины, которые вынуждают клиента фирмы-монополиста мириться с высокими ценами, заставляют его соглашаться с плохим качеством продукции, ее устарелостью (замедлением технического прогресса), отсутствием сервиса и другими прояв­лениями пренебрежения интересами потребителя. Еще более опасно то, что монополия полностью блокирует меха­низмы саморегуляции рынка. Плохая и дорогая продукция может появиться и в немонополизированной отрасли. Но там подобные слу­чаи носят временный характер. Конкуренция быстро расставляет все на свои места. Недобросовестный производитель либо меняет свое отно­шение к делу, либо вытесняется с рынка конкурентами.

Всевластию же монополиста в силу непреодолимости барьеров па пути в отрасль ничто не грозит даже в длительном плане. В таких условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводящее сознательную антимонопольную политику. Неслучайно в наше время нет ни одной развитой страны, где бы отсутствовало специальной анти­монопольное законодательство и не было бы специального органа вла­сти для надзора за его исполнением.

Высокая экономическая эффективность естественных монопо­лий делает абсолютно недопустимым их дробление. Это, однако, не означает, что государство может воздержаться от регулирова­ния естественных монополий. Ведь бесконтрольная деятельность естественных монополий способна принести значительный вред. Монополисты пытаются решить свои проблемы прежде всего за счет повышения тарифов и цен. Последствия этого для эконо­мики страны самые разрушающие: увеличиваются издержки производства в других отраслях; распространяются неплатежи; парализуются межрегиональные связи. И это не абстрактная теория. Вся российская деловая пресса последних лет полна жалобами промышленных предприятий на вздутые железнодо­рожные тарифы, сверхбыстро растущие цены на энергию и т.п. При этом естественный характер монопольного положения, хотя и создает возможности для эффективной работы, отнюдь не гарантирует, что эти возможности будут на практике реализованы. Ведь существует механизм х -неэффективности. Действительно, теоретически РАО «ЕЭС России» может иметь более низкие издержки, чем несколь­ко конкурирующих электроэнергетических фирм. Но где гарантии того, что оно захочет удерживать их на минимальном уровне, а скажем, не станет раздувать расходы высшего руководства фирмы.

Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном контроле за ценообразованием на естественно-монопольные товары и за объемом их производства (например, целесообразно определять круг потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию).

Одна из сложных проблем, касающаяся естественных монопо­лий, относится к их статусу: следует ли этим компаниям быть государственными или частными? Истоки этой проблемы свя­заны с тем, что естественные монополии являются весьма спе­цифическими субъектами экономики, которые никогда не функ­ционируют по чисто рыночным принципам. Если естественные монополии исключают конкуренцию; если потребитель абсолют­но лишен выбора; если цены и объемы производства определя­ются не действием рыночных сил, а либо произволом монополи­ста, либо решениями государства; если нарушаются многие другие механизмы функционирования рынка - если все это так, то не лучше ли управлять естественными монополиями не как частными, а как государственными предприятиями? Экономическая наука не выработала однозначного ответа на этот вопрос. Во многих развитых государствах с рыночной экономикой естественные монополии находятся в общенациональной собственно­сти, но не меньше стран, где они являются частными.

Обычные аргументы в пользу национализации естественных монополий связаны с тем, что на государственном предприятии легче проводить правительственную политику в отношении цен, тарифов, объемов производства и т.д. (напомним, что регулирование этих пара­метров неизбежно в любом случае – и при частной, и при государственной собственности). Кроме того, государственная собственность исклю­чает злоупотребления с целью обогащения владельцев. Там, где частный; монополист будет ради своих прибылей выколачивать из потребителей каждую копейку, государственный монополист скорее всего займет умеренную позицию. Ведь прибыль - отнюдь не главная его цель. Если же естественная монополия убыточна, то и вовсе не понятно, что может удерживать частный капитал в таком предприятии.

Аргументы против национализации связаны с опасениями пони­жения эффективности работы естественных монополий. Не имея надоб­ности ориентироваться в первую очередь и превыше всего на коммер­ческий успех, директор такой фирмы превращается в государственного чиновника. Он с готовностью выполняет любые, самые нелепые указа­ния, лишь бы они соответствовали желаниям начальства. Повышаются на государственном предприятии и иждивенческие настроения: нече­го бояться убытков, все расходы будут покрыты из бюджета. Наконец, возрастает опасность коррупции: слишком большие объемы государ­ственных, но «ничьих лично» денег проходят через кассы монополи­ста. При сложном характере коммерческой деятельности таких пред­приятий уследить за всеми потоками этих денег бывает трудно. Таким образом, серьезные аргументы есть у обеих сторон. На практике вопрос о праве собственности чаще всего решается в духе национальных традиций.

В отличие от естественной искусственная (или предприниматель­ская) монополия складывается в тех отраслях, где единственный производитель не обладает повышенной эффективностью по сравнению с несколькими конкурирующими фирмами. Уста­новление монополистического типа рынка поэтому не является неизбежным для такой отрасли, хотя на практике может и сло­житься, если будущему монополисту удастся устранить конку­рентов.

Употребление термина «искусственная (предпринимательская) монополия» в экономической и правовой литературе отличается и еще одной особенностью: этими понятиями объединяют и достаточно ред­ко встречающееся на рынке господство единственного монополиста, и более распространенную ситуацию преобладания на нем нескольких в той или иной форме сотрудничающих фирм. То есть речь сразу идет о чистой монополии и двух разновидностях олигополии - картеле и картелеподобной структуре рынка. Такое расширительное толко­вание термина «монополия» оправдано тем, что в данных случаях доминирующие на рынке фирмы в той или иной мере способны дей­ствовать как единое целое, т.е. проявляют признаки монополисти­ческого господства.

Главной целью всякой антимонопольной политики является пре­сечение монополистических злоупотреблений. По отношению к естественным монополиям эти цели достигаются прямым вме­шательством государства в их деятельность, в частности путем принудительного установления цен.

В случае искусственного монополизма основным направлением регулирования является противодействие формированию таких моно­полий, а порой и разрушение уже сложившихся. Для этого государство использует широкий спектр санкций: это и предупредительные меры (скажем, запрет слияний крупных фирм), и разнообразные, причем часто очень крупные штрафы за ненадлежащее поведение на рынке (например, за попытку сговора с конкурентами), и прямая демонопо­лизация, т.е. принудительное раздробление монополиста на несколько независимых фирм.

В каких же случаях государство прибегает к этим мерам? Осно­ванием для приведения в действие антимонопольной политики является наличие любого из двух основных признаков монопо­лизации рынка, а именно:

· концентрация очень большой доли рынка в руках одной фирмы;

· переплетение ведущей фирмы с конкурентами.

Для того, чтобы регулировать поведение монополиста, общество в лице государства использует антимонопольное законодательство. Например, США знамениты своими антитрестовскими законами, которые постоянно совершенствуются и действуют по сей день. Антимонопольное законодательство регулирует недобросовестное поведение монополиста, которое легко осуществимо, прежде всего, из-за высокой власти монополиста над ресурсами и над ценой. Разница между рыночной ценой продукции (Р) и предельными издержками монополиста (МС) не должна превышать установленный критерий. Монополизация отрасли должна быть общественно эффективной, не наносить вреда обществу, оставляя в экономике место для добросовестной конкуренции. Поэтому антимонопольное законодательство, действующее во всех странах, устанавливает рамки и правила слияний и поглощений компаний, уровень монополизации экономики, а следовательно, и степень власти монополиста над ценой.

При определений степени концентрации в той или иной отрасли государство обычно ориентируется на три показателя деятельности крупнейших компаний:

- размеры оборота;

- число занятых;

- величина капитала.

Наиболее важным из них с точки зрения антимонопольной поли­тики является доля оборота фирмы на конкретном рынке, поскольку именно она показывает, какую часть общего предложения товара кон­центрирует данная фирма. Для измерения рыночной доли ведущих фирм экономистами предложен ряд индексов.

В ходе изучения второго вопроса мы выяснили, что монопольная власть является величиной, обратной эластичности спроса на продукцию фирмы (1/Е). Опираясь на это положение, А.П. Лернер в 1934 г. предложил следующий индекс для расчета степени монополизации отрасли (рынка):

где IL - лернеровский индекс монопольной власти;

Рm - монопольная цена;

МС - предельные издержки;

Е - эластичность спроса на продукцию.

В условиях совершенной конкуренции МС = Р. Следователь­но, IL = 0. Если IL представляет из себя положительную величину (IL >0), то фирма обладает монопольной властью. Чем выше этот показатель, тем больше монопольная власть.

Подсчитать такой показатель, однако, непросто в связи с труд­ностью расчета реальных предельных издержек. Поэтому на прак­тике предельные издержки (МС) заменяют средними (АТС). В этом случае ис­ходная формула может быть записана:

Если мы умножим числитель и знаменатель на Q, то получим в числителе прибыль, а в знаменателе - совокупный (валовой) доход:

Тем самым лернеровский показатель рассматривает высокие прибыли как признак монополии. В известной мере это справедливо, однако, бывают случаи, когда высокая норма прибыли не явля­ется однозначным признаком монополии. Это бывает тогда, когда велики различия между бухгалтерской и экономической прибы­лью, т.е. если не учитываются затраты на собственный капитал, особенно в капиталоемких отраслях, оплата предпринимательских способностей успешно функционирующего бизнесмена, операции с высокой степенью риска.

Для характеристики монопольной власти используется и по­казатель, определяющий степень концентрации рынка. Он назван в связи с фамилиями предложивших его ученых индексом Херфиндадя - Хиршмана (IНН) При его расчете используются данные об удельном весе продукции фирмы в отрасли. Предполагается, что чем больше удельный вес продукции фирмы в отрасли, тем больше потенциальные возможности для возникновения монополии. Все фирмы ранжируются по удельному весу от наибольшей до наименьшей:

IНН = S 1 2 + S 2 2 + S 3 2 + … Sn2 ,

где IНН - индекс Херфиндаля - Хиршмана;

S1 – удельный вес самой крупной фирмы;

S2 - удельный вес следующей по величине фирмы;

Sn – удельный вес наименьшей фирмы.

IНН может меняться от 0 до 10000.

Если в отрасли функционирует лишь одна фирма и мы имеем пример чистой монополии), то S1 = 100%, а IНН = 10 000.

Если в отрасли 100 одинаковых фирм, то S1 = 1%, a IНН = Sn2 x 100 = 100.

Преимущество данного индекса заключается в изучении относительных весовых долей каждой фирмы с акцентом на крупные предприятия. В соответствии с IНН отраслевые рынки делятся на три категории: 1) неконцентрированные отрасли с IНН менее 1000; 2) умеренно концентрированные отрасли с IНН от 1000 до 1800; 3) высококонцетрированные с IНН свыше 1800.

В США высокомонополизированной считается отрасль, в кото­рой индекс Херфиндаля - Хиршмана превышает 1800. Этот индекс широко используется в антимонопольной практике, однако следует помнить, что и он не дает полной картины, если не учитывается удель­ный вес продукции иностранных фирм на отечественном рынке.

Современные фирмы часто являются диверсифицированными, т.е. производят широкий спектр товаров. Поэтому следует иметь в виду, что для оказания монопольного воздействия на тот или иной сегмент рынка важна не общая стоимость оборота, а доля фирмы в удовлетворении потребностей в данном конкретном товаре.

Переплетение ведущей фирмы с конкурентами чаще всего реали­зуется в трех формах:

1. создание картеля;

2. система участия;

3. личная уния.

Система участия проявляется в том, что ведущая фирма владеет частью капитала фирм-конкурентов, или в том, что все основные кон­куренты перекрестно владеют частями, капитала, друг друга. Являясь фактически совладельцами единого капитала, подобные фирмы высту­пают на рынке как одно предприятие:

Личная уния состоит в том, что одни и те же лица управляют разными компаниями-конкурентами. Например, генеральный директор фирмы А может входить в совет директоров компании Б, глава кото­рой в свою очередь является членом директората компании А. Очевид­но, что действия обеих фирм в этом случае будут осуществлением совместно принятых решений.

Все формы переплетения фирм-конкурентов фактически име­ют характер сговора, когда внешне соперничающие друг с другом фир­мы в действительности выступают заодно, как правило, нанося этим ущерб потребителю. Именно поэтому они запрещены законами России и большинства развитых рыночных стран. За некоторые нарушения, связанные с созданием картелей, во многих странах предусмотрена уго­ловная ответственность. Обратим внимание на то, что речь идет о запре­те переплетения именно конкурентов, а не вообще всяких фирм. В противном случае ни одна фирма не могла бы быть совладельцем другой.

Кратко рассмотрим вопрос о государственном регулировании степени концентрации на рынке и, следовательно, о влиянии на размер фирм. С одной стороны, сосредоточение большой доли рынка в руках одной фирмы, бесспорно, способствует его моно­полизации. Исходя из этого, государство должно стремиться к недопущению слишком большой концентрации и препятство­вать формированию фирм-гигантов. С другой стороны, только крупные предприятия могут полноценно использовать положи­тельные стороны экономии на масштабах производства и другие преимущества гигантов. С этих позиций крупные размеры нацио­нальных компаний, напротив, способствуют их высокой эффек­тивности и потому должны поддерживаться государством. В связи с названным противоречием в практике проведения анти­монопольной политики постоянно сосуществуют (и вместе с тем конку­рируют) два подхода:

- поведенческий критерий применения санкций (государство применяет антимонопольные меры только в случае наличия доказан­ных монополистических злоупотреблений);

- структурный критерий применения санкций (государство автоматически вмешивается в случае превышения фирмой некой опре­деленной законом доли рынка).

Оба подхода имеют свои достоинства и недостатки.

Поведенческий подход точнее соответствует целям антимонополь­ной политики, поскольку направлен против реальных, а не потенциально возможных монополистических злоупотреблений. При его применении понижаются шансы необоснованного наказания крупного предприятия, не допускающего в своей практике таких нарушений. Недостатком же этого подхода является трудность его осуществления на практике.

Доказать, к примеру, необоснованное монополистическое завы­шение цен всегда довольно сложно. Ведь для этого нужно установить, что цена значительно превышает издержки. А издержки у монополиста либо могут быть исходно весьма велики в силу неэффективности, либо искусственно показаны выше фактического уровня с помощью трудно проверяемых бухгалтерских ухищрений. Поэтому юридически, на бумаге монопольная цена скорее всего не будет выглядеть как завы­шенная по сравнению с затратами. К тому же, даже если завышение цен будет доказано, как отделить нормальное повышение цен в силу благоприятной рыночной конъюнктуры от их искусственного вздува­ния самим монополистом?

В свою очередь структурный подход более прост в применении: достаточно установить долю рынка, приходящуюся на ту или иную фирму, и автоматически исчислить, следует ли против нее применять антимонопольные меры. Недостатком структурного подхода является неопределенность последствий его применения. Так, используя чисто механический образ действия, можно разрушить не только компании, злоупотребля­ющие своим монопольным положением, но и эффективно действу­ющие крупные фирмы, представляющие собой ядро национальной эко­номики.

Практика антимонопольного регулирования искусственных монополий в развитых странах обычно сочетает оба подхода. Функциональный подход преобладает по отношению к уже сло­жившимся фирмам-монополистам. Карательные меры против них при­нимаются обычно только по результатам судебного разбирательства конкретных монополистических злоупотреблений. При этом самые жесткие меры используются с большой осторожностью. Так, случаи принудительного раздробления фирм (демонополизации) во всем мире можно пересчитать по пальцам.

Структурный же подход в основном используется по отношению к вновь формирующимся монополистическим структурам. При этом если рост фирмы имеет естественный характер, т.е. если она отвоевывает все большую долю рынка благодаря высокому качеству и быстрому обнов­лению продукции, реализуемой по доступной цене, то никакие меры про­тив такой фирмы не принимаются вне зависимости от величины ее сегмен­та рынка. Зато когда новая компания формируется путем слияния с другими фирмами или их поглощения, антимонопольные органы тщательно следят, чтобы возникшая гигантская фирма ни на одном рынке, на которых она действует, не превысила бы определенной доли. Поведенческий подход более либерален но отношению к моно­полистам, зато при нем мала опасность навредить эффективно дейст­вующему крупному предприятию. Именно поэтому его и применяют к уже сложившимся и зарекомендовавшим себя фирмам. Структурный подход жестче, но опасней. По этой причине его целесообразно приме­нять в качестве предупредительных мер, когда существует лишь воз­можность будущей монополизации рынка.

Высокий уровень монополизации в современной России и его резко отрицательное влияние на экономику делают необходимым проведение в стране антимонопольной политики. Более того, Россия нуждается в демонополизации, т.е. радикальном сокра­щении числа секторов экономики, где установилась монополия. Монополизация российского рынка сложилась как «наследни­ца» государственного монополизма социалистической экономики, которая представляла собой нечто вроде единого народнохо­зяйственного комплекса, в котором каждое предприятие не было вполне автономно, а являлось составной частью общегосудар­ственной суперструктуры. При этом удовлетворение потребности всей страны в том или ином виде продукта часто поручалось всего одному-двум заводам. Добавим, что к тому же советские монополисты были узко специализированы. Причем дублирова­ние было минимальным или вовсе отсутствовало. Если в странах рыночной экономикимонополизация обычно проходила путем организационного объединения первоначально неза­висимых компаний, то социалистический монополизм базировался на сознательном создании только одного производителя (или очень узкой группы производителей).

Учитывая все это, можно сделать вывод: российские монополии по большей части не могут быть демонополизированы путем разукрупнения. На Западе демонополизация компаний-гигантов возможна путем их разделения на части. Российские монополии, напротив, сразу строились как единый завод или технологический комплекс, который принципиально не может быть разделен на отдельные части без полно­го разрушения.

Можно выделить три принципиальные возможности понижения степени монополизации:

1. прямое разделение монопольных структур;

2. иностранная конкуренция;

3. создание новых предприятий.

Возможности первого пути в современной России сильно огра­ничены. Единый завод на части не разделишь, а случаи, когда произво­дитель-монополист состоит из нескольких заводов одного профиля, почти не встречаются.

Второй путь - иностранная конкуренция - явился, вероятно, самым действенным и эффективным ударом по отечественному моно­полизму. Когда рядом с изделием производителя-монополиста на рынке находится превосходящий его по качеству и сопоставимый по цене импортный аналог, монополистические злоупотребления, становятся бессмысленными. Монополисту приходится думать о том, как бы вооб­ще не оказаться вытесненным с рынка.

В очень многих случаях из-за непродуманной валютной и тамо­женной политики импортная конкуренция оказалась избыточно силь­ной. Вместо того чтобы ограничить злоупотребления, она фактически уничтожила целые отрасли промышленности (вспомним про исчезнув­шие с прилавков отечественные телевизоры, радиоприемники, бытовые приборы, почти пропавший русский текстиль и многое другое).

Очевидно, что использовать столь сильнодействующее средство надо очень осторожно. Импортные товары, бесспорно, должны присут­ствовать на российском рынке, являясь реальной угрозой для наших монополистов, но не должны становиться причиной массовой ликви­дации отечественных предприятий.

Третий путь - создание новых предприятий, конкурирующих с монополистами, - предпочтителен во всех отношениях. Он устраня­ет монополию, не уничтожая при этом само предприятие-монополист. К тому же новые предприятия - это всегда рост производства и новые рабочие места. Необходимым условием реализации этого пути являет­ся длительный экономический подъем.

В долгосрочной перспективе все три пути снижения степени моно­полизации российской экономики, несомненно, будут использованы. Огромные трудности продвижения по ним, однако, заставляют прогнози­ровать, что в близком будущем хозяйство России сохранит высокомонополизированный характер. Тем большее значение в этих условиях приоб­ретает текущее регулирование деятельности монополий.

Итак, мы выяснили, что поведение монополиста отнюдь не заключается в стремлении «обобрать» покупателей, пользуясь положением единственного производителя на рынке или сегменте рынка. Сущность монополизма заключается в единоличном владении уникальными ресурсами и(или) технологиями, что позволяет иметь более низкие издержки производства и снижать цены для расширения сбыта, оставаясь при этом с прибылью. Вот какие преимущества дают монополисту барьеры для вступления в отрасль, ограждая его от конкуренции. Вме­сте с тем, эти барьеры препятствуют свободному переливу ресурсов из отрасли в отрасль, снижая их мобильность, а также не допускают конкурентных отношений на рынке.

На этих особенностях монополии основывается и второе важное отличие монополиста от совершенного конкурента - масштаб производства в рамках отрасли, позволяющий влиять на рыночную цену товара. Рациональное экономическое поведение любого производителя предполагает расширение объема продукции до уровня, при котором МС = МR. Для сбыта такого объема необходимо, как мы уже рассмотрели, снизить цену на весь товар. Вот почему предельный доход монополиста, как и любого несовершенного конкурента, сокращается быстрее, чем растет спрос на его продукцию. Такое поведение предельного дохода монополиста, как, впрочем, и любого несовершенного конкурента, кардинально влияет на положение фирмы в условиях равновесия и создает механизм получения сверхприбыли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: