Понятие конструирования и труда, их виды и значение в формировании личности дошкольника

Название конструктивной деятельности происходит от латин­ского слова constructio — построение.

Конструирование – процесс сооружения постро­ек и конструкций, в которых предусматривается взаимное распо­ложение частей и элементов и способы их соединения.

Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер, т.е. оно направлено на моделирование окружающего пространства в самых существенных чертах и отношениях. Такая специфическая направленность конструирования отличает его от других видов деятельности. За­нятия конструктивной деятельностью своеобразно влияют на психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте.

Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению (Комарова Т.С., 1991).

Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные поделки (игрушки, постройки) (Косминская В.Б., 1977).

Конструирование является довольно сложным видом деятель­ности для детей.

Виды. Детское конструирование может быть изобразительным и техническим.

В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают:

· конструирование из строительных материалов;

· конструирование из бумаги, картона;

· конструирование из подсобного (бросового) материала (коробок, катушек и других материалов);

· конструирование из природного материала.

Конструирование имеет значение прежде всего для развития у ребенка образного и элементов наглядно-схематического мышления, формирования у него представлений о целостном образе предмета. Так как ребенок, создавая конструкцию, т. е. модель какого-либо реального объекта, начинает совершенно иначе вос­принимать сам предмет, качество его восприятия неизмеримо воз­растает.

Значение. В процессе целенаправленного обучения конструированию осуществляется умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание детей.

У детей развиваются умение анализировать предметы окружающего мира, самостоятельность мышления, сосредоточенность внимания, тонкая наблюдательность, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности (целеустремленность, настойчивость в достижении цели; умения налаживать деловые отношения, слушать воспитателя, принимать умственную задачу и находить способ ее решения и т.п.).

Дети начинают понимать, что при выполнении задания важен не только практический результат, но и приобретение новых уме­ний, знаний, новых способов деятельности.

Переключение сознания детей на способы решения конструк­тивной задачи формирует умение контролировать свою деятель­ность с учетом поставленной задачи, т.е. появляется самоконт­роль. Ребенок учится управлять своими психическими процессами, что является важной предпосылкой для успешного обучения в школе.

Карл Маркс определяет труд, как универсальную сознательную деятельность человека, в которой он реализует себя, создает материальные и духовные ценности для удовлетворения сущностных потребностей. Труд — это деятельность, направленная на развитие человека и преобразование ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага. Такая деятельность может осуществляться либо по принуждению, либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому.

Отечественный социолог Верховин, дает определение трудовой деятельности. Трудовая деятельность, в его понимании, это относительно жестко фиксированный в пространстве и времени, целесообразный ряд операций и функций, совершаемых людьми, как правило, в рамках производственных организаций. В результате трудовой деятельности осуществляется: 1) производство товаров, 2) оказание услуг, 3) разработка научных идей, 4) аккумуляция информации.

Трудовая деятельность дошкольников включает в себя компоненты любой деятельности (цель, мотив, план, процесс деятельности, результат труда), но их формирование и развитие в дошкольном детстве своеобразны.

http://gendocs.ru/v36916/контрольная_работа_-_воспитание_детей_дошкольного_возраста_в_трудовой_деятельности

http://shporiforall.ru/shpory/shpory-po-doshkolnoj-pedagogike/50-formy-organizacii-trudovoj-deyatelnosti-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

http://mdou42r.narod.ru/pozavatelnie_stranitsi/stranichka_vospitatelya_parfilovoi_eleni_viktorovni/organizatsiya_trudovoi_deyatelnosti_detei_v_doshkolnom_uchrezhdenii/

http://www.moluch.ru/archive/47/5754/

1. Постановка цели. Дети младшего дошкольного возраста не могут самостоятельно ставить цель в труде, т.к. они еще не владеют умением удерживать в памяти весь процесс труда и его результат. Действия ребенка носят не целенаправленный, а процессуальный характер, т.е. он может подметать, стоя на одном месте, или мыть чашку, просто поставив ее под струю воды. Цель не имеет для маленького ребенка смысла, он формулирует ее только для обозначения сиюминутного действия. Для развития способности ставить цель в труде важны осознание цели, умение видеть результат, владение способами действий, навыками. У младших дошкольников все это находится лишь в начальной стадии. На данном этапе роль принадлежит взрослому.

Старшие дошкольники уже могут самостоятельно сформулировать цель своей деятельности и удерживать цель на протяжении всего процесса до получения результата. Однако такие умения проявляются детьми на материале уже известного труда (по самообслуживанию, уборка помещения и др.), но если ребенок встречается с незнакомым ранее содержанием труда, ему нужна, как и малышу, помощь взрослого.

Особенность данного компонента трудовой деятельности дошкольников - участие взрослого. Самостоятельность детей в постановке цели и ее осознание относительны.

2. Мотивы трудовой деятельности. При формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только то, что и как делает ребенок, но и то, почему, ради чего он трудится. Мотивы могут быть разные: потребность в положительной оценке взрослых; самоутверждение; потребность в общении со взрослым; желание чему-то научиться; общественные мотивы (приносить пользу другим), которые свойственны особенно старшим дошкольникам. Дети охотнее принимают участие в труде, даже не имеющем особой привлекательности, если понимают его значение для других.

Все перечисленные мотивы могут быть у детей разного возраста, но лишь в 5 - 7 лет ребенок способен их формулировать.

3. Трудовые действия (процесс деятельности). Младший дошкольник выполняет трудовые действия под непосредственным руководством взрослого, при его показе. Старший дошкольник уже владеет некоторыми трудовыми действиями (убрать постель, подмести и т.д.) и способен обучаться трудовым действиям по словесному объяснению. Детей дошкольного возраста увлекает именно процесс деятельности. Для ребенка любого дошкольного возраста участие взрослого в процессе труда вносит особый элемент привлекательности.

4. Планирование. Это важный компонент. Он включает в себя планирование последовательности действий (организацию работы, исполнение, контроль и оценку как отдельных этапов, так и результата в целом).

Ребенок младшего возраста вообще не планирует свою деятельность, старший дошкольник осуществляет планирование с помощью взрослого. Простые и известные действия ребенок может планировать, рассказать, что и за чем он будет выполнять. Но при получении более сложного задания он испытывает затруднения. Роль взрослого на разных этапах различна: сначала он планирует работу детей сам, затем привлекает их к совместному планированию и, наконец, учит планировать самостоятельно.

5. Оценка. Эта операция сложна для детей дошкольного возраста. Младшим дошкольникам зачастую важен не материальный результат, а моральный, чаще всего выраженный в положительной оценке взрослого. Ребенка старшего возраста интересует достижение практического, материально представленного результата, хотя и оценка взрослого для него также очень важна. С помощью взрослого старшие дети учатся оценивать процесс выполнения и результат своей работы. В 5-7 лет у детей уже могут появляться гордость, удовлетворение от самостоятельно достигнутого результата в труде.

6. Результат. Результат видят все дети. Однако младшим интересен лишь сам процесс выполнения трудовых действий, старшие стремятся к получению результата


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: