Методика написания статьи по проблемам земельного права

Научно-исследовательская и инновационная работа студентов является важнейшим аспектом формирования личности будущего ученого и специалиста высокой квалификации, служит мощным средством селективного отбора кадров для подготовки молодых ученых, сохранения и возобновления научных школ. В Волгоградском филиале РАНХиГС студенты имеют возможность не только приобретать знания и высокую профессиональную квалификацию, но и развивать свои интеллектуальные способности.

Научно-исследовательская работа студентов является одной из важнейших форм учебного процесса. Научные лаборатории и кружки, студенческие научные общества и конференции, - все это позволяет студенту начать полноценную научную работу, найти единомышленников по ней, с которыми можно посоветоваться и поделиться плодами своих исследований. Исследовательской работой занимаются все студенты вузов.

Написание рефератов и бакалаврских выпускных работ невозможно без проведения определенных, даже самых простых исследований. Но основательная научная работа, заниматься которой студента не обязывает учебный план, это лишь часть работы. Студент, который занимается научной работой, отвечает только за себя; лишь от него зависит тема исследования, сроки выполнения, а также, что достаточно важно, будет ли работа использована вообще. Тратя свое свободное время, студент развивает такие важные для будущего исследователя качества, как творческое мышление, ответственность и умение отстаивать собственную точку зрения.

При выборе направления научно исследовательской работы, во-первых, нужно учесть, что поисково-исследовательская тема должна быть:

а) актуальной как с практической, так и с теоретической точек зрения;

б) посильной для выполнения;

в) перспективной для последующего продолжения работы в этом направлении в студенческом научном обществе;

г) достаточно обеспеченной соответствующим первичным материалом;

д) безусловно интересной для исследователя, который стимулирует поисковую инициативу.

Наметьте план и этапы основных мероприятий последующей работы над темой. Для их реализации предусмотрите:

- обоснование темы, выбор объекта и определение цели исследования;

- отбор и анализ научной литературы по выбранной теме, разработка гипотезы;

- составление плана и структуры работы, разработка программы и методики исследования;

- создание своей картотеки, проведение научно исследовательского эксперимента;

- использование информации международной сети INTERNET и т.п.;

- проведение исследования и обобщения его результатов, выводы;

- оформление поисково-исследовательской работы;

- рецензирование работы, защита полученных результатов.

Написание научной статьи требует прежде всего четкого представления об уровне разработки исследуемой темы в науке. Потому-то нужно ознакомиться с основной литературой, которая касается выбранной темы (монографии, статьи). Поиску этой литературы помогут систематический и алфавитный сборники, а также разнообразные библиографические указатели. Литературу целесообразно записывать на отдельные карточки или в тетради, отмечая все данные о труде - фамилии и инициалах автора, названии монографии, статьи или сборника статей, тезисов, месте, году издания, названии издательства, количестве страниц, краткое содержание или цитаты.

Усиливает достоверность полученных результатов комбинированное использование источников разных типов, но очень важно, чтобы эти источники точно отвечали поставленным заданиям и соответствовали теме научной работы. Фактический материал удобнее всего записывать на отдельных карточках с обязательным указанием источника (название произведения, журнала, газеты, словаря и страницы и тому подобное). Записанный на карточки фактический материал удобно анализировать, классифицировать.

Традиционно структура научной работы содержит такие компоненты: вступление, основную часть, выводы, перечень использованной литературы. Возможны также перечень условных сокращений, перечень использованных источников и приложения. Для удобства использования содержание целесообразно подавать сразу после титульной страницы работы с указанием страниц. Заметим: оно может быть оформлено как простой или развернутый план. Научная статья - один из основных видов научной работы. Она содержит изложение промежуточных или конечных результатов научного исследования, освещает конкретный отдельный вопрос по теме исследования, фиксирует научный приоритет автора, делает ее материал достоянием специалистов. Научная статья предоставляется в редакцию в завершенном виде в соответствии с требованиями, которые публикуются в отдельных номерах журналов или сборниках в виде справки авторам. Оптимальный объем научной статьи - 6-10 страниц (0,5 - 0,6 печатной страницы).

Рукопись статьи, как правило, должна содержать полное название работы, фамилию и инициалы автора, аннотации двумя языками (русском, английском) на отдельной странице, список использованной литературы. Статья имеет простую структуру, ее текст, как правило, не разделяется на разделы и подразделы. Условно в тексте можно выделить такие структурные элементы.

1. Вступление - постановка научной проблемы, ее актуальность, связь с важнейшими задачами, которые необходимо решить России, значение для развития определенной отрасли науки или практической деятельности (1 абзац или 5-10 строк);

2. Основные (последние по времени) исследования и публикации, на которые опирается автор; современные взгляды на проблему; трудности при разработке данного вопроса, выделения нерешенных вопросов в пределах общей проблемы, которым посвящена статья (0,5 - 2 страницы машинописного текста через два интервала);

3. Формулировка цели статьи (постановка задачи) - выражается главная идея данной публикации, которая существенно отличается от современных представлений о проблеме, дополняет или углубляет уже известные подходы; обращается внимание на введение в научное обращение новых фактов, выводов, рекомендаций, закономерностей или уточнения известных ранее, но недостаточно изученных. Цель статьи вытекает из постановки научной проблемы и обзора основных публикаций по теме (1 абзац, или 5-10 строк).

4. Изложение содержания собственного исследования - основная часть статьи. В ней освещают основные положения и результаты научного исследования, личные идеи, мысли, полученные научные факты, обнаруженные закономерности, связи, тенденции, программа эксперимента, методика получения и анализ фактического материала, личный вклад автора в достижение и реализацию основных выводов и тому подобное (5-6 страниц).

5. Вывод, в котором формулируется основное умозаключение автора, содержание выводов и рекомендаций, их значения для теории и практики, общественная значимость; кратко обозначаются перспективы последующих разведок по теме (1/3 страницы).

Жанр научной статьи требует соблюдения определенных правил:

* В правом верхнем углу размещаются фамилия и инициалы автора; при необходимости указываются сведения, которые дополняют данные об авторе;

* Название статьи кратко отображает ее главную идею, мысль (как можно меньше слов, лучше - до пяти);

* Инициалы ставят перед фамилией;

* Следует избегать стиля научного отчета или научно-популярной статьи;

* Нецелесообразно ставить риторические вопросы; должны преобладать повествовательные предложения;

* Не следует перегружать текст цифрами 1, 2 и др. при перечнях тех или других мыслей, положений; перечень элементов, позиций следует начинать с новой строки, отделяя их друг от друга точкой с запятой;

* В тексте приемлемым является использование разных видов перечня: сначала, в начале, потом, далее, наконец; во-первых, во-вторых, в-третьих; на первом этапе, на втором этапе.

* Цитаты в статье используются очень редко; необходимо отметить основную идею, а после нее в скобках указать фамилию автора, который впервые ее выразил;

* Все ссылки на авторитеты подаются в начале статьи, основной объем статьи посвящают изложению собственных мнений; для подтверждения достоверности своих выводов и рекомендаций не следует приводить высказывания других ученых, поскольку это свидетельствует, что идея исследователя не нова, была известна ранее и не подлежит сомнению;

* Статья должна завершаться конкретными выводами и рекомендациями.



[1] Дегтярев, С.Л. Юридическая клиника и современное юридическое образование в России: учебно-практическое пособие/ С.Л. Дегтярев. – М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 23.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: